У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ
Алексей Павлович Чапыгин
Вячеслав Яковлевич Шишков
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
Страница 147
Вопросы и задания
1. Только ли «местный» или этнографический интерес заключён в повествованиях таких писателей, как В. Шишков, А. Чапыгин, С. Сергеев-Ценский? Свой ответ аргументируйте.
Местный и этнографический интерес действительно прослеживается в произведениях В. Шишкова, А. Чаплыгина и С. Сергеева-Ценского, однако их творчество также пронизано глубоким интересом к стихии русской национальной жизни в целом.
В. Шишков: В. Шишков, будучи изыскателем водных и шоссейных дорог, собрал много песен и записал характеры, связанные с этнографией. Его интерес к русской жизни охватывал не только местные особенности, но и колорит всей русской культуры. Сказ, как жанр, возвращал к стихии родного языка, требовал глубокого вхождения в биографию персонажа и перевоплощения. С. Сергеев-Ценский: В повести-поэме "Печаль полей" он обращается к трагедии жизни каждого жителя России, подчеркивая трагичность героев, чтобы выделить жизнь земли и всей страны. Тема трагедии становится инструментом для выявления особенностей российской жизни в целом. А. Чаплыгин: Чаплыгин описывает землю Олонецкой губернии, присоединенную к русской культуре. Герои его произведений усвоили дух правдоискательства, стремление жить по совести, что является обобщением национальных черт.
2. Как обогащают собирательный образ России, Русской земли сибирские образы В. Шишкова, картины Беломорья А. Чапыгина, донские степи С. Сергеева-Ценского?
Великие русские писатели - В. Шишков, А. Чаплыгин и С. Сергеев-Ценский - своими произведениями не только изображают отдельные регионы России, но и обогащают общий образ страны.
В. Шишков и Сибирь:
В. Шишков обогатил образ России новыми описаниями Сибири и тайги. Его сказы не только живо вживают читателя в биографию персонажей, но и передают душу Сибири, ее характер, в том числе сибирскую "вольницу". Описания тайги-матушки в сказах воспринимаются не только как природные пейзажи, но и как места просветления и внутренней силы для героев. А. Чаплыгин и Олонецкая губерния: А. Чаплыгин привнес на литературную карту России красоту и разнообразие Олонецкой губернии. Его произведения стали мостом, "присоединяя" этот край к русской культуре через записи былин и иконопись. В описаниях Беломорья он обращает внимание на разнообразие красок в этом крае, рассматривая его сквозь призму не только визуальной, но и духовной гармонии. С. Сергеев-Ценский и Донская степь: С. Сергеев-Ценский в "Печаль полей" трагично передает жизнь не только семьи, но и самой земли, полей и всей России. Природа для него становится неотъемлемым элементом повествования, воплощая свои печали и радости через голос автора. Картины донских степей пронизаны чувством трагедии, которая символизирует общероссийскую судьбу.
3. Знаете ли вы памятные места в своём городе, связанные с именами писателей-земляков? Расскажите об их вкладе в русскую литературу.
Санкт-Петербург: Дом-музей Ф. М. Достоевского: Этот дом в центре Санкт-Петербурга, где жил и работал Ф. М. Достоевский, является музеем, посвященным жизни и творчеству великого русского писателя. Здесь можно узнать о его литературном наследии и влиянии на мировую литературу. Тула: Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Ясной Поляне: Ясная Поляна - место, где жил и работал Л. Н. Толстой, автор "Войны и мира" и "Анны Карениной". Музей-усадьба представляет уникальную возможность окунуться в атмосферу жизни и творчества великого писателя. Ярославль: Музей-усадьба А. Н. Радищева: А. Н. Радищев был автором знаменитого "Путешествия из Петербурга в Москву". В его родовом доме в Ярославле сегодня находится музей, где представлена экспозиция о жизни и деятельности писателя. Москва: Дом-музей А. А. Блока: А. А. Блок был одним из ведущих символистов и поэтов Серебряного века. В его доме в Москве сегодня находится музей, где можно узнать больше о его литературных свершениях. Псков: Дом-музей А. С. Пушкина: Пушкин провел в Пскове некоторое время, и его дом в городе стал местом, где собраны материалы о визите поэта и его связи с Псковом.
