АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
Жизненный и творческий путь
Повесть «Олеся» (1898) — история расцвета и крушения «природной» личности
Страница 110
1. Какие черты «купринского» стиля можно выделить в рассказе?
Суровый реализм: Куприн стремился к отображению жизни без прикрас и иллюзий. В рассказе видно, как он описывает тяжелое положение героев, их судьбы, без украшательств.
Сложные человеческие отношения: Куприн часто исследовал сложные человеческие отношения, в данном случае, это отношения между Норой и Менотти, их взаимозависимость и противоречия.
Психологический анализ персонажей: Автор глубоко проникал в душевные состояния и мотивы своих героев. В рассказе вы можете увидеть, как Куприн анализирует личности Норы и Менотти, раскрывая их внутренний мир.
Изображение моральной и нравственной деградации: Куприн часто обращал внимание на нравственные проблемы и деградацию общества. В рассказе это проявляется через характер Менотти, его эгоизм и бесчувственность к другим.
Выделение этих черт позволяет понять, каким образом Куприн подходил к созданию своих произведений и какие темы и мотивы волновали его как писателя.
2. Проследите за развитием лейтмотива, обозначенного заглавием рассказа. Как он характеризует нравы современного общества и внутренний облик героини?
Лейтмотив "Allez" в рассказе символизирует зависимость Норы от внешних команд и её невозможность принимать собственные решения. Этот мотив развивается в произведении, каждый раз перед тем, как Нора совершает какое-либо действие. Он характеризует нравы современного общества, где многие люди подвержены влиянию массовой культуры и социальных ожиданий, и, подобно Норе, они действуют, следуя чужим командам, даже если это приводит к их собственной зависимости и потере индивидуальности.
Такой лейтмотив подчёркивает нравственные и социальные аспекты произведения, и он служит критикой общества, где люди могут стать марионетками в руках других, утрачивая при этом свою собственную волю и независимость.
3. Что сближает гимнастку Нору с полесской «колдуньей» Олесей из одноимённой повести? Какой тип личности притягивает внимание Куприна-художника на ранних этапах творчества?
Гимнастка Нора и полесская «колдунья» Олеся обладают общим чертами в своей способности к бескорыстной, бескомпромиссной любви. Несмотря на различия в их характерах и среде обитания, обе героини проявляют выдающуюся степень самозабвенности и преданности своим возлюбленным.
В случае Олеси, она готова нарушить общественные нормы и традиции, венчаясь с Иваном, даже если это не соответствует церковным обрядам и общественным ожиданиям. Её любовь идёт вопреки обществу и церкви, и она готова жертвовать всем ради своего чувства.
Нора, с другой стороны, идёт за Менотти везде, прислуживая ему, даже если это приводит к её собственной зависимости. Её самоотверженность и преданность могут показаться многим идущим на попятную в современном обществе, где индивидуализм и самостоятельность ценятся выше всего.
В раннем творчестве Куприна фигурируют личности из низших социальных слоёв, и он старается найти положительные черты в этих персонажах. Его интересует противостояние морально развитых личностей моральному уродству общества. Герои, такие как Нора и Олеся, выделяются среди безличных толп и проявляют силу человеческой души и чувств.
4. Как представлена любовная тема в рассказе? Почему в прозе Куприна столь часто соседствуют красота и жестокость, подлинная страсть и низменный инстинкт, беззаветная вера в любовь и разрушающее предательство?
Любовная тема в рассказе представлена как парадоксальное сочетание красоты и жестокости, страсти и низменных инстинктов, искренней веры в любовь и разрушающего предательства. Эта двойственность отражает сложность человеческих отношений и характера современного общества.
В отношениях Норы и Менотти видно, как красота и нежность её чувств сталкиваются с эгоизмом и хладнокровностью Менотти. Нора полностью подчинена воле Менотти и готова на все ради его любви. Она представляет собой образ невинной и беззаветно преданной женщины, готовой пойти на жертвы. Менотти, с другой стороны, проявляет лишь животные инстинкты, и его интерес к Норе ограничивается моментами удовольствия. Эта разница в отношениях и ценностях подчёркивает разрыв между идеализированной любовью и реальностью.
Куприн часто соседствует красоту и жестокость, искреннюю страсть и низкие инстинкты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть конфликт между идеалами и реальностью. Этот приём позволяет ему создавать более глубокие и многогранные образы, а также передавать сложность человеческих отношений и нравов в современном обществе.
5. Каков исход схватки жестокого мира и маленького человека у Куприна? Раскройте соотношение деталей, характеризующих атмосферу цирка, работу акробатов, образ жизни «соло-клоуна» Менотти. Сопоставьте судьбу бедного циркового артиста с участью Актёра из горьковской драмы «На дне».
