menu
person


ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Страница 82-109


МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Страница 82

1. Обратитесь к экспозиционной части рассказа. Как взаимодействуют в ней предметно-изобразительный ряд («горячий песок» берега ленивой Оки) и содержание «интеллигентной» беседы героя-повествователя с доктором Полкановым?

Предметно-изобразительный ряд, описывающий "горячий песок" берега ленивой Оки, и содержание "интеллигентной" беседы героя-повествователя с доктором Полкановым в рассказе "Проводник" Максима Горького взаимодействуют, чтобы подчеркнуть глубокий контраст между природой и культурой, между простотой и высокомерием.

Описание природы, "горячего песка" и ленивой Оки, служит фоном для интеллектуальной беседы двух персонажей. Этот природный пейзаж предстает как символ простоты и непеределанной природы, который стоит в контрасте с обсуждаемыми темами "сложных вопросов цивилизации и культуры". Это создает ощущение, что герои находятся вне современного мира, вдали от суеты города, их беседа становится неким эзотерическим упражнением, оторванным от реальности.

2. Какие детали доминируют в облике проводника — «знающего старика» Петра? Что бросается в глаза в его поведении, манере держаться, ответных репликах в диалоге с «господами»?

Образ проводника Петра в рассказе "Проводник" Максима Горького доминируется деталями, которые придают ему характерные черты и делают его заметным среди других персонажей.

Внешний облик: Петр описывается как "седобородый", солидный, и его внешний вид напоминает сказочного героя. Его лицо описывается как "хорошее, мягкое и покорное". Он высокий и прямой, что придает ему достоинство.

Поведение и манера держаться: Петр проявляет спокойствие и сдержанность. Его манера держаться и общаться с "господами" выделяется своей придерживаемостью русскому фольклору. Он остается верен своим привычкам и традициям, что делает его отличным от окружающих.

Ответные реплики в диалоге: В диалоге с "господами", Петр проявляет краткость и прямоту. Он не вступает в долгие и философские рассуждения, как доктор Полканов, а остается верен собственным убеждениям и русской мудрости.

Образ Петра соответствует традициям раннего творчества Максима Горького, где он часто создавал романтических сказителей, и этот образ символизирует простоту и непосредственность русской народной культуры.

3. Найдите первое описание леса в рассказе. Как ведёт себя Пётр, войдя в лес? Почему его спутники ощущают неуместность «самых умных слов» здесь, в лесу?

Первое описание леса в рассказе появляется в момент, когда Пётр с господами входит в него. Пётр, войдя в лес, проявляет особое уважение к природе. Он останавливается, снимает картуз и перекрещивается. Его поведение говорит о глубоком почтении к окружающей природе. В самом лесу Пётр сохраняет молчание, будто бы он желает не нарушать тишину и спокойствие этого места. Его молчание можно интерпретировать как проявление почтения перед величественной атмосферой леса.

Спутники Петра, в частности, доктор Полканов и герой-повествователь, также ощущают необычность и силу места. Они остаются на почтительном расстоянии от природы и чувствуют, что лес обладает своей собственной жизнью. Это создает в них чувство робости и благоговения перед величием природы.

4. Почему слово «проводник», вынесенное в заглавие рассказа, в повествовании заменено на более пафосное — «путеводитель»? В чём заключается ироничность этого определения?

Замена слова "проводник" на более пафосное "путеводитель" в заглавии рассказа является элементом иронии. Слово "путеводитель" обычно ассоциируется с человеком, обладающим глубокими знаниями и опытом, который может провести других по незнакомой местности или среди сложных событий. В данном случае, Пётр, хоть и называется "путеводителем", на самом деле не обладает такими качествами.

Ирония заключается в том, что Пётр является простым человеком, который не имеет выдающихся знаний о лесе или мире. Его образ не соответствует общепринятой идеи о путеводителе. Таким образом, автор использует это слово с иронической подоплекой, подчёркивая разрыв между ожиданиями и реальностью, между высокопарным заголовком и простотой самого Петра.

5. Перечитайте рассказ Петра о последствиях истории с барской обезьяной. Каковы мотивы ложного «путеводительства» Петра?

Мотивы ложного "путеводительства" Петра связаны с его желанием помочь людям, несмотря на его фактическое незнание леса. Пётр испытывает сильное чувство ответственности перед теми, кто идет с ним, и не желает разочараровывать или подводить их. Он чувствует, что должен быть полезен и вести людей вперед, даже если это означает ложное "путеводительство". Этот мотив свидетельствует о доброй и жертвенной природе Петра, который готов идти на компромисс с собой ради блага других.