4. В чём сходство «Угрюм-реки» В. Шишкова с произведениями М. Горького?
Произведение "Угрюм-река" В. Шишкова и произведения М. Горького имеют некоторые общие черты и сходства, которые делают их литературные творения сродни:
Изображение природы и окружающей среды: Как В. Шишков, так и М. Горький отличались выдающейся способностью описывать природу и окружающую среду в своих произведениях. Оба писателя уделяли много внимания природным явлениям и пейзажам, в которых действовали их персонажи. Они оба умели создавать живописные и многогранные образы природы, которые несут символическую и эмоциональную нагрузку.
Самобытность и национальный характер: Как В. Шишков, так и М. Горький были известны своей способностью понимать и передавать русский национальный характер. Их герои и события часто отражали особенности русской души, менталитета, и культуры. Они создавали образы, которые были типичными для русской действительности своего времени.
Любовь к родной земле и родным местам: Оба писателя делили глубокую привязанность к своим родным местам и родной природе. В. Шишков писал о Сибири, а М. Горький о Волге и Астрахани. Их произведения часто пронизаны любовью к родной земле и местам, где они выросли.
Социальная проблематика: Как В. Шишков, так и М. Горький активно занимались социальными темами в своих произведениях. Они описывали жизнь обычных людей, их трудности, борьбу за выживание, и социальное неравенство. Оба писателя выступали за защиту и права обыденных граждан.
Эмоциональность и глубина восприятия: Как В. Шишков, так и М. Горький обладали выдающейся способностью воспроизводить человеческие эмоции и чувства. Их герои часто переживают глубокие и сложные эмоции, что делает их произведения очень душевными и драматичными.
5. Как перекликаются и взаимно дополняют друг друга «Печаль полей» С. Сергеева-Ценского и «Деревня», «Антоновские яблоки» И. Бунина?
"Печаль полей" С. Сергеева-Ценского и "Деревня" с рассказом "Антоновские яблоки" И. Бунина имеют общие черты и взаимно дополняют друг друга в рассмотрении упадка дворянской жизни и тягостной судьбы крестьянства в России начала 20 века:
Изображение родины: Оба автора, как С. Сергеев-Ценский, так и И. Бунин, возвеличивают родину и природу. В "Печали полей" Сергеев-Ценский обращается к полям и деревьям, в то время как Бунин в "Деревне" и "Антоновских яблоках" описывает деревенские пейзажи и природу как символ родины и национального достояния.
Ностальгия и грусть: Оба автора переполнены ностальгией и грустью по ушедшему времени и упущенным возможностям. В "Антоновских яблоках" Бунин вспоминает благополучное село и людей, а Сергеев-Ценский в "Печали полей" также смотрит на прошлое с ностальгией, описывая свои детские воспоминания о родине.
Упадок дворянства и крестьянская жизнь: Оба автора описывают упадок дворянской жизни и тяжелую жизнь крестьянства. В "Печали полей" Сергеев-Ценский показывает сельскую бедность и нищету сельских жителей, а Бунин в "Деревне" и "Антоновских яблоках" рассказывает о труде крестьян и их тяжелой жизни.
Любовь к родине: Оба автора выражают глубокую любовь к родине, своим родным местам и природе. Эта любовь пронизывает их произведения и делает их более яркими и эмоциональными.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Предшественники символизма
Как рождается многозначность символа?
Теоретические и поэтические самоопределения символизма
Основные черты символизма как философско-художественного течения, его открытия и кризис 1910-х годов
Художественные открытия старших символистов. Творчество В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта
Страница 190
1. Что вы знаете о жанре сонета, его стилистических и ритмических особенностях? Докажите, что указанное стихотворение — классический сонет, причём в «русском» его варианте.
