АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
Страница 225
1. Известно, что Блок «примерял» это название к разным стихотворениям цикла. Почему именно на это стихотворение пал окончательный выбор автора?
Александр Блок присваивал это название нескольким стихотворениям своего цикла, но "Россия" выбрал как окончательное название, возможно, потому что оно наилучшим образом передавало основную тему и идею всего цикла, а именно его отношение к России как к патриархальной матери и вдохновителю.
2. Как развивается центральный образ стихотворения? Можно ли уподобить отношение Блока к России сыновнему чувству, любви сына к матери, как это было в лирике Н.А. Некрасова? Докажите, что Россия у Блока — прежде всего лирический образ.
В стихотворении центральный образ России развивается как противоречивый и многогранный. Его отношение к России можно уподобить сыновнему чувству или любви сына к матери, но при этом оно также пронизано горечью, разочарованием и надеждой на перемену. Россия для Блока — это прежде всего лирический образ, символизирующий Родину и внутренние переживания поэта.
3. Обратите внимание на обилие эмоционально насыщенных эпитетов, характеризующих внутреннюю противоречивую сущность Руси («нищая Россия», «избы серые», «разбойная краса», «прекрасные черты» и т. п.). В чём проявляется «двуликое» начало России-девы, России-жены?
Обилие эмоционально насыщенных эпитетов и противоречивых характеристик России в стихотворении отражает внутреннюю сложность образа. "Двуликость" России проявляется в её противоречивости, в том, как она одновременно представлена как "нищая" и "прекрасная". Это отражает разные аспекты её истории и судьбы.
4. Охарактеризуйте образ лирического героя стихотворения. Что доминирует в его отношении к «нищей» России, что стоит за признанием: «Тебя жалеть я не умею»? Обратите внимание на экспрессивные формы поэтической речи (вопросы, восклицания, умолчания), вносящие дополнительные оттенки в лирическое высказывание.
Лирический герой стихотворения предстает как человек, который чувствует глубокую связь с Россией, но при этом не жалеет её и не пытается её спасти. Его отношение к России наполнено болезненным пониманием её противоречий и надеждой на перемену. Экспрессивные формы поэтической речи, такие как вопросы, восклицания и умолчания, усиливают эмоциональность лирического высказывания.
5. Какова композиционная роль последней строфы стихотворения? В чём музыкальность, смысловая завершённость её строения? Объясните авторскую формулу «И невозможное возможно…». Соотнесите её с высказыванием Блока: «Всё будет хорошо, Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться» (из записной книжки от 22.04.1917).
Последняя строфа стихотворения подчеркивает оптимистическое настроение лирического героя. Она заключает стихотворение музыкально и смыслово, подчеркивая надежду и веру в то, что "невозможное возможно". Фраза "И невозможное возможно" выражает надежду на изменения и лучшее будущее для России, что соответствует известному высказыванию Блока из его записной книжки.
6. Каковы жанровые особенности этого стихотворения? Соотнесите его с лирикой XIX века («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Родина» М.Ю. Лермонтова, «Умом Россию не понять…» Ф.И. Тютчева, «Родина» Н.А. Некрасова). Что роднит его с традицией и что отличает?
Стихотворение Блока можно отнести к лирике XIX века, в частности, к лирическим произведениям, посвященным Родине и её судьбе. Оно наследует традиции патриотической лирики, но отличается от них своими более современными и многозначными образами и эмоциями. Это стихотворение Блока проявляет более сложное отношение к России, включая разочарование и надежду на перемену.
Поэма «Двенадцать» (1918): «...всем сознанием — слушайте Революцию»
Страница 236
Вопросы и задания
1*. Может ли быть признан в России общенациональным поэтом художник-модернист? Или он «обязан» быть реалистом? Свой ответ аргументируйте.
2. Каковы особенности пейзажа в ранней лирике Блока? Как поэт изображает свою малую родину — Шахматово?
3. Что позволяет рассматривать образ Прекрасной Дамы как воззвание ко всему идеальному, что есть в душе человека?
4*. Обратитесь к стихам, входящим в «контекст» «Незнакомки». Что позволяет рассматривать их как небольшой самостоятельный цикл?
5*. В каких стихотворениях поэт узнаёт своё «я» в чужих судьбах, миропонимании? Что представляют собой эти «двойники» Блока?
6. Как представлена в поэзии Блока тема «страшного мира»? Какой смысл вкладывает поэт в это понятие? О каких драмах в судьбе молодого поколения, его отношениях говорит стихотворение «На железной дороге»?
7. Рассмотрите многоплановость тревог и ожиданий поэта — и от народа, и от интеллигенции — в цикле «На поле Куликовом». Как перекликаются метафоры «закат в крови» и «мировой пожар в крови» («Двенадцать»)?
8. Что представляет собой образная система поэмы «Двенадцать»? Почему в основе изображаемых Блоком картин лежит принцип контраста?
9. Насколько органично вошёл образ Христа в стихию деяний и шествия апостолов новой жизни в поэме «Двенадцать»? Можно ли говорить, вслед за М. Волошиным, о том, что это не Христос идёт во главе колонны, а красногвардейцы конвоируют Христа?
