У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ Алексей Павлович Чапыгин Вячеслав Яковлевич Шишков Сергей Николаевич Сергеев-Ценский Страница 147 Вопросы и задания 1. Только ли «местный» или этнографический интерес заключён в повествованиях таких писателей, как В. Шишков, А. Чапыгин, С. Сергеев-Ценский? Свой ответ аргументируйте. 2. Как обогащают собирательный образ России, Русской земли сибирские образы В. Шишкова, картины Беломорья А. Чапыгина, донские степи С. Сергеева-Ценского? 3. Знаете ли вы памятные места в своём городе, связанные с именами писателей-земляков? Расскажите об их вкладе в русскую литературу. 4. В чём сходство «Угрюм-реки» В. Шишкова с произведениями М. Горького? 5. Как перекликаются и взаимно дополняют друг друга «Печаль полей» С. Сергеева-Ценского и «Деревня», «Антоновские яблоки» И. Бунина? СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ Предшественники символизма Как рождается многозначность символа? Теоретические и поэтические самоопределения символизма Основные черты символизма как философско-художественного течения, его открытия и кризис 1910-х годов Художественные открытия старших символистов. Творчество В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта Страница 190 1. Что вы знаете о жанре сонета, его стилистических и ритмических особенностях? Докажите, что указанное стихотворение — классический сонет, причём в «русском» его варианте. 2. Обратитесь к эпиграфу, открывающему сборник «Сонеты солнца, мёда и луны»: Слово песни — капля мёда, Что пролился через край Переполненного сердца. Испанская песня Определите основную тему сборника и входящего в него стихотворения, выбранного нами для анализа. Чему посвящён сонет? 3. Какова роль символической триады (солнце, мёд, луна) в раскрытии содержания стихотворения? 4. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Кто он — путешественник, охотник, певец-язычник? Что воспевает герой? 5. Выделите языковые и ритмико-интонационные элементы, определяющие напевность, музыкальность стиха Бальмонта (повторяющиеся рифмы, аллитерации и т. д.). 6. Приведите примеры яркой образности, метафорической новизны Бальмонта-художника (например, уподобление солнечного луча «ходу струны» и т. п.). 7. Что представляет собой девиз, завершающий стихотворение? Как соотносится авторская «тройная» формула жизни с указанной выше триадой из первой строки сонета? 8. Сонет издавна рассматривался как интеллектуальный жанр лирики. Докажите это на примере данного стихотворения. В чём смысл конфликта старших и младших символистов? Страница 194 Вопросы и задания 1. Почему в понятии «Серебряный век» так много ностальгии по ушедшей, утонувшей в войнах, революциях артистичной эпохе? Как вы понимаете строки А. Ахматовой из «Поэмы без героя»: И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл? 2. Каковы истоки русского символизма? 3*. Можно ли считать (и с какими поправками) Серебряный век самым новаторским и самым традиционным? Что выбирали символисты из «фонда преемственности», из наследия XIX века как нечто своё? Почему А. Григорьев или А. Фет оказывались важнее, дороже Н. Некрасова и В. Белинского? 4. Почему литературный скандал приобретал характер универсального средства для обновления поэтического олимпа? 5. Можно ли понимать многие заявления первых символистов буквально? Что означали такие «вызывающие» заявления: «Стремлюсь к тому, чего не знаю» (З. Гиппиус), «Моё единое отечество —/ Моя пустынная душа» (К. Бальмонт)? 6. Каким образом сосуществуют два мира — земной и небесный, грубо-вещественный и незримо-идеальный — в поэзии символизма? Что такое символ? Как соотносятся символ и образ в литературе? Писатель М.М. Пришвин утверждал: «Символ — это указательный палец образа в сторону смысла. Искусство художника состоит в том, чтобы образ сам своей рукой указывал, а не художник подставлял бы свой палец». В чём он прав? Как образ может вырасти до обобщения-символа? 7. Как соотносятся символ, метафора, аллегория? Что вносит метафора в процесс познания мира в его единстве? 8*. Почему М.И. Цветаева, сравнивая себя с суровым, строгим, словно закованным в латы мастерства Брюсовым, писала: «В Вас больше берегов, во мне — течения»? Какое влияние оказала поэзия Брюсова на творчество его современников? 9. Как влияет звукообраз Брюсова «гунны — чугунный» на развитие поэтической мысли о кочевниках красоты, о гуннах, идущих в одряхлевший мир изнеженной культуры? 10. Почему столь естественно было приятие Брюсовым Октябрьской революции? 11*. В чём заключается обновляющий смысл и опасность музыкальной стихии в поэзии («Слова — хамелеоны, / Они живут спеша. / У них свои законы, / Особая душа»)? 12*. Прочитайте стихотворение Бальмонта «Придорожные тра-вы» из книги «Будем как Солнце». В чём общность мотивов этого стихотворения и некрасовской «Тройки»? 13*. Прочитайте стихотворение Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…». С помощью каких художественно-изобразительных средств в нём раскрывается тема «восхождения», поэтического познания мира? 14*. Попробуйте самостоятельно рассмотреть мелодическое богатство, секреты звукописи в таких стихотворениях Бальмонта, как «Лунный луч» («Я лунный луч, я друг влюблённых…»), «Змеиный глаз», «Фантазия». 15*. Почему символизм в известном смысле «надорвался», пытаясь соединить различные миры, преодолеть собственное двоемирие? Почему возникли идеи реалистического символизма, воля к преодолению символизма у акмеистов, яростная неприязнь к нему у футуристов? 16. Андрей Белый, умерший от солнечного удара, как будто предвидел: Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел. Думой века измерил, А жизнь прожить не сумел. Почему среди поэтов Серебряного века так много разбитых жизней, разлучённых семей, одиноких душ? Не оправданно ли нередкое предвидение символистами своих же судеб?