menu


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 506-514




НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Страница 506

1* Каковы художественные особенности иронической, фантасмагорической поэзии и прозы Вен. Ерофеева («Москва — Петушки»), В. Пелевина («Чапаев и Пустота»), В. Войновича («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»), Д. Пригова? Как она взаимодействует со стихией субкультуры (анекдотом, КВН и т.п.)?

Художественные особенности иронической и фантасмагорической прозы Вен. Ерофеева, В. Пелевина, В. Войновича и Д. Пригова заключаются в использовании гротеска, абсурда и игровой природы текста. Они активно взаимодействуют с элементами субкультуры, включая анекдотическую природу повествования, стилистические черты КВН и сатирическую игру с клише, что создает особую эстетику постмодернизма. Эти авторы ставят под сомнение традиционные формы повествования и жанровые рамки, предлагая читателю одновременно философскую глубину и легкость восприятия через иронию и пародию.

2*. В чём гуманистический смысл «жестокой» прозы Л. Петрушевской? Является ли ущербность и суровость, известный «цинизм» героинь-повествовательниц свидетельством ущербности мира, силы зла, царящего в мире? Можно ли назвать эту прозу «репетицией сострадания»?

Проза Л. Петрушевской несет глубокий гуманистический смысл, несмотря на её суровый тон. Ущербность и цинизм героинь отражают не только кризис общества, но и внутреннюю борьбу человека за человечность в условиях разрушительного мира. Такие тексты можно считать «репетицией сострадания», так как они побуждают читателя к эмпатии, показывая жизнь с точки зрения самых обездоленных и угнетенных.

3. Насколько слышны читателю современной русской прозы и поэзии, как с реалистической, так и с модернистской доминантой, общие «жалобы» на XX век, горестные признания «Я устал от двадцатого века» (В. Соколов)? Чем объясняется обилие маргинальных, люмпенизированных типов, болезненно переживающих свою неполноценность, в прозе В. Распутина, В. Маканина, Е. Попова? Чем объясняется явное усиление христианских мотивов в лирике?

Жалобы на XX век в современной прозе и поэзии, как с реалистической, так и модернистской доминантой, отражают усталость от социальных катаклизмов, войн и разрушения духовных ценностей. Обилие маргинальных типов в произведениях Распутина, Маканина, Попова связано с социальной дезориентацией, обостренным чувством потери идентичности. Христианские мотивы усиливаются в лирике как попытка найти опору в вечных ценностях и противовес хаосу времени.

4*. Попробуйте оценить круг тем, оценок, социологических выводов и рецептов мироустройства в книгах 1990-х годов А. Солженицына «Как нам обустроить Россию» и «Россия в обвале». Есть ли в них косвенное подтверждение кризиса русских иллюзий о пи­сателе как всеобщем учителе жизни?

В книгах Солженицына «Как нам обустроить Россию» и «Россия в обвале» прослеживается глубокий анализ кризисов российской общественной и политической жизни. Суждения автора можно интерпретировать как подтверждение разочарования в идее писателя как всенародного наставника. Вместе с тем они содержат конкретные предложения для выхода из кризиса, подчеркивая его веру в способность России к духовному возрождению.

5*. Что означает позиция Бродского «ниоткуда с любовью»? Достоинством ли является её видимая надпартийность, прикосновение к вечности или слабостью, заключающейся в определённом душевном вакууме?

Позиция Бродского «ниоткуда с любовью» символизирует универсальную любовь, выходящую за пределы национальных и временных рамок. Это можно считать достоинством, поскольку она обращена к вечным категориям. Однако такая надпартийность может восприниматься как слабость, проявляющаяся в отчуждении от социальных реалий и в ощущении душевного вакуума.

6. Как преломляются облики иных культур, поэтических гениев в стилизациях Бродского?

В стилизациях Бродского образы иных культур и поэтических гениев часто представляются через призму его личного восприятия. Они приобретают черты универсальной символики, сохраняют оригинальную художественную суть, но одновременно насыщаются философскими размышлениями автора о времени, месте и судьбе.

7*. Согласны ли вы с трактовкой образа Жукова в стихотворении Бродского? Сопоставьте тему солдатского возвращения на Родину («возвращались в страхе») с тематикой «Дома у дороги» А. Твардовского, «Враги сожгли родную хату...» М. Исаковского. Идентичны ли мотивы переживания героев?