Сонет - это стихотворное произведение из 14 строк, обычно с жесткой рифмовкой и стройной структурой. Особенностью сонета является его стройное построение, обычно в форме катрена и кватрена (четыре четверостишия, затем трехстишие). В данном стихотворении видно, что оно соответствует этой структуре, что делает его классическим сонетом. В русском варианте сонета он сохраняет структуру и рифмовку.
2. Обратитесь к эпиграфу, открывающему сборник «Сонеты
солнца, мёда и луны»:
Слово песни — капля мёда,
Что пролился через край
Переполненного сердца.
Испанская песня
Определите основную тему сборника и входящего в него стихотворения, выбранного нами для анализа. Чему посвящён сонет?
3. Какова роль символической триады (солнце, мёд, луна) в раскрытии содержания стихотворения?
В данном стихотворении символическая триада (солнце, мёд, луна) имеет глубокий символический смысл. Солнце может символизировать жизнь, энергию, день. Мёд, возможно, ассоциируется с удовольствием, сладостью, нежностью. Луна, вероятно, связана с ночью, сновидениями, тайной. Все эти элементы сливаются вместе, чтобы создать образ полной и насыщенной жизни.
4. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Кто он — путешественник, охотник, певец-язычник? Что воспевает герой?
Лирический герой в стихотворении выглядит как наблюдатель и поэт, который восхищается природой и её символами (солнце, мёд, луна). Он может быть путешественником души, охотником за красотой и музой, исследователем мира и жизни.
5. Выделите языковые и ритмико-интонационные элементы, определяющие напевность, музыкальность стиха Бальмонта (повторяющиеся рифмы, аллитерации и т. д.).
В стихотворении присутствуют повторяющиеся рифмы и ассонансы, которые создают музыкальность текста. Бальмонт использует метафоры и множество аллитераций, чтобы передать красоту и силу природы.
6. Приведите примеры яркой образности, метафорической новизны Бальмонта-художника (например, уподобление солнечного луча «ходу струны» и т. п.).
Бальмонт использует метафору "ход струны", чтобы описать солнечный луч, что придает тексту музыкальность и живописность. Он также описывает смерть каменного барана и кровь как способы расцветить мир метафорически.
7. Что представляет собой девиз, завершающий стихотворение? Как соотносится авторская «тройная» формула жизни с указанной выше триадой из первой строки сонета?
Девиз, завершающий стихотворение - "что жизнь смела, безбрежна и сладка" - говорит о том, что жизнь полна чудес и возможностей, и что каждый должен наслаждаться каждым моментом жизни. Этот девиз связывается с символической триадой из первой строки, указывая, что жизнь подобна солнцу, мёду и луне, и она должна быть живой и насыщенной.
8. Сонет издавна рассматривался как интеллектуальный жанр лирики. Докажите это на примере данного стихотворения.
Сонеты - это интеллектуальный жанр лирики, так как они требуют от автора стройности, точности и глубины мысли. В данном стихотворении Бальмонт объединяет символические образы и метафоры, чтобы передать свою философскую мысль о жизни и её ценности.
В чём смысл конфликта старших и младших символистов?
Конфликт между старшими и младшими символистами в истории литературы связан с различиями в подходе к символизму и художественной форме. Старшие символисты, такие как Брюсов и Белый, придавали большее значение форме и технике стиха, в то время как младшие, такие как Ахматова и Мандельштам, больше уделяли внимание содержанию и эмоциональной глубине. Этот конфликт отражал различные художественные приоритеты и течения в символизме.
Страница 194
1. Почему в понятии «Серебряный век» так много ностальгии по ушедшей, утонувшей в войнах, революциях артистичной эпохе? Как вы понимаете строки А. Ахматовой из «Поэмы без героя»:
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл?
Понятие "Серебряный век" вызывает ностальгию, потому что оно ассоциируется с временем культурного расцвета и творческой свободы, которое было утрачено из-за революций и войн. Строки Анны Ахматовой из "Поэмы без героя" подразумевают, что этот блестящий и яркий "серебряный век" замирает и стареет, так же как и солнце стареет и замирает.
