АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК Страница 225 1. Известно, что Блок «примерял» это название к разным стихотворениям цикла. Почему именно на это стихотворение пал окончательный выбор автора? 2. Как развивается центральный образ стихотворения? Можно ли уподобить отношение Блока к России сыновнему чувству, любви сына к матери, как это было в лирике Н.А. Некрасова? Докажите, что Россия у Блока — прежде всего лирический образ. 3. Обратите внимание на обилие эмоционально насыщенных эпитетов, характеризующих внутреннюю противоречивую сущность Руси («нищая Россия», «избы серые», «разбойная краса», «прекрасные черты» и т. п.). В чём проявляется «двуликое» начало России-девы, России-жены? 4. Охарактеризуйте образ лирического героя стихотворения. Что доминирует в его отношении к «нищей» России, что стоит за признанием: «Тебя жалеть я не умею»? Обратите внимание на экспрессивные формы поэтической речи (вопросы, восклицания, умолчания), вносящие дополнительные оттенки в лирическое высказывание. 5. Какова композиционная роль последней строфы стихотворения? В чём музыкальность, смысловая завершённость её строения? Объясните авторскую формулу «И невозможное возможно…». Соотнесите её с высказыванием Блока: «Всё будет хорошо, Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться» (из записной книжки от 22.04.1917). 6. Каковы жанровые особенности этого стихотворения? Соотнесите его с лирикой XIX века («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Родина» М.Ю. Лермонтова, «Умом Россию не понять…» Ф.И. Тютчева, «Родина» Н.А. Некрасова). Что роднит его с традицией и что отличает? Поэма «Двенадцать» (1918): «...всем сознанием — слушайте Революцию» Страница 236 Вопросы и задания 1*. Может ли быть признан в России общенациональным поэтом художник-модернист? Или он «обязан» быть реалистом? Свой ответ аргументируйте. 2. Каковы особенности пейзажа в ранней лирике Блока? Как поэт изображает свою малую родину — Шахматово? 3. Что позволяет рассматривать образ Прекрасной Дамы как воззвание ко всему идеальному, что есть в душе человека? 4*. Обратитесь к стихам, входящим в «контекст» «Незнакомки». Что позволяет рассматривать их как небольшой самостоятельный цикл? 5*. В каких стихотворениях поэт узнаёт своё «я» в чужих судьбах, миропонимании? Что представляют собой эти «двойники» Блока? 6. Как представлена в поэзии Блока тема «страшного мира»? Какой смысл вкладывает поэт в это понятие? О каких драмах в судьбе молодого поколения, его отношениях говорит стихотворение «На железной дороге»? 7. Рассмотрите многоплановость тревог и ожиданий поэта — и от народа, и от интеллигенции — в цикле «На поле Куликовом». Как перекликаются метафоры «закат в крови» и «мировой пожар в крови» («Двенадцать»)? 8. Что представляет собой образная система поэмы «Двенадцать»? Почему в основе изображаемых Блоком картин лежит принцип контраста? 9. Насколько органично вошёл образ Христа в стихию деяний и шествия апостолов новой жизни в поэме «Двенадцать»? Можно ли говорить, вслед за М. Волошиным, о том, что это не Христос идёт во главе колонны, а красногвардейцы конвоируют Христа? 10*. Познакомьтесь с речью Блока «О назначении поэта». Как соотносятся её основные положения с творчеством Блока? Иллюстративные тетради и форзацы учебника ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ Иннокентий Анненский: между символизмом и акмеизмом Кризис символизма в 1910-е годы Акмеизм. Смысл его манифестов Что такое футуризм? Игорь Северянин Кубофутуризм Велимир Хлебников Новокрестьянские поэты 1910-х годов Образно-стилистический мир поэзии Н.А. Клюева Взаимовлияние символизма и реализма Страница 285 Вопросы и задания 1. Как язык символизма, его образный мир входил в интерьер квартир, в стиль речи городской интеллигенции, в мысли и ощущения многих читателей? 2. Почему так сложны, зыбки, подвижны в поэзии И. Анненского символы часов, маятника, шарманки? Сопоставьте мысль Анненского о том, что «петь нельзя, не мучась», с мнением М. Цветаевой, говорившей, что ничто мучительное не должно стать «муко́й», пусть лучше будет «му́кой». 3. В чём смысл строк А. Блока из поэмы «Соловьиный сад»? Пусть укрыла от дальнего горя Утонувшая в розах стена, Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна. 4. О каком мужестве во взгляде на мир, предметности, вещественности мира заговорили акмеисты? Сравните земную, почти реальную героиню ранних стихов А. Ахматовой и «Незнакомку», силуэт красоты, А. Блока. 5. Почему в поэзии акмеизма стали важны образы архитектуры, подчёркивающие материальность мира? 6. Что несли в своём бунте теоретики футуризма — обновление искусства или избыток грубого разрушительства? Почему А.В. Луначарский позднее не раз будет говорить Маяковскому о его свите: «Люблю тебя, моя комета, но не люблю твой длинный хвост»? 7. В чём проявилось новаторство Велимира Хлебникова в области поэтического языка? Как в его творчестве соединялись мифологические мотивы и реалии современной жизни? 8*. Почему фанатикам фонетики, «играющим» с заумным, абсурдным словом, расщепляющим его на созвучия, не удалось надолго задержаться на поэтическом Олимпе? 9. Почему «крестьянская купница» (т. е. совокупность, содружество) быстро завоевала признание? В какой мере её успех связан с выходом на арену истории миллионов крестьян, явившихся искать «землю, и волю, и лучшую долю»?