6. Каково отношение проводника к «ласковым господам»? Случайна ли перекличка сюжетов с обезьяной и учёным из Москвы в его рассказе? В чём смысл финальной реплики героя?

Отношение проводника Петра к "ласковым господам" начинается с осторожности и уважения. В начале рассказа, он отвечает на их вопросы спокойно и кратко. Однако после угощения коньяком и перекуса, Петр становится более разговорчивым и открытым. Он начинает рассказывать им свою историю и делиться своими мыслями.

Перекличка сюжетов с обезьяной и ученым из Москвы в его рассказе не случайна. Петр сравнивает себя с обезьяной, которая заблудилась в лесу и не знала, что ей нужно, и с ученым из Москвы, который также бродил по лесу, не имея ясного понимания своей цели. Обе эти истории подчеркивают тему заблуждения и неверного пути, что соотносится с темой рассказа.

Финальная реплика героя о зайцах имеет смысл в том, что Петр всегда перекладывал свои ошибки на зайцев, считая их виновниками своего заблуждения. Эта реплика может быть ироничным комментарием к тому, как люди часто ищут внешних обвиняемых в своих неудачах, вместо того чтобы признать свою собственную ответственность.

7. Как в «Проводнике» сочетаются черты бытового анекдота и притчи? Проведите параллели между горьковским рассказом и произведениями русской классики, затрагивающими тему «леса» русской жизни, поиска выхода из её трагических тупиков («Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Лес» А.Н. Островского, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина).

В рассказе "Проводник" можно выделить несколько образов: Пётр, герой-повествователь и "ласковые господа". Пётр представляет собой образ проводника, человека, который должен знать лес и вести других через него. Герой-повествователь является наблюдателем и рассказчиком событий, происходящих в лесу. "Ласковые господа" - это путешественники, которые нанимают Петра в качестве проводника.
В рассказе сочетаются черты бытового анекдота и притчи. Бытовой анекдот присутствует в смешной ситуации с проводником, который не знает лес и обвиняет зайцев в своих неудачах. Притча проявляется в моральной уроке, который можно извлечь из рассказа о том, что необходимо нести ответственность за свои поступки и не обвинять других за свои ошибки.

Параллели с другими произведениями русской классики, такими как "Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Лес" А.Н. Островского и сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, можно провести в контексте темы природы и окружающей среды, которая символизирует различные аспекты русской жизни и общества. Во всех этих произведениях природа играет важную роль и символизирует разные аспекты человеческой жизни. Лес может быть местом бегства, убежищем, но также олицетворяет тёмные и трагические аспекты жизни и поиска выхода из них.

Повесть «Фома Гордеев» (1899): голос правды в мире наживы

«На дне» (1902) — вечный диалог-спор о нравственном восхождении человека

Страница 99

Вопросы и задания 

1. Как представлены свобода и «свободные люди» в ранних романтических легендах Горького? Как реализуются права на свободу в подвиге Данко и в эгоизме Ларры?

Ранние романтические легенды М. Горького выдвигают свободу и "свободных людей" в центр внимания, подчеркивая их высокую ценность. В рассказах, таких как "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Девушка и смерть", "Песня о Соколе", герои легенд стремятся к свободе и отвергают тесные рамки общества.

Примером такого стремления к свободе и неприятия общественных норм может служить Макар Чудра. Он не понимает, почему люди, имея много места на земле, вынуждены жить скучно и уныло, тяжело трудясь и оставаясь бедными. Его персонаж представляет идеал "свободного человека", который не желает подчиняться конвенциям и ищет свой путь к независимости.

В рассказе "Старуха Изергиль", Данко и Ларра - изгнанники, которые не могут жить в обществе и ценят свою свободу выше всего. Ларра, осуждающий и презирающий общество, видит свою свободу в оторванности от него. Данко, напротив, находит выражение своей воли и свободы в героизме и готовности к самопожертвованию.

2*. В чём отличие обезбоженных босяков Горького от образов «маленького человека» в классике XIX века? Только ли сочувствие и боль вызывают они? Не опасно ли их беспредельное возвеличивание? Проанализируйте с этих позиций небольшой рассказ «Мальва».

