menu


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 292-313




НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ

Страница 292

1. Тема творчества и творца в стихотворении и рассказе (с привлечением широкого литературного контекста: «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова, «Гамбринус» А.И. Куприна, «Смычок и струны» И.Ф. Анненского, «Скрипка стонет под горой…» А.А. Блока, «Скрипка и немножко нервно» В.В. Маяковского).

2. Судьба Мастера и его облик в стихотворении и рассказе (образ мальчика-скрипача в «Волшебной скрипке» и мэтра Паоло в «Скрипке Страдивариуса»).

В стихотворении "Волшебная скрипка" и рассказе "Скрипка Страдивариуса" оба образа, Мастер и мэтр Паоло, представлены как искушенные и влиятельные фигуры в мире музыки, каждый с собственной трагической судьбой.

В "Волшебной скрипке" Мастер является наставником для юного поэта, который ищет смысл в творчестве и искусстве. Мастер обладает глубоким пониманием цены творчества и предостерегает ученика от возможных опасностей, связанных с поэтическим призванием. Он передает мальчику волшебную скрипку, символизирующую бремя творчества и ответственность перед искусством.

В "Скрипке Страдивариуса" мэтр Паоло Белличини также является опытным музыкантом, но его история носит оттенок трагедии. В поисках идеального звука он обнаруживает недостатки в своей любимой скрипке и в отчаянии уничтожает её. Этот акт агрессии и саморазрушения символизирует его внутренний конфликт и невозможность принятия недостатков собственного творчества.

3. Противоборство Света и Тьмы в сфере высокого искусства (тема искушения художника, вмешательство тёмных сил в процесс творчества, духовного самосознания).

В противоборстве Света и Тьмы в сфере высокого искусства, особенно в теме искушения художника и вмешательства темных сил в процесс творчества, авторы стихотворения "Волшебная скрипка" и рассказа "Скрипка Страдивариуса" представляют два различных подхода.

В стихотворении "Волшебная скрипка", учитель наставляет ученика о верности своему творчеству и об опасности искушения славой. Он призывает поэта посвятить себя поэзии без ожидания признания или стремления к славе, иначе его дар может превратиться в проклятие. Истинный художник должен быть готов пойти на все, даже на смерть, чтобы выразить себя и принести радость людям.

В рассказе "Скрипка Страдивариуса", Н. Гумилёв размышляет о выборе между путем творчества и путем греха. Мэтр Паоло Белличини избирает путь греха, искушения, который предложил ему незнакомец. Он не сможет простить скрипке ее несовершенства и в конечном итоге убивает ее, тем самым убивая себя. Это показывает, что тот, кто выбирает путь "бешеного взлета", становится безобразной игрушкой в руках тьмы.

4. Черты неоромантизма в сравниваемых произведениях (наличие острого, напряжённого сюжета, неприятие скуки обывательского существования, присутствие сильной личности, ставящей перед собой грандиозные сверхзадачи).

Оба рассматриваемых произведения характеризуются чертами неоромантизма. Они обладают острым, напряженным сюжетом, который захватывает внимание читателя и создает эмоциональное напряжение. В обоих произведениях художники исследуют темы высокой духовности, творчества и сверхъестественного, не признают обыденности и стремятся к высшим идеалам. Главные персонажи обладают сильной волей и амбициями, они стремятся к большему и идут на риск ради своих идеалов. В стихотворении "Волшебная скрипка" учитель поэзии наставляет ученика о высших целях творчества, а в рассказе "Скрипка Страдивариуса" мэтр Паоло Белличини ставит перед собой задачу создать идеальную скрипку, но падает в искушение и разрушает свое творение. 

5. Особый, экспрессивный стиль повествования в «Скрипке Страдивариуса», высокая патетика в «Волшебной скрипке» (сравнить диалог мэтра Паоло с «незнакомцем» со II и III строфами стихотворения, выделив приёмы экспрессивного воздействия прозы и стиха на читателя).

В обоих произведениях наблюдается использование особого, экспрессивного стиля повествования, который направлен на создание высокой патетики и эмоционального воздействия на читателя.

В стихотворении "Волшебная скрипка" Н. Гумилёва, стиль основан на использовании богатого образного арсенала, метафор и эпитетов. Используемые образы, такие как "тёмный ужас начинателя игры" и "бешеные волки в кровожадном исступленье", создают атмосферу напряжения и страха перед неизвестным будущим. Этот стиль также подчеркивается использованием ритмических и звуковых приемов, таких как чередование звуков "з" и "с", что делает чтение стихотворения более выразительным и эмоционально насыщенным.