10*. Познакомьтесь с речью Блока «О назначении поэта». Как соотносятся её основные положения с творчеством Блока?
Иллюстративные тетради и форзацы учебника
ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ
Иннокентий Анненский: между символизмом и акмеизмом
Кризис символизма в 1910-е годы
Акмеизм. Смысл его манифестов
Что такое футуризм?
Игорь Северянин
Кубофутуризм
Велимир Хлебников
Новокрестьянские поэты 1910-х годов
Образно-стилистический мир поэзии Н.А. Клюева
Взаимовлияние символизма и реализма
Страница 285
1. Как язык символизма, его образный мир входил в интерьер квартир, в стиль речи городской интеллигенции, в мысли и ощущения многих читателей?
Язык символизма и его образный мир стали важной частью культурного контекста начала XX века. Этот язык проник в интерьер квартир и стиль речи городской интеллигенции, а также в мысли и ощущения читателей. Он отражал дух времени и поиски новых выразительных средств. Символизм часто использовал метафоры, символы и аллегории для передачи сложных чувств, идеалов и абстрактных понятий.
2. Почему так сложны, зыбки, подвижны в поэзии И. Анненского символы часов, маятника, шарманки? Сопоставьте мысль Анненского о том, что «петь нельзя, не мучась», с мнением М. Цветаевой, говорившей, что ничто мучительное не должно стать «муко́й», пусть лучше будет «му́кой».
Символы часов, маятника и шарманки в поэзии Иннокентия Анненского служили для передачи идеи о времени и его проходящей природе. Он видел поэзию как что-то, что должно мучить, требовать усилий и обдумывания. В отличие от этого, Марина Цветаева высказала идею, что "мучительное" не должно становиться "мукой", что творчество должно быть исполнено с любовью и пониманием, а не превращаться в мучение.
3. В чём смысл строк А. Блока из поэмы «Соловьиный сад»?
Пусть укрыла от дальнего горя
Утонувшая в розах стена,
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна.
Стихи А. Блока из поэмы "Соловьиный сад" выражают идею о том, что внешний мир и заботы могут быть забыты, если внутри нашего собственного мира, внутри нашей души, звучит песня искусства и духовного возвышения. Это мотивация для того, чтобы погрузиться в мир искусства и создать что-то прекрасное, несмотря на окружающие трудности.
4. О каком мужестве во взгляде на мир, предметности, вещественности мира заговорили акмеисты? Сравните земную, почти реальную героиню ранних стихов А. Ахматовой и «Незнакомку», силуэт красоты, А. Блока.
Акмеисты поднимали в поэзии тему предметности, ясности и материальности мира, что можно назвать "мужеством" в их взгляде на мир. Они ставили акцент на конкретных объектах и образах, а не на абстракциях, и считали, что искусство должно быть точным и четким. Анна Ахматова и Александр Блок использовали пространственные и материальные образы, чтобы передать свои чувства и мысли.
5. Почему в поэзии акмеизма стали важны образы архитектуры, подчёркивающие материальность мира?
В поэзии акмеизма архитектурные образы подчеркивали материальность и конкретность мира. Они служили как метафоры для изображения живых образов и чувств, что делало поэзию акмеистов более яркой и наглядной.
6. Что несли в своём бунте теоретики футуризма — обновление искусства или избыток грубого разрушительства? Почему А.В. Луначарский позднее не раз будет говорить Маяковскому о его свите: «Люблю тебя, моя комета, но не люблю твой длинный хвост»?
Футуристы стремились к обновлению искусства, но их методы иногда выглядели слишком радикальными и деструктивными. А.В. Луначарский, в своей фразе о "длинном хвосте", мог иметь в виду, что художественное выражение не должно теряться в излишней экстравагантности и формализме, а должно оставаться доступным и понятным для аудитории.
7. В чём проявилось новаторство Велимира Хлебникова в области поэтического языка? Как в его творчестве соединялись мифологические мотивы и реалии современной жизни?
Новаторство Велимира Хлебникова в области поэтического языка заключалось в создании собственного поэтического словаря и грамматики, что позволяло ему выразить свои идеи о новом мире и мифологии. Он соединял мифологические мотивы с реалиями современной жизни, создавая уникальный поэтический мир.
8*. Почему фанатикам фонетики, «играющим» с заумным, абсурдным словом, расщепляющим его на созвучия, не удалось надолго задержаться на поэтическом Олимпе?
Фанатики фонетики, играющие с заумным и абсурдным словом, сталкивались с ограниченным восприятием со стороны публики и критиков. Их поэзия была часто непонятной и далекой от традиционного поэтического языка, что могло вызывать непонимание и даже отторжение.
9. Почему «крестьянская купница» (т. е. совокупность, содружество) быстро завоевала признание? В какой мере её успех связан с выходом на арену истории миллионов крестьян, явившихся искать «землю, и волю, и лучшую долю»?
"Крестьянская купница" быстро завоевала признание как символ солидарности и единства миллионов крестьян, искавших справедливость и лучшие условия жизни. Этот образ вписывался в социальные и политические аспекты той эпохи, когда крестьяне играли важную роль в истории России.