Обезбоженные босяки в рассказах М. Горького действительно отличаются от образов "маленького человека" в классической литературе XIX века. Основное отличие заключается в их непростых характерах и стремлении к свободе, несмотря на нищету и социальное изгнание.

Основные характеристики обезбоженных босяков:

Свобода и гордость: Они гордятся своей независимостью и свободой, не желая подчиняться социальным нормам. Это их основное богатство, и они не жертвуют им даже ради улучшения своего материального положения.

Эгоизм: Они сосредотачиваются на себе и своих интересах, порой даже издеваясь над другими. Они не ищут сочувствия или жалости и не нуждаются в ней.

Антиконформизм: Босяки отвергают общественные нормы и считают себя выше законов и собственных сограждан. Они не приспосабливаются к обществу, а предпочитают жить по своим правилам.

Паразитизм и живучесть: Несмотря на нищету, они умеют выживать и даже паразитировать на обществе, находя свои способы выживания.

Противоречивость: Герои М. Горького, подобно Челкашу, часто противоречивы в своем поведении и мышлениях, что делает их образы более сложными.

В рассказе "Мальва," Мальва представляет собой женскую версию обезбоженного босяка. Она также стремится к свободе и отвергает общественные ограничения. Ей нравится и Василий, и его сын Яшка, но она не готова жертвовать своей свободой и независимостью ради брака. Ей интересна свободная жизнь и возможность самостоятельно выбирать свою судьбу.

3*. Раскройте на конкретных примерах многосоставность, контрастность романтических гипербол в рассказе «Старуха Изергиль».

В рассказе "Старуха Изергиль" М. Горький использует многосоставность и контрастность романтических гипербол для выделения особенностей персонажей и окружающего мира. Примерами многосоставности и контрастности романтических гипербол в данном произведении могут служить следующие:

Гиперболизированный облик старухи Изергиль:

Старуха Изергиль описывается как сильно стареющая женщина, чьи черты усиленно увеличены: "Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились."
Голос старухи описывается как "хрустящий," создавая образ странного и необычного звучания, что подчёркивает её отличие от обыденных персонажей.
Эгоизм Ларры:

Ларра — главный антагонист рассказа, и его эгоизм представлен в гиперболизированной форме. Он не только заботится о собственных интересах, но и явно издевается над другими персонажами, выражая своё пренебрежение к ним.
Самопожертвование Данко:

Данко, напротив, предстаёт как персонаж, способный на самопожертвование. Его доброта и готовность идти на жертвы выделены в гиперболизированной форме, что подчёркивает его благородство.
Пейзаж и символика:

Пейзаж также пропитан романтической символикой. Море описывается как нечто загадочное и красивое, а символика луны, кроваво-красной и жирной, создаёт таинственную атмосферу.
Все эти гиперболизированные элементы помогают Горькому создать яркие и выразительные образы персонажей и мира в рассказе. Многосоставность и контрастность этих гипербол подчёркивают характерные черты каждого персонажа и воздействуют на восприятие читателя, делая произведение более ярким и запоминающимся.

4*. Почему Фома Гордеев «выламывается» из своего купеческого сословия, из «дела», обесценивая всю воспитательную работу Якова Маякина? Что составляет основу его бунта?

Фома Гордеев в рассказе Максима Горького "Старуха Изергиль" "выламывается" из своего купеческого сословия и отказывается от "дела" и материальной выгоды, обесценивая всю воспитательную работу Якова Маякина. Основой его бунта является стремление к нравственной свободе и отвержение алчности, лицемерия и жадности, которые царят в обществе его сословия.

Основные моменты, которые составляют основу его бунта, включают:

Отвержение алчности и жадности: Фома видит, как его собратья в сословии, включая его отца и Якова Маякина, гонятся за наживой и богатством, беззаветно стремясь к накоплению денег. Этот мир алчности исчерпал его душу, и он не видит в этом смысла.

Стремление к нравственной свободе: Фома чувствует, что его душа узурпирована жадностью и пустыми ценностями. Он стремится к освобождению от этих оков и к поиску смысла в жизни, не связанного с наживой.

Протест против бездуховности и лицемерия: Фома видит, как общество его сословия обманывает себя и других, пряча свою алчность и жадность за маской приличия. Этот лицемерный облик его сословия отталкивает его и подталкивает к бунту.

Стремление к истинным человеческим ценностям: Фома мечтает о чистоте и правде, о жизни, свободной от алчности и бездуховности. Ему важны душевные ценности, а не материальные богатства.