В рассказе "Скрипка Страдивариуса" Н. Гумилёва также присутствует экспрессивный стиль, который выражается в глубокой эмоциональной окраске повествования. Автор использует описания, которые оживляют объекты, такие как скрипка, олицетворяя их и придавая им человеческие качества. Страдивариус воспринимается не просто как инструмент, но как существо, способное "покорно передавать все оттенки благородной человеческой мысли". Этот прием придает повествованию глубину и эмоциональную напряженность, вызывая у читателя сильные эмоции.

6. Решение Гумилёвым извечной проблемы «личность — творчество — Истина» в указанных произведениях. Соотнесите их содержание с фразой Гумилёва в его статье «Жизнь стиха»: «И тот, кто… забудет о вечной, девственной свежести мира, поверит, что есть только мука, пусть кажущаяся музыкой, тот погиб, тот отравлен. Но разве не чарует мысль о гибели от такой певучей стрелы?»

В рассказе "Скрипка Страдивариуса" Н. Гумилёв прослеживает два пути в искусстве и жизни: путь творчества, связанный с трудом, преданностью и духовным ростом, и путь искушения, ведущий к разрушению и погибели. Страдивариус, являясь символом труда и преданности искусству, создает инструмент, который отражает благородные человеческие качества и говорит с людьми на уровне духовных ценностей. В отличие от этого, персонажи, выбравшие путь искушения, падают в гордыню и зависть, что приводит их к саморазрушению.

7. В рецензии Вяч. Иванова на сборник «Жемчуга» поэзия Гумилёва названа лирическим эпосом. Соответствует ли это определение содержанию рассмотренного стихотворения? Можно ли отнести его к рассказу «Скрипка Страдивариуса»?

Определение лирического эпоса как сочетания черт эпоса и лирики применимо к творчеству Николая Гумилёва, включая рассказ "Скрипка Страдивариуса". В этом рассказе Гумилёв использует лирическую лицензию, чтобы передать чувства и эмоции своего героя, мэтра Паоло Белличини, относительно его скрипки Страдивариуса. Рассказ о скрипке не только как об инструменте, но как о живом существе, способном взаимодействовать с художником и отражать его состояние души, придает произведению эпическую глубину, одновременно оставаясь лирическим в выражении чувств и эмоций героя.

Экзотические образы и стремление к изображению далеких стран, характерные для Гумилёвской лирики, также присутствуют в рассказе "Скрипка Страдивариуса". Страсть мэтра к скрипке и его внутренние конфликты передаются читателю через образы, создавая атмосферу экзотики и приключений.

Жизнь во имя Слова

Стихотворения «Жираф» (1908) и «Кенгуру» (1910) как путешествия в глубь души

Страница 302

Вопросы и задания 

1. Многие строки Гумилёва создают впечатление о замкнутом, суровом характере поэта. Так ли это? Где сквозь маску просматривается его уязвимая душа, ранимое сердце? Для чего была нужна ему экзотическая среда Африки, озеро Чад, его жирафы, кенгуру, леопарды?

Его поэзии сквозь экзотические образы Африки, озера Чад, жирафов, кенгуру и леопардов просматривается стремление к сверхъестественному, духовному возвышению и постижению смысла жизни. Экзотика не является самоцелью, а скорее выражает его внутренние мысли, мечты и мировоззрение.

Современники Гумилёва не всегда понимали глубину его поэтического вдохновения, но экзотические образы служили для выражения его мыслей о духовном прозрении и стремлении к интуитивному пониманию сущности мира. Эти образы помогали ему обнаружить внутреннюю гармонию и красоту в противоречиях окружающего мира.

В стихотворении "Жираф" Гумилёв использовал географические образы для самоанализа и выражения своего стремления к преодолению обыденности и усталости. Жираф становится символом нового взгляда на жизнь, на поиск удивительного и прекрасного даже в серых буднях.

2. Объяснения в любви или ожидания любви у Гумилёва часто связаны с «посредниками», с «отражающими зеркалами». Проанализируйте с этих позиций стихотворения «Жираф», «Кенгуру», «Индюк».

