Зачем нужно знать, сколько нас, жителей России? Что говорит статистика о продолжительности жизни россиян? Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?
Знание количества жителей в России важно для государственного планирования и распределения ресурсов. Статистика продолжительности жизни россиян может показать тенденции в здоровье и самочувствии. Современная демографическая ситуация в стране характеризуется сокращением населения из-за низкой рождаемости и высокой смертности.
Вопросы и задания к документу
1. Автор спорит с теми, кто связывает демографические проблемы с низким уровнем жизни в России. Какие аргументы такой точки зрения автор подвергает сомнению?
Автор выступает против связывания демографических проблем в России с низким уровнем жизни населения. Автор подвергает сомнению аргументы, связывающие низкий уровень жизни с демографическими проблемами, указывая на другие факторы, способствующие этой проблеме.
2. Какие причины проблем демографии автор считает основными? Чем он подтверждает своё мнение?
По мнению автора, основными причинами демографических проблем в России являются низкая рождаемость, высокая смертность и низкая продолжительность жизни. Автор поддерживает свою точку зрения, представляя доказательства и данные, подтверждающие, что эти факторы являются основными факторами, влияющими на демографическую ситуацию.
3. Что, по мнению автора, необходимо для решения демографической проблемы в России?
Для решения демографической проблемы в России, по мнению автора, государство должно использовать комплексный подход, включающий повышение уровня жизни, решение вопросов здравоохранения, поддержку семьи. Автор также подчеркивает необходимость политики поощрения роста населения.
4. Выскажите собственное мнение в споре автора со своими оппонентами. При необходимости воспользуйтесь данными переписи 2010 г.
Исходя из переписи 2010 года, можно отметить, что население России сокращается и что правительство принимает меры для решения этой проблемы.
1. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?
Современная демографическая ситуация в России характеризуется сокращением населения из-за низкой рождаемости, высокой смертности и низкой продолжительности жизни.
2. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России? Какие из этих факторов являются долгосрочными?
К факторам, негативно повлиявшим на текущую демографическую ситуацию в России, относятся низкий уровень жизни, слабое здоровье и отсутствие поддержки семей. Некоторые из этих факторов носят долгосрочный характер.
3. Какие позитивные изменения в демографии населения вы могли бы отметить за последние годы?
К положительным изменениям в демографической ситуации в России за последние несколько лет можно отнести усиление государственной поддержки семьи и усилия по улучшению уровня жизни и здоровья.
1. Проанализируйте данные таблицы на с. 201, сделайте выводы о существующей тенденции и её влиянии на демографическую ситуацию.
2. Многие страны Европы столкнулись с серьёзными проблемами в связи с ростом миграции из стран Азии и Африки. Какие меры могут помочь России избежать повторения ситуации с молодёжной преступностью в пригородах Парижа, погромов в Лондоне и др.?
Чтобы избежать повторения ситуации с миграцией, с которой столкнулись многие европейские страны, Россия может принять такие меры, как реализация эффективной иммиграционной политики, улучшение условий жизни и интеграция мигрантов в общество. Также важно устранять коренные причины миграции и оказывать поддержку странам происхождения.
3. Составьте план устного сообщения по теме «Народонаселение России в зеркале демографии».
4. Обратитесь к официальным данным сайта Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и сайта www.demoskope.ru и подготовьте проект на тему «Наш край в зеркале демографии».
1. Как вы думаете, какие социальные ценности сравнил французский писатель и философ Вольтер, утверждая: «Не неравенство тягостно, а зависимость»? Разделяете ли вы данную точку зрения?
Французский писатель и философ Вольтер утверждал, что болезненно не неравенство, а зависимость. Он считал, что социальные ценности равенства и независимости важнее, чем ценности богатства и власти. Согласен ли человек с точкой зрения Вольтера, зависит от его собственных ценностей и убеждений.
2. Вспомните одно из известных творений А. С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте своё мнение.