В стихотворении Бродского образ Жукова вызывает споры, так как балансирует между уважением к его роли в истории и критическим взглядом на военную эпоху. Сопоставление с произведениями Твардовского и Исаковского показывает схожие мотивы трагизма солдатского возвращения, но подходы к описанию отличаются: у Бродского доминирует экзистенциальный страх, а у Твардовского и Исаковского – патриотизм и утрата как коллективная боль.

8. В чём заключается сложность и драматизм современной литературной ситуации? Каковы тенденции и перспективы развития отечественной литературы?

Современная литературная ситуация характеризуется сложностью из-за влияния глобализации, смещения жанровых границ и усиления коммерциализации. Основными тенденциями являются обращение к постмодернистским формам, возрождение интереса к духовным и экзистенциальным вопросам. Перспективы развития литературы заключаются в синтезе традиционных и новых форм, а также в усилении диалога с мировой культурой.

Страница 514

Вопросы для обобщения по курсу

1.Как отразились в русской литературе XX века противоречия «новой эпохи»? Что разделило русских писателей и одновременно определило общность многих судеб? Что составляет основу сегодняшних споров о будущем отечественной литературы?

Противоречия «новой эпохи» отразились в русской литературе XX века через борьбу идеологий, поиск новых форм выражения и разрыв между традицией и авангардом. Писатели разделились из-за отношения к революции, политическим изменениям и роли литературы в обществе, что определило их судьбы: эмиграция, репрессии, внутреннее несогласие. Общность судеб заключалась в стремлении сохранить творческую свободу и найти смысл в эпохе перемен. Основу современных споров о будущем литературы составляет вопрос о ее миссии: быть ли ей социальным зеркалом или сосредоточиться на личных, универсальных темах.

2.Сохранила ли литература XX века такие традиции предшествующих эпох, как народность, демократизм, «всемирность» звучания? Покажите это на конкретных примерах.

Литература XX века сохранила традиции народности, демократизма и всемирности. Народность проявляется, например, в творчестве Шолохова, где показана жизнь казачества, а демократизм выражен в произведениях Горького с их героем «из народа». Всемирное звучание можно найти у Пастернака, чья «Доктор Живаго» получила международное признание, и у Набокова, чьи романы стали частью мировой литературной классики.

3.«О, звериная! / О, детская! / О, великая! / О, копеечная!» — так обозначил контрасты русской революции В. Маяковский. Как представлены в творчестве русских писателей различные лики «великой ереси» XX века?

Контрасты революции, о которых писал Маяковский, находят отражение у Булгакова в «Белой гвардии» как трагедия разрушения уклада и у Замятина в «Мы» как образ механической утопии. Горький в «Моей университетской жизни» показал «звериную» жестокость эпохи, а в «Матери» — её детскую веру в справедливость. Лики революции варьировались от романтической идеализации до горькой сатиры.

4.Каким смысловым содержанием наполнен образ Дома, родного очага-пристанища в лирике и прозе XX века? Как он связан с проблематикой эпохи?

Образ Дома в литературе XX века связан с утратой устойчивости и поиском духовного прибежища. У Бунина в «Жизни Арсеньева» это воспоминание о безвозвратно утраченной гармонии, у Толстого в «Хождении по мукам» — символ надежды на возрождение, а у Бродского — образ внутреннего мира, противопоставленного хаосу эпохи.

5.Проследите, как эволюционирует в литературе XX века «вечная», архетипическая формула «отцы и дети». Какие новые оттенки звучания внёс в неё новый век по сравнению с литературой XIX столетия?

Формула «отцы и дети» в XX веке приобрела новые оттенки. В литературе советского периода конфликт между поколениями отражал идеологические различия: у Трифонова и Распутина он часто представлял столкновение традиций и современных взглядов. В эмигрантской литературе (например, у Набокова) конфликт сместился к вопросу сохранения национальной идентичности в новом мире.

6.Опираясь на опыт изучения литературы XIX века, раскройте роль таких мотивов «новой литературы», как мотив дороги и поиска смысла жизни, нравственного падения и восхождения к идеалу. Что привнесла в них эпоха «социальных экспериментов»?

Мотив дороги и поиска смысла жизни в литературе XX века сохранил связь с XIX веком, но наполнился новым содержанием. У Платонова дорога стала символом утопического пути, у Шукшина — пути к простым человеческим истинам. Мотив нравственного падения и восхождения изменился под влиянием эпохи социальных экспериментов: у Шолохова герои находят идеал через борьбу за коллективные ценности, а у Булгакова поиск нравственного пути часто оказывается в тени трагической утраты свободы.