Схватка маленького человека и жестокого мира в рассказах Куприна, таких как "Allez", заканчивается трагически. Герои, попавшие в зависимость от общества и окружающей их среды, не способны вырваться из этой ловушки и, в конечном итоге, оказываются разрушенными.
В рассказе "Allez" Нора становится жертвой своей зависимости от Менотти. Она преданно следует его приказам и живет ради его внимания и любви. Её собственная независимость и личные желания полностью утрачиваются в этой любовной зависимости. Однако Менотти, эгоистичный и хладнокровный, не ценит её любовь и, когда она ему наскучивает, просто прогоняет её. Нора, лишённая смысла жизни без Менотти, выбирает самоубийство как способ завершения своего страдания.
В рассказе "Олеся" мы видим аналогичное завершение. Олеся и её бабушка оказываются изгнанными из деревни и подвергаются издевательствам и преследованиям со стороны деревенских жителей. Они предпочитают жизнь в отдалении и независимость от общества, но толпа не оставляет их в покое. В конечном итоге, они терпят гибель, пытаясь сохранить свои духовные ценности и нравственные принципы.
Схожая участь ожидает и актёра из "На дне" Горького. Этот персонаж также погибает, став жертвой своего собственного пристрастия к алкоголю и разочарования в жизни. Он, как и Нора и Олеся, оказывается в трагической ситуации, где надежда на лучшее исчезает, и единственным выходом кажется смерть.
6. Один из героев Куприна так формулирует своё творческое кредо: «…пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю» («Яма»). Решил ли сам Куприн эту задачу в рассказе «Allez!»?
В рассказе "Allez!" Александр Куприн попытался внедриться во внутренний мир героини, акробатки Норы, и показать её чувства, мысли и эмоции. Мы следим за развитием её персонажа, начиная с момента, когда она полностью подчинена воле других, и до её окончательного акта самопожертвования. Куприн раскрывает её беспокойство, страхи, и наконец, надежду на изменение своей жизни.
Однако стоит отметить, что в рассказе нет глубокой проработки внутреннего мира других персонажей, таких как Менотти. Мы видим его поведение и действия, но не получаем такого же полного погружения в его внутренний мир, как в случае с Норой. В этом смысле, Куприн не реализовал полностью своё творческое кредо, так как не всегда позволил нам увидеть мир глазами каждого персонажа, которого встречает.
Тем не менее, рассказ "Allez!" всё же предоставляет читателям инсайты внутреннего мира одного из главных персонажей, что делает его более глубоким и психологически насыщенным произведением, чем многие другие рассказы Куприна.
Поединок, в котором все проиграли
«Гранатовый браслет» (1911) — печальная красота неразделённой любви
Страница 121
Вопросы и задания
1*. Как жизненный опыт Куприна отразился в его творчестве? Почему путь Куприна в литературу называли повторением горьковского?
Оба писателя, Александр Куприн и Максим Горький, имели разные жизненные опыты и философские взгляды, но их творчество было в значительной степени отражением их жизненных путей и убеждений.
Куприн служил в военной гимназии и провёл множество лет в военной среде. Этот опыт сформировал его взгляды на жизнь, добродетели, и порой вызывал протест против жестких дисциплинарных правил и бюрократии. В некоторых его произведениях, таких как "Поединок," можно увидеть критику военной жизни и высокие моральные принципы его героев.
Горький, с другой стороны, прошёл через тяжелые жизненные испытания, включая бедность, бродяжничество и тюремное заключение. Его опыт вдохновил его на создание произведений, в которых он выражал свой протест против социальных неравенств и неправедности. Горький был сторонником социалистических идей и использовал своё творчество для агитации и пропаганды.
Таким образом, Куприн и Горький имели разные пути в литературу, с разными акцентами и ценностями. Но их общее стремление к выражению человеческих чувств, эмпатии к маленькому человеку и критике социальных проблем объединяет их в истории русской литературы.
2. Назовите особенности мировоззрения Куприна-художника. Почему он дорожил профессией, вернее, состоянием «репортёра жизни»?
Особенности мировоззрения Александра Куприна как художника включают в себя следующие аспекты:
Стремление к реализму и правде жизни: Куприн был известен своим желанием показать неприкрытую правду жизни, включая темы и персонажей, которые часто остаются скрытыми или игнорируются другими писателями. Он был "репортёром жизни", стараясь передать реальные события и образы.
Интерес к столкновению личности с искаженными ценностями общества: Куприн исследовал, как духовно развитые личности сталкиваются с искаженными или порочными ценностями общества. Его произведения часто показывают нравственное разложение и социальные проблемы.