5. Какими средствами автор пьесы «На дне» заставляет зрителя соучаствовать в сценическом действии, говорить с героями, а не пассивно следить за соответствием актёра его роли?

Максим Горький использует несколько средств, чтобы заставить зрителя соучаствовать в сценическом действии и вести активный диалог с героями пьесы "На дне":

Эмоциональная интенсивность: Горький создает персонажей с глубокими эмоциональными конфликтами и страстями. Это заставляет зрителя сопереживать и переживать эмоции персонажей, а не просто наблюдать за ними. Зритель начинает разделять радости, боли, надежды и разочарования персонажей.

Язык и диалоги: Диалоги персонажей в пьесе являются живыми, часто наполненными сарказмом и иронией. Это делает персонажей более реалистичными и позволяет зрителю легко вжиться в их образы. Зрители могут чувствовать, что они сами участвуют в драматических разговорах.

Декорации и обстановка: Сценические элементы, такие как бедные и грязные интерьеры, дополняют образы персонажей и создают атмосферу тяжелой жизни на дне общества. Зритель видит, как персонажи живут и страдают в этой обстановке, что позволяет им легче вжиться в их судьбы.

Музыка и звуковое сопровождение: Музыка и звуковые эффекты могут усилить эмоциональную составляющую пьесы. Звуки, музыкальные мотивы или молчание могут подчеркнуть драматические моменты и вызвать эмоциональное отклик в зрителе.

Все эти средства делают пьесу более живой и интерактивной, заставляя зрителя активно участвовать в происходящем на сцене, а не просто наблюдать его. Это позволяет зрителю почувствовать себя частью событий и глубже понять мир и характеры персонажей.

6. Почему так трудна была роль старца Луки? Не говорит ли мечтатель Сатин ещё более пылкие, громкие слова утешения, нежели Лука? Как вы понимаете главную антитезу пьесы, сформулированную самим автором: «Что лучше — истина или сострадание?» Можно ли противопоставить эти понятия, по вашему мнению?

Роль старца Луки в пьесе "На дне" действительно была трудной, и это связано с множеством аспектов:

Философская глубина персонажа: Лука представляет собой философский образ, который выражает сложные идеи о жизни, человеческой природе и смысле существования. Играть такого персонажа требует не только актерского мастерства, но и глубокого понимания философских концепций.

Контраст с окружающими персонажами: Лука существенно отличается от других обитателей ночлежки своей мудростью, состраданием и философскими размышлениями. Этот контраст делает его роль ещё более сложной, так как ему нужно подчеркивать свою уникальность в сравнении с остальными персонажами.

Философская антитеза: В пьесе присутствует явная философская антитеза между Лукой и Сатиным. Лука призывает к состраданию и утешению, тогда как Сатин стоит на позиции истины и самоуважения. Эта антитеза обогащает драматургию пьесы и делает роль Луки более сложной.

Значимость для сюжета: Лука играет важную роль в сюжете пьесы, внося своими советами и мыслями изменения в судьбы других персонажей. Его уход также оставляет глубокий след в сюжете.

Что касается вопроса "что лучше - истина или сострадание?", то в пьесе Максим Горький представляет разные точки зрения на этот вопрос через персонажей Луку и Сатина. Нельзя однозначно сказать, что одно лучше другого, так как истина и сострадание могут быть важны в разных контекстах.

Истина может быть жесткой и вызывать боль, но она также может помочь человеку осознать реальность и изменить свою жизнь. Сострадание может приносить утешение и поддержку, но оно также может маскировать проблемы и отвлекать от необходимости действовать.

Важно найти баланс между истиной и состраданием в зависимости от конкретной ситуации и потребностей человека. Нельзя абсолютизировать ни одно из этих понятий, так как они оба могут играть важную роль в человеческой жизни.

7. Какие взаимосвязанные пары героев видите вы в пьесе? Чем соперничество Василисы и Наташи из-за Пепла напоминает некоторые конфликты в драмах А.Н. Островского?

В пьесе "На дне" можно выделить несколько взаимосвязанных пар персонажей:

Анна и Клещ: Анна, страдающая болезнью, и Клещ, её муж, представляют собой пару, связанную общей бедой и болезнью Анны. Их отношения отражают страшные последствия бедности и болезни, которые могут разрушить семью.

Настя и Барон: Настя и Барон образуют пару, хотя их отношения далеки от идеальных. Настя принимает Барона, как своего "жениха", но в то же время она является для него источником насмешек. Эта пара подчёркивает тему обмана и ложных надежд в пьесе.