7.Проведите параллели между произведениями писателей XIX и XX столетий, посвящёнными теме природы. Чем обогатила литература XX века формулу «человек и природа»?

Тема природы в литературе XIX века строилась на романтическом идеале, пантеистическом восприятии и философских размышлениях о человеке как части природы. Лермонтов, Тургенев и Толстой видели природу как источник духовного обновления. В XX веке отношение к природе обогатилось экзистенциальными и экологическими мотивами: у Платонова природа часто предстает равнодушной к человеку, у Распутина — объектом защиты от разрушительного влияния цивилизации, а у Шукшина — символом народных корней и внутренней чистоты.

8.Как в литературе XX столетия представлена тема города — очага современной цивилизации? Что внесли в неё поэты и прозаики вслед за Пушкиным, Гоголем, Некрасовым, Достоевским?

Тема города в XX веке продолжила линию, начатую Пушкиным, Гоголем, Некрасовым и Достоевским, которые исследовали город как место духовных исканий, социальных контрастов и нравственных испытаний. У Булгакова Москва становится мифологизированным пространством, где сталкиваются добро и зло. У Ахматовой и Цветаевой город представлен как пространство личной драмы, а у Маяковского и футуристов — как символ прогресса и механизации жизни. Тема города также раскрывает отчуждение личности и утрату связи с природой.

9.В чём специфика развития различных жанров сатиры в литературе XX века? Что было «наработано» в этой области предшествующей литературой и что добавила революционная эпоха?

Сатира в XX веке сохранила традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова, добавив к ним революционную злободневность. Булгаков и Зощенко использовали сатиру для обличения социальной абсурдности, в то время как Довлатов и Солженицын применяли её для осмысления советской бюрократии и трагизма эпохи. Революционная эпоха усилила акцент на гротеске и абсурдности, что стало отличительной чертой сатирической литературы XX века.

10.Какие образы, сюжеты, детали свидетельствуют о преемственно­сти литературы XIX и XX столетий в их обращённости к христианским ценностям вневременного звучания?

Преемственность христианских ценностей проявляется в образах покаяния, искупления, духовного возрождения. У Толстого эти мотивы нашли отражение в его поздних произведениях, а у Достоевского — через идею страдания как пути к Богу. В XX веке эти темы развивались у Шмелева, Распутина, Солженицына, где герои стремятся сохранить духовную связь с традицией в условиях разрушительного влияния эпохи.

11.Была ли литература русского модернизма «беспочвенным» явлением? Имела ли она корни в отечественной культуре? Имеет ли их современный постмодернизм?

Русский модернизм не был «беспочвенным». Его корни лежат в философии символизма и религиозных исканиях Соловьева и Достоевского. Постмодернизм также имеет корни в отечественной культуре, но переосмысливает их через призму игры, деконструкции и интертекстуальности, как видно у Пелевина и Сорокина.

12.Какова роль мифа в литературе XIX — XX веков? С какой целью писатели используют в своих произведениях мифологические образы и сюжеты?

Роль мифа в XIX и XX веках заключается в его использовании для выражения универсальных идей. У Гоголя мифологические образы служат сатирическому разоблачению, у Пастернака и Булгакова — средством создания метафизического измерения текста. Миф позволяет авторам рассматривать современность через призму вечных архетипов и символов.

13.Приведите примеры использования «чужого» текста в произведениях писателей XX века. Чему служат аллюзии, реминисценции, перифразы в художественной системе автора? Охарактеризуйте с этих позиций современную литературную ситуацию.

Использование «чужого» текста в XX веке демонстрирует связь литературы с мировой культурой. Аллюзии, реминисценции и перифразы позволяют авторам обогащать тексты новыми смыслами и углублять диалог с читателем. У Булгакова отсылки к Библии и Гете создают многослойную структуру, у Набокова интертекстуальность становится способом иронии и игры.

14.Всё ли «открыто» литературой предшествующих эпох? Каково ваше видение перспектив развития отечественной литературы?

Литература предшествующих эпох открыла многое, но не все. Современная литература может исследовать новые формы взаимодействия человека и технологий, глобализацию, экологические вызовы. Перспективы отечественной литературы лежат в синтезе традиций и инноваций, в осмыслении опыта прошлого через призму новых мировых вызовов.






ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 2 Страница 506-514