Сочувствие к низшим слоям общества: Куприн уделял большое внимание героям из низших социальных слоев, таким как бродяги, артисты, нищие. Он видел в них положительные черты, такие как свободолюбие, гуманизм и способность к любви и преданности.
Самоотречение и отсутствие эгоизма: Тема любви в произведениях Куприна часто связана с самоотречением и отсутствием эгоизма. Его герои готовы отдать себя ради любви или верны своему слову.
Психологический анализ: Куприн был мастером психологического анализа и стремился понять глубину человеческой личности с её противоречиями и нераскрытыми чертами. Он создавал образы людей разных профессий и образов жизни и пытался разгадать их внутренний мир.
Уважение к человеку и его свободе: Через свои герои и их истории Куприн прививал читателям важнейшие жизненные ценности, включая уважение к человеку и его свободе.
3*. Что вы знаете о других произведениях цикла «Полесских рассказов», в который входила повесть «Олеся» («На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк»)? Почему именно в повести «Олеся» все бытовые, этнографические подробности из жизни косной, забитой и странной в своём слепом рвении мужицкой массы словно утратили свою тяжесть, натуралистическую густоту?
В повести "Олеся" Александра Куприна можно выделить особенности, которые делают ее отличной от других произведений из цикла "Полесских рассказов".
Главные отличия "Олеси" от других рассказов цикла:
Любовная тема: Повесть "Олеся" сосредотачивается на любовной истории молодой "колдуньи" Олеси и городского интеллигента. Эта тема не является главной в других рассказах цикла.
Противостояние Олеси и толпы: В "Олесе" акцентируется противостояние свободолюбивой, духовно развитой Олеси и враждебной толпы. В других рассказах, вроде "На глухарей" или "Серебряного волка", такой конфликт не так явно выражен.
Образ массы крестьян: В "Олесе" масса крестьян изображается как мощная, необразованная и враждебная масса. В других рассказах цикла, где описывается жизнь в гармонии с природой, крестьяне представлены более положительно.
Автор как наблюдатель: Рассказчик в "Олесе" испытывает неприязнь к крестьянам, что отличает его от рассказчиков в других рассказах цикла, которые более сближаются с местными жителями и уважают их обычаи.
4*. Почему так инфантильны, «немужественны», безвольны мужчины в мире Куприна? Почему они словно ждут подарка от судьбы? Почему Олеся с её близостью к природе, отвагой неведенья, сердечным разумом куда смелее и безогляднее героя в своей борьбе за счастье?
Мужские персонажи в произведениях Куприна, включая повесть "Олеся", часто обладают некоторыми общими чертами, которые делают их инфантильными и безвольными:
Инфантильность и безвольность мужчин в мире Куприна могут отражать слабость характера и отсутствие решимости в принятии жизненных решений. Это свойственно не только главным героям, но и некоторым второстепенным персонажам.
Отсутствие инициативы и решимости у мужских персонажей может быть результатом социокультурных особенностей общества, в котором они живут. В том времени, когда писал Куприн, многие мужчины могли подчиняться традиционным общественным ожиданиям и не проявлять активности в личной жизни.
В контрасте с инфантильностью мужчин в произведениях Куприна, женские персонажи, такие как Олеся, часто выглядят более смелыми, решительными и готовыми действовать. Это может служить противопоставлением и создавать интересные драматические ситуации.
5*. Что привело безбожницу Олесю в церковь: надежда на спасение своей любви, жажда выйти «из леса» в современный мир или поиск какой-то высшей правды?
Олесе в повести "Олеся" привело несколько мотивов, когда она решает пойти в церковь:
Надежда на спасение своей любви: Олесе очень важно сохранить отношения с Иваном Тимофеевичем, и она идет в церковь, соглашаясь на обряд бракосочетания, чтобы угодить ему и, возможно, сохранить свою любовь.
Жажда выйти "из леса" в современный мир: Олесе известно, что для Ивана важна вера и обряд брака в церкви, что является частью современных обычаев и традиций. Она может видеть в этом возможность покинуть свой дикий и изолированный мир и войти в современное общество.
Поиск какой-то высшей правды: Олесе также может быть интересно понять или найти какую-то высшую истину или духовный смысл, который может присутствовать в религиозных обрядах. Это может быть частью её личного духовного роста и поиска.
6*. Как повесть «Поединок» отражает общий кризис — не одной армии — всех сфер русской жизни? Почему этот кризис острее всех переживает Георгий Ромашов, молодой офицер, живущий «в периоде созревания души»? В чём заключается смысл названия повести?
