ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН Страница 419 Прочитайте рассказ В. Распутина «Не могу-у…», вошедший в книгу «Век живи — век люби» (1982), и проанализируйте его, опираясь на следующую систему вопросов и заданий. 1. Обратитесь к началу повествования. Укажите в нём характерные признаки жанра путевого очерка. Какой тон повествованию задаёт экспозиционная часть рассказа — описание поезда, вагона и пассажиров? 2. Что более всего поражает автора-повествователя во внешнем облике пьяного страдальца? Как соотносятся в нём «прежний человек» и «догорающее чёрным жаром» человекоподобное существо? Что побуждает рассказчика вспомнить имена Стеньки Разина и Ермака, Минина и Пожарского? Почему так важна в рассказе эта историческая ретроспектива? 3. Как соприкосновение с чужой трагедией выявляет меру человеческого в каждом из участников «дорожной» сцены? Какими «болевыми точками» изобилует беседа «проезжающих» с опустившимся человеком со странным именем Герольд? Какую роль в характеристике героя играют слова «бич», «бичевать» (одна из расшифровок слова «бич» — «бывший интеллигентный человек»)? 4. Какое новое звучание обретает в финале рассказа тема дороги, жизненного пути? Как в контексте общей проблематики рассказа звучит последний диалог: «—А куда едешь? Где сходить тебе? — неловко и озадаченно спросил ещё верзила. Мужик вскинул голову и прокричал: — Где сбросят. Понятно? Где сбросят…» 5. Какие «знаки беды» разглядел Распутин-художник в так называемые «застойные» годы российской жизни? Какое продолжение получила тема «убывания» человека в последующем творчестве писателя? В чём глубинный смысл основного лейтмотива повествования — реплики-стона «Не могу-у…»? Страница 437 1. Какими вопросами, тревогами и сомнениями насыщено творчество Распутина разных лет? Что доминирует в проблематике его произведений? 2*. В чём заключаются нравственные уроки повестей Распутина «Деньги для Марии» и «Последний срок»? Как заявлена в них тема духовной разобщённости людей, разрушения общего «лада» русской жизни? Какие черты национального характера находят своё отражение в образах Марии и старухи Анны? 3. В чём смысл названия повести Распутина «Живи и помни»? Чем объединены и в чём различны трагедии Андрея и Настёны Гуськовых? Что составляет сложный «лабиринт сцеплений» в психологической жизни главной героини повести и в частности — в её финальном роковом решении? 4. Что составляет основную нравственную коллизию повести «Прощание с Матёрой»? В чём противопоставлены в ней образы материнских старожилов и «обсевков», «пожёгщиков», призванных осуществить идею «покорения» природного пространства Матёры? Какова роль символических образов, составляющих особое пространство повести: царственного лиственя, «Хозяина» — доброго духа земли, и других? Чем «высветлен», оправдан печальный финал повести о гибели Матёры? 5. Как в повестях Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана» соединяются злободневное, социальное и вечное, непреходящее? Что представляют собой силы зла, с которыми сталкиваются Иван Петрович и семья Тамары Ивановны? Как в обоих произведениях решается традиционная тема смирения и протеста, моления и противостояния злу? 6*. Сопоставьте проблематику и героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана» и рассказа «Нежданно-негаданно». Что изменилось в сознании писателя, его взгляде на «русскую беду»? В чём заключается неоднозначность, противоречивость позиции художника?