Одно из известных произведений Александра Пушкина — «Евгений Онегин». Можно ли считать Онегина маргиналом после его прибытия в деревню — вопрос интерпретации. Некоторые могут утверждать, что его действия и поведение в деревне показывают, что он маргинал, в то время как другие могут сказать, что его статус дворянина и его образование отличают его от сельских жителей и делают его менее маргиналом. В конечном счете, каждый читатель должен сделать свою собственную интерпретацию.
3. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, лётчик, шофёр, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, учёный.
В современной России положение людей разных профессий сильно различается. Вот возможное расположение профессий на социальной лестнице: • Ученые и врачи: высший уровень • Юристы, менеджеры и банкиры: средний уровень • Пилоты, учителя и инженеры: средний уровень • Продавцы, брокеры и официанты: уровень ниже среднего • Предприниматели и водители грузовиков: нижний уровень • Сталевары и водители автобусов: самый низкий уровень Это обобщение, и из этого соглашения будут отдельные исключения. Кроме того, у людей могут быть разные мнения о том, какое место должна занимать каждая профессия на социальной лестнице.
4. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:— обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтёт неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признаёт приемлемым, обоснованным;— возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнёрства;— подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Типу социального взаимодействия, называемому «взаимное взаимодействие», соответствуют следующие характеристики: • Взаимный интерес • Взаимодействие выгодно для обеих сторон, и ни одна из сторон не угнетается в той мере, в какой она считает это неразумным или неприемлемым. Каждая сторона получает то, что считает приемлемым и оправданным. • Взаимодействие может быть направлено таким образом, что стороны получают выгоду в том порядке, в котором они хотят, но взаимодействие остается взаимовыгодным. • Взаимодействие основано на взаимном доверии и уважении. Взаимное взаимодействие характеризуется взаимной выгодой и взаимным уважением, когда обе стороны стремятся к достижению своих целей, принимая во внимание потребности и желания другой стороны.
5. Обдумайте приведённые ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убеждён, что ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе — русскому физиологу И. М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».
Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.
Национальность может в определенной степени влиять на поведение человека, на его отношение к работе, на выбор профессии, на культурную принадлежность. Культура, ценности и традиции, с которыми сталкиваются люди, растущие в определенном обществе, могут формировать их убеждения, взгляды и поведение. Однако важно отметить, что каждый человек уникален и имеет право выбирать свой собственный жизненный путь, независимо от его национальности. Кроме того, такие факторы, как образование, личный опыт и взаимодействие с различными культурами, могут расширить кругозор и бросить вызов предположениям о влиянии национальности.
6. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью — как социальный институт или как малую группу?
В этой характеристике Э. Берджес рассматривает семью как небольшую группу взаимодействующих личностей. Автор рассматривает семью как совокупность индивидуумов, находящихся в отношениях друг с другом, а не как жесткий социальный институт. Эта точка зрения подчеркивает роль личных связей и отношений внутри семьи.
7. В одном из классов прошло обсуждение вопроса «Чем является для меня моя семья и что она для меня значит?». Среди высказанных соображений были следующие: «Семья — это самые родные, близкие люди», «Семья — это вся моя жизнь. Я учусь у родителей очень многому, чему не научился бы сам», «В семье я научился думать», «Для меня семья — это большой коллектив. Если что-нибудь нужно сделать, мы делаем всей семьёй». К каким мнениям вы могли бы присоединиться? Почему? Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?
На вопрос «Что для меня моя семья и что она значит?» мнения людей в классе разделились. Некоторые видели в своей семье источник любви, поддержки и утешения, в то время как другие чувствовали, что семья оказывает на них давление и ограничивает их свободу. Были и те, кто видел в своей семье источник конфликтов и негативных переживаний. Это подчеркивает тот факт, что семьи сложны и могут иметь разное значение для разных людей в рамках одной семейной ячейки.
8. Как вы понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости — консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор — справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?