Георгий Ромашов выступает как символ молодого поколения, живущего "в периоде созревания души". Его внутренний мир богат и честолюбив, и он приходит в армию с высокими идеалами. Однако он сталкивается с жестокой действительностью армейской жизни, где происходит уничтожение духовных и нравственных ценностей. Его неспособность приспособиться к этой системе, его честность и непоколебимость в защите справедливости делают его одним из самых ярких и символичных героев рассказа.
Смысл названия "Поединок" также отражает внутренний и внешний конфликт, столкновение идеалов Ромашова с безнравственностью и произволом армейской системы, а также физическую дуэль между Ромашовым и Николаевым, которая становится результатом этого внутреннего противоречия.
Повесть "Поединок" глубоко исследует моральные и социальные проблемы своего времени и остается актуальной и сегодня, так как поднимает важные вопросы о чести, справедливости и ценностях в мире, где они могут быть легко пожертвованы в погоне за властью и выгодой.
7. Какова роль контрастного сопоставления грубого окружения княгини Веры и «громадного счастья» любви к ней Желткова? Почему само присутствие этой любви и подаренный браслет с пятью гранатами порождает в героине «неожиданную» тревогу? Чего страшится эта «благополучная» героиня? Почему Желтков всё же решил уйти из жизни, словно ощутив тревогу Веры? Какое значение для понимания рассказа имеет музыка Л. Бетховена, название сонаты которого стало эпиграфом? Почему в финале музыка соединяется со словами известной молитвы?
Эта любовь стоит в ярком контрасте с миром богатых и мировой Веры, где чувства могут быть искажены материальными ценностями и общественными ожиданиями.
Само присутствие этой любви и подаренного браслета с пятью гранатами порождает в героине "неожиданную" тревогу потому, что она понимает, что сталкивается с чем-то гораздо более настоящим и искренним, чем её обыденный мир. Вера начинает осознавать, что эта любовь может потрясти её устоявшиеся представления о жизни и призвание женщины в обществе, и это вызывает у неё тревогу.
Вера, несмотря на её внешний успех и благополучие, страшится огласки и осуждения со стороны окружающих, и она боится рисковать своей репутацией и социальным статусом. Она предпочла бы сохранить стабильность и материальное благополучие, но одновременно она чувствует внутреннюю тоску и жажду чего-то более глубокого и настоящего.
Что касается Желткова, то его решение уйти из жизни может быть обусловлено не только его собственной тревогой, но и его пониманием того, что его любовь и страсть к Вере не могут быть исполнены в этом мире. Он осознает, что его чувства не могут быть взаимно разделены Верой, и это становится для него нестерпимой болью. Его решение уйти из жизни может быть актом отчаяния перед невозможностью испытать счастье, которое он нашёл в своей любви к Вере.
Эпиграфом к рассказу служит фраза из музыкальной сонаты Бетховена, что добавляет музыкальный элемент в повествование и усиливает эмоциональную глубину рассказа. Музыка Бетховена, в частности его медленные сонаты, известны своей глубокой экспрессией и способностью выразить человеческие чувства. Эпиграф и музыкальные мотивы создают атмосферу трагической романтики и глубокой эмоциональной связи между героями.
Финальное соединение музыки с известной молитвой подчёркивает духовное измерение произведения и его тему о бескорыстной и искренней любви, которая может быть даже священной в своей природе.
8. Выделите общие характерные черты поэтики Куприна. Что составляет нравственно-философскую основу художественного мира писателя?
В творчестве Куприна часто встречаются такие моменты, как соответствие требованиям реализма, глубокий психологизм персонажей и детализация окружающего мира. Он стремился показать человеческую душу в её разнообразии, часто обращая внимание на аутсайдеров и артисанов, которые выделяются среди серой толпы.
Нравственная основа его произведений действительно центрирована вокруг возвышения чистой человеческой души, борьбы добра и зла, искренности и гуманности против жестокости и корысти. Куприн был ярым сторонником гуманизма и выступал против насилия над человеком, а также подчёркивал важность поиска духовного пути и очищения души.
Куприн также поощрял идею истинной, бескорыстной любви, которая поднимается выше мирских интересов и эгоизма. Его произведения часто демонстрируют, что любовь может быть высшим духовным ценностями, исключая зависть, ревность и эгоцентризм.
Его произведения иногда содержат моральные и философские аспекты, которые отражают его глубокие религиозные убеждения и веру в высшие духовные ценности.
Общие черты поэтики Куприна и его философия помогли создать уникальный литературный мир, который продолжает вдохновлять читателей и исследователей до сегодняшнего дня.