ВВЕДЕНИЕ Страница 8 Вопросы и задания 1. Что вам близко в русской литературе XX века? Какой период её развития, какая её ветвь кажутся вам наиболее значимыми? 2. Почему так много поколений преждевременно теряло своих поэтов? Что имел в виду Б. Пастернак, сказавший о вакансии поэта: «…она опасна, если не пуста»? 3. Что позволяет говорить об условности деления русской литературы XX века на эмигрантскую, советскую и т. п.? В чём, кроме единого русского языка и общности классического наследия, видите вы глубокое единство отечественной литературы? 4*. Какова роль литературной классики XX века в осознании сложности путей развития современного мира? НАЧАЛО XX ВЕКА: ОЖИДАНИЯ, ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ МАСТЕРОВ КУЛЬТУРЫ Страница 16 Вопросы и задания 1. Почему образ стремительного движения, резкой смены и обновления в системе ценностей, в состоянии души всегда властвует в сознании художников в конце столетия? Соотнесите свой ответ с тем определением поэта, какое дал в одном из стихотворений Б.Л. Пастернак: «Ты — вечности заложник, у времени в плену». 2. Вспомните образные характеристики XX века как века движения, бури, грядущего Апокалипсиса. Чем они были вызваны? 3. Что означало для культуры вторжение «низовой», мужицкой России в сферу истории, политики, языка? Почему этот «массовый пришелец» и вдохновлял, и страшил поэтов Серебряного века? 4*. Что объединяло в начале XX века художников М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, композиторов С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина и лучших поэтов, прозаиков этого времени? Прав ли был О.Э. Мандельштам, сказавший о своём и всеобщем ощущении XX века: «Мне на плечи кидается век-волкодав...» («За гремучую доблесть грядущих веков...»; 1931, 1935)? СУДЬБА РЕАЛИЗМА: ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО И А.П. ЧЕХОВА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ Лев Толстой в начале XX века: итоги и перспективы реализма А.П. Чехов: преодоление романтических иллюзий и «футлярности» человеческой жизни Страница 30 Вопросы и задания 1. Какова роль классиков XIX века, прежде всего Л. Толстого и Чехова, в поисках новых форм и средств реалистического отображения жизни? 2. В чём суть отличия натурализма с его внешним жизнеподобием от реализма, допускающего условные формы (фантастика, гипербола, гротеск и т. п.)? Какой из названных методов глубже проникает в сущность жизненных явлений? Докажите свою точку зрения. 3. В чём состояла «перспективность» толстовского реализма на рубеже веков? Что можно отнести к главным художественным открытиям Л. Толстого? 4. Какое место в творчестве Чехова занимает тема разрушения романтических иллюзий, «футлярного» существования человека? Что порождает духовную немощь чеховских героев, живущих «в долг», обесценивающих собственную жизнь?