Василиса и Наташа: Василиса и Наташа - сёстры, но их отношения напряжены из-за Васьки Пепла. Василиса хочет использовать Пепла для своих амбиций, в то время как Наташа находит в нём утешение и поддержку. Эта пара иллюстрирует тему корысти и соперничества за ресурсы.

Соперничество Василисы и Наташи из-за Васьки Пепла напоминает некоторые конфликты в драмах А.Н. Островского, особенно в свете социальных и моральных тем, которые обсуждаются в обоих случаях. Островский также часто изображал конфликты между разными социальными классами и поднимал вопросы о человеческом достоинстве и моральных ценностях.

В пьесе "На дне" соперничество Василисы и Наташи отражает борьбу за власть и контроль над ситуацией в ночлежке, что является типичным мотивом в произведениях Островского, где персонажи часто соревнуются за ресурсы и влияние в обществе.

8. Раскройте смысл песни «Солнце всходит и заходит…» в свете многих смертей, катастроф и одновременно оптимистических речей Сатина. О безысходности говорит она или о грядущем просвете во мраке жизни?

Песня "Солнце всходит и заходит..." в пьесе "На дне" Максима Горького передает атмосферу отчаяния и безысходности жизни персонажей, находящихся на дне общества. Текст песни выражает утрату надежды и свободы у заключенного, который пребывает в неволе и лишен возможности видеть свет солнца.

В данном контексте песня говорит о том, что персонажи чувствуют себя как заключенные в тюрьме своих обстоятельств и социального положения. Они не видят выхода из этой темной реальности, и песня отражает их мрачное настроение и надежды, которые, кажется, ушли навсегда.

При этом, несмотря на безысходность, песня также может восприниматься как выражение силы духа и стремления сохранить надежду, даже когда все кажется утраченным. Это может быть символом выживаемости и способности человека сохранять частицу своей человечности даже в самых тяжелых условиях.

9*. Какую роль в проблематике пьесы играет стихотворение П.Ж. Беранже «Безумцы»? В своём анализе используйте полный текст стихотворения.

Стихотворение П.Ж. Беранже "Безумцы" играет важную роль в проблематике пьесы "На дне". Оно помогает раскрыть образ Луки и выразить основную идею произведения.

В данном стихотворении поднимается тема "безумства", и оно включает в себя такие фразы, как "святая правда", "золотой сон", и мыслитель-безумец, способный осветить "целый мир". Эти фразы олицетворяют идею искренности и добродетели, которые в большинстве обыденной жизни подавляются и потеряны. Они символизируют стремление к высшим идеалам, к более глубокому пониманию мира.

Это стихотворение ассоциируется с образом Луки, который в пьесе играет роль "Актёра". Лука, будучи бывшим актёром, является тем персонажем, который сохраняет в себе искренность и способность видеть красоту и добро в мире, даже находясь в таком тяжёлом положении, как бедность и бездомность. Он выступает как "мыслитель-безумец", который обладает особым видением мира, и его рассказы и стихи вдохновляют других обитателей ночлежки верить в лучшее будущее.

10. Какова горьковская концепция Человека в произведениях разных лет? Как она отражает особенности мировоззрения писателя?

Максим Горький в своих произведениях разных лет разрабатывал концепцию Человека, которая отражала его собственное мировоззрение и эволюцию его литературной философии.

В ранних произведениях, таких как "Челкаш" и "Человек", Горький создавал образы сильных, гордых и красивых героев. Эти романтические персонажи были готовыми на подвиг во имя народа и свободы. Горький видел в них идеализированных героев, которые способны отстоять свои убеждения даже перед смертью. Эти персонажи объединены стремлением к свободе и непреклонностью перед страхом смерти.

Однако с течением времени Горький пересматривал свое мировоззрение. Он приходил к убеждению, что человек сможет подняться со "дна" и достойно носить звание "Человека" только тогда, когда он уважает сам себя, обретает чувство собственного достоинства и заслуживает это звание своими действиями. Горький ценил в человеке способность к самосовершенствованию и работе над собой.

В произведениях Горького стали прослеживаться более драматические и реалистические элементы, такие как в пьесе "На дне". Здесь Горький отказывается от деления персонажей на четких положительных и отрицательных, показывая мятежность и противоречивость души человека. В этой драме он более глубоко исследует человеческую природу и человеческие страсти.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 1 Страница 82-109