В "Жирафе" жираф предстает как символ удивления, чуда и неповторимости мира, который хочет вернуть лирический герой. Однако его собеседница, изображаемая как женщина, слишком погружена в свои мысли и темные настроения, чтобы увидеть истинную красоту и волшебство жизни. Озеро, выступая как зеркало, символизирует соединение двух различных миров — мира природы и внутреннего мира человека. Таким образом, жираф и озеро играют роль посредников, помогая лирическому герою осознать свои чувства и желания.

В "Кенгуру" сад и кенгуру также выступают в качестве символов, представляющих ожидание искренней любви и защиты. Героиня ищет комфорт и понимание, и её желание ласки и заботы выражается через образ кенгуру, которое символизирует безопасность и тепло. Озеро Чад, подобно зеркалу, отражает её чувства и мысли, помогая ей осознать свои желания и потребности.

3. О чём печалится, к чему взывает поэт в стихотворениях «Шестое чувство» и «Слово»? В чём отличие лирического героя от массы «слепцов», обменявших чудо — Слово на «умное число», на ряды цифр?

В "Шестом чувстве" поэт печалится о том, что человек не в состоянии понять некоторые аспекты мира через обычные пять чувств. Он выражает надежду на получение шестого чувства, органа самовыражения, который поможет человеку понять сущность бессмертных стихов и других невидимых аспектов жизни. В этом стихотворении лирический герой отличается от "слепцов", которые обменяли чудеса на "умное число", на мирскую материальность.

В "Слове" Гумилёв превозносит значение Слова как Божественного начала, создающего и упорядочивающего мир. Поэт возвышает значение поэтического слова и выражает печаль о том, что современники забыли его силу. Он утверждает, что мертвые слова, лишённые духа, несут в себе злобу и разрушение, в то время как слово, наполненное верой и духовностью, является Богом самим. Таким образом, в "Слове" лирический герой отличается от бездуховных современников, которые утратили веру и духовность, и сравнивает их с "омертвелыми".

4. Почему поэтическое сознание так часто включает элементы детской доверчивости к людям, к миру, наивности Моцарта, одержимости Орфея? Что даёт человеку, живущему в мире, видение некоего Сверхмира?

Поэтическое сознание включает элементы детской доверчивости к людям и миру, а также наивности, поскольку они помогают поэту или литератору ощутить мир с новой, свежей перспективы. Детская наивность и вера в добро и чудеса могут помочь поэту или писателю видеть мир как место, полное возможностей и потенциала, в котором все еще можно найти чудо и красоту. Это может вдохновить на творчество и помочь выразить чувства и эмоции более ярко и эмоционально.

Также включение элементов детской наивности может создать атмосферу удивления и загадки в произведении, привлекая внимание читателей и заставляя их задуматься над смыслом произведения и миром в целом.

Что касается видения некоего Сверхмира, это представление о чем-то высшем, трансцендентном, выходящем за пределы обычного мира. Для человека, живущего в мире, видение такого Сверхмира может быть источником вдохновения, надежды и веры во что-то большее и возвышенное. Это позволяет поэту или писателю ощутить себя частью чего-то более глубокого и значимого, что может стать источником вдохновения для их творчества и жизни в целом.

5*. В конце XX века стали модны писатели с «изменённым состоянием сознания», создатели комплексной, виртуальной реальности вроде В. Пелевина. Как с этих позиций выглядит весь путь «Заблудившегося трамвая» Н. Гумилёва? Можно ли считать это стихотворение свидетельством катастрофы в душе поэта?

Путь "Заблудившегося трамвая" Николая Гумилёва можно рассматривать с точки зрения изменённого состояния сознания, подобного тем, которые описывают писатели современности, такие как Виктор Пелевин. В этом стихотворении Гумилёв описывает свой внутренний мир, его путешествие сквозь хаос и абсурд революционной эпохи.

"Заблудившийся трамвай" представляет собой метафору пути поэта в этой новой реальности. Он описывает своё путешествие через странные и необычные миры, где реальность смешивается с фантазией и кошмаром. Метафорический образ трамвая, движущегося в прошлое, отражает беспорядок и хаос времени, в которое погружён поэт.

Символические образы в стихотворении, такие как мёртвые головы и Машенька, служат как аллегорические представления об утрате и разрушении. Эти образы символизируют потерю идеалов, разочарование в обществе и своей судьбе.






ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 1 Страница 292-313