Кого считать молодым? Каковы интересы и устремления молодых? Молодёжная субкультура: быть похожим или отличаться? Вопросы и задания к документу 1. Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп? Сравните полученные данные. Сделайте выводы. 2. На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений? 3. Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему? 1. В чём выражается противоречивость положения молодёжи? 2. Каковы основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы? 3. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы? 4. Что можно считать показателем социальной зрелости человека? 5. Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников? 6. Что включает понятие «молодёжная субкультура»? 7. В чём особенности субкультуры российской молодёжи? 1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие ещё критерии вы могли бы назвать в качестве главных. Аргументируйте свой ответ. 2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте. 3. Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры. 4. Фонд общественного мнения провёл репрезентативные опросы россиян. Один из вопросов звучал так: «Что из перечисленного означает успех в жизни лично для вас?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) для нескольких возрастных групп представлены в таблице. На основе таблицы сформулируйте и обоснуйте несколько выводов: а) об основных показателях успеха в жизни молодёжи; б) о сходстве и различиях в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются сходство и различия.