menu


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 419-456




ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН

Страница 419

Прочитайте рассказ В. Распутина «Не могу-у…», вошедший в книгу «Век живи — век люби» (1982), и проанализируйте его, опираясь на следующую систему вопросов и заданий.

1. Обратитесь к началу повествования. Укажите в нём характерные признаки жанра путевого очерка. Какой тон повествованию задаёт экспозиционная часть рассказа — описание поезда, вагона и пассажиров?

Начало повествования содержит характерные признаки жанра путевого очерка, такие как описание местности, внешнего вида пассажиров и событий в поезде. Экспозиционная часть рассказа задает тон повествованию, создавая атмосферу таинственности и тревожности, которая окружает пьяного страдальца и его спутников.

2. Что более всего поражает автора-повествователя во внешнем облике пьяного страдальца? Как соотносятся в нём «прежний человек» и «догорающее чёрным жаром» человекоподобное существо? Что побуждает рассказчика вспомнить имена Стеньки Разина и Ермака, Минина и Пожарского? Почему так важна в рассказе эта историческая ретроспектива?

Автора-повествователя поражает противоречие между "прежним человеком", который еще просматривается в наружности страдальца, и его текущим состоянием - "догорающим черным жаром". Вспоминание имен исторических личностей, таких как Стенька Разин, Ермак, Минин и Пожарский, важно для подчеркивания разрыва между прежней славой и утратой достоинства в настоящем.

3. Как соприкосновение с чужой трагедией выявляет меру человеческого в каждом из участников «дорожной» сцены? Какими «болевыми точками» изобилует беседа «проезжающих» с опустившимся человеком со странным именем Герольд? Какую роль в характеристике героя играют слова «бич», «бичевать» (одна из расшифровок слова «бич» — «бывший интеллигентный человек»)?

Соприкосновение с чужой трагедией выявляет меру человеческого в каждом участнике сцены. Беседа с Герольдом показывает болевые точки и уязвимости каждого персонажа, а использование слова "бич" указывает на смену социального статуса и утрату самооценки.

4. Какое новое звучание обретает в финале рассказа тема дороги, жизненного пути? Как в контексте общей проблематики рассказа звучит последний диалог:

«—А куда едешь? Где сходить тебе? — неловко и озадаченно спросил ещё верзила.

Мужик вскинул голову и прокричал:

— Где сбросят. Понятно? Где сбросят…»

В финале рассказа тема дороги и жизненного пути обретает новое звучание через слова Герольда о том, что ему необходимо быть там, где его сбросят. Это выражение символизирует утрату контроля над собственной жизнью и направлением движения.

5. Какие «знаки беды» разглядел Распутин-художник в так называемые «застойные» годы российской жизни? Какое продолжение получила тема «убывания» человека в последующем творчестве писателя? В чём глубинный смысл основного лейтмотива повествования — реплики-стона «Не могу-у…»?

Распутин-художник видел "знаки беды" в затяжных и безвыходных ситуациях, в хаосе и упадке моральных ценностей. Тема "убывания" человека получила продолжение в последующем творчестве писателя, который продолжал исследовать психологические и социальные аспекты утраты и разочарования. Основной лейтмотив реплики-стона "Не могу-у" выражает отчаяние и бессилие перед непредсказуемыми обстоятельствами жизни.

Страница 437

1. Какими вопросами, тревогами и сомнениями насыщено творчество Распутина разных лет? Что доминирует в проблематике его произведений?

Творчество Распутина в разные годы насыщено различными вопросами, тревогами и сомнениями, но основная проблематика его произведений связана с поиском смысла жизни, моральными дилеммами, исканием человеческого достоинства и пониманием человеческих отношений. В его произведениях звучат вопросы о справедливости, морали, вере, судьбе человека, его месте в мире и отношениях с окружающими. Доминирующими темами являются утрата, одиночество, столкновение с традициями и современностью, а также поиск истины и осмысление смысла жизни.

2*. В чём заключаются нравственные уроки повестей Распутина «Деньги для Марии» и «Последний срок»? Как заявлена в них тема духовной разобщённости людей, разрушения общего «лада» русской жизни? Какие черты национального характера находят своё отражение в образах Марии и старухи Анны?

3. В чём смысл названия повести Распутина «Живи и помни»? Чем объединены и в чём различны трагедии Андрея и Настёны Гуськовых? Что составляет сложный «лабиринт сцеплений» в психологической жизни главной героини повести и в частности — в её финальном роковом решении?

4. Что составляет основную нравственную коллизию повести «Прощание с Матёрой»? В чём противопоставлены в ней образы материнских старожилов и «обсевков», «пожёгщиков», призванных осуществить идею «покорения» природного пространства Матёры? Какова роль символических образов, составляющих особое пространство повести: царственного лиственя, «Хозяина» — доброго духа земли, и других? Чем «высветлен», оправдан печальный финал повести о гибели Матёры?

5. Как в повестях Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана» соединяются злободневное, социальное и вечное, непреходящее? Что представляют собой силы зла, с