2. Каковы истоки русского символизма?
Истоки русского символизма связаны с поисками новых художественных выразительных средств и стремлением к выражению мистических и философских идей. Он развивался как реакция на реализм и натурализм XIX века и стремился к созданию метафорических и символических образов.
3*. Можно ли считать (и с какими поправками) Серебряный век самым новаторским и самым традиционным? Что выбирали символисты из «фонда преемственности», из наследия XIX века как нечто своё? Почему А. Григорьев или А. Фет оказывались важнее, дороже Н. Некрасова и В. Белинского?
Серебряный век был и традиционным, и новаторским одновременно. Символисты выбирали из "фонда преемственности" элементы, которые соответствовали их метафорической и символической поэзии. Анна Ахматова, например, находила в поэзии Аполлона Григорьева подходящий образ для выражения своих чувств. Эти стихотворцы ценили такие черты, как музыкальность и образность, более чем прямое выражение идей, что отличало их от поклонников Некрасова и Белинского.
4. Почему литературный скандал приобретал характер универсального средства для обновления поэтического олимпа?
Литературный скандал стал средством обновления поэтического олимпа, потому что он позволял поднять шум и внимание к своей поэзии. Скандалы могли привлечь критическое внимание и развить обсуждение их произведений.
5. Можно ли понимать многие заявления первых символистов буквально? Что означали такие «вызывающие» заявления: «Стремлюсь к тому, чего не знаю» (З. Гиппиус), «Моё единое отечество —/ Моя пустынная душа» (К. Бальмонт)?
Заявления первых символистов, такие как "Стремлюсь к тому, чего не знаю" или "Моё единое отечество -/ Моя пустынная душа", не всегда должны пониматься буквально. Они выражают стремление к новым опытам и исследованию неизведанного, к поиску истины и самопознанию. Эти заявления подчёркивают внутренний мир и эмоциональное состояние поэта.
6. Каким образом сосуществуют два мира — земной и небесный, грубо-вещественный и незримо-идеальный — в поэзии символизма? Что такое символ? Как соотносятся символ и образ в литературе? Писатель М.М. Пришвин утверждал: «Символ — это указательный палец образа в сторону смысла. Искусство художника состоит в том, чтобы образ сам своей рукой указывал, а не художник подставлял бы свой палец». В чём он прав? Как образ может вырасти до обобщения-символа?
Два мира - земной и небесный, грубо-вещественный и незримо-идеальный, сосуществуют в символистской поэзии через символы, которые отражают духовные и метафизические аспекты мира. Символ в символизме - это знак, который несёт в себе глубокий смысл и может быть интерпретирован на нескольких уровнях. Символ и образ связаны тем, что образ может стать символом, когда он обретает универсальное значение.
7. Как соотносятся символ, метафора, аллегория? Что вносит метафора в процесс познания мира в его единстве?
Символ - это более широкий и универсальный знак, который несёт глубокий смысл, в то время как метафора - это конкретное сравнение, использующееся для создания образа. Аллегория - это литературный приём, в котором символические образы представляют абстрактные понятия или идеи.
8*. Почему М.И. Цветаева, сравнивая себя с суровым, строгим, словно закованным в латы мастерства Брюсовым, писала: «В Вас больше берегов, во мне — течения»? Какое влияние оказала поэзия Брюсова на творчество его современников?
Брусов был одним из первых символистов и оказал большое влияние на своих современников. Его поэзия и поэтическая философия вдохновляли других символистов и помогали им развивать свой собственный стиль. Брусов был важным фигурой для символистов, так как он предоставил им новые идеи и подходы к поэзии.
9. Как влияет звукообраз Брюсова «гунны — чугунный» на развитие поэтической мысли о кочевниках красоты, о гуннах, идущих в одряхлевший мир изнеженной культуры?
Звукообраз "гунны - чугунный" в поэзии Брусова олицетворяет военное наступление и разрушение, подчёркивая жестокость и неотвратимость событий. Этот образ символизирует силу и агрессию.
10. Почему столь естественно было приятие Брюсовым Октябрьской революции?
Брусов приветствовал Октябрьскую революцию, так как он видел в ней возможность для обновления общества и творчества. Он верил в прогрессивные идеи и надеялся, что революция приведет к улучшению общества.
11*. В чём заключается обновляющий смысл и опасность музыкальной стихии в поэзии («Слова — хамелеоны, / Они живут спеша. / У них свои законы, / Особая душа»)?
Музыкальная стихия в поэзии символистов представляет собой стремление к идеальной гармонии и бесконечному совершенству. Этот символический элемент подчёркивает поэтическое искусство как средство достижения идеального мира и красоты.
12*. Прочитайте стихотворение Бальмонта «Придорожные тра-вы» из книги «Будем как Солнце». В чём общность мотивов этого стихотворения и некрасовской «Тройки»?
Стихотворение "Придорожные травы" Андрея Белого и "Тройка" Николая Некрасова имеют общий мотив природы и путешествия, но в разных стилях и с разными акцентами. В "Придорожных травах" Белый создаёт образ природы как символа свободы и красоты, в то время как "Тройка" Некрасова рассказывает о жизни и труде крестьян.
13*. Прочитайте стихотворение Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…». С помощью каких художественно-изобразительных средств в нём раскрывается тема «восхождения», поэтического познания мира?
В стихотворении "Я мечтою ловил уходящие тени..." Константин Бальмонт использует различные художественно-изобразительные средства для раскрытия темы "восхождения" и поэтического познания мира:
Метафоры и символы: В стихотворении употребляются метафоры, такие как "уходящие тени", которые символизируют прошедший день и время. Эти "тени" представляют собой образы уходящего прошлого и моменты, которые исчезают.
Образы и описания: Поэт использует образы, чтобы описать свой опыт восхождения. Он описывает, как ступени дрожат под его ногой и как окружающие образы становятся яснее по мере его подъема. Эти описания создают ощущение движения и восхождения к чему-то высокому и светлому.
Звуковые образы: В стихотворении также присутствуют звуковые образы, такие как "звуки вдали раздавались", которые создают атмосферу загадочности и мистики. Звуки олицетворяют общее чувство подъема и духовного прозрения.
Сравнения: В стихотворении также используются сравнения, например, "как будто ласкали", чтобы передать ощущение нежности и прекрасного восприятия мира в момент восхождения.
14*. Попробуйте самостоятельно рассмотреть мелодическое богатство, секреты звукописи в таких стихотворениях Бальмонта, как «Лунный луч» («Я лунный луч, я друг влюблённых…»), «Змеиный глаз», «Фантазия».
15*. Почему символизм в известном смысле «надорвался», пытаясь соединить различные миры, преодолеть собственное двоемирие? Почему возникли идеи реалистического символизма, воля к преодолению символизма у акмеистов, яростная неприязнь к нему у футуристов?
Символизм стремился объединить разные миры, но иногда эта попытка встречала сопротивление и критику от других литературных направлений. Акмеисты, например, выступали против символизма и его символической метафорики, предпочитая более ясное и точное выражение мыслей. Футуристы также отвергали символизм в своей жажде новаторства и экспериментов.
16. Андрей Белый, умерший от солнечного удара, как будто предвидел:
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Почему среди поэтов Серебряного века так много разбитых жизней, разлучённых семей, одиноких душ? Не оправданно ли нередкое предвидение символистами своих же судеб?
Многие поэты Серебряного века действительно испытывали тяжёлые судьбы и внутреннюю борьбу. Их поэзия часто отражала их внутренние конфликты и стремление к духовному познанию. Символизм как направление подчёркивал внутренний мир и индивидуальный опыт поэтов, что иногда приводило к одиночеству и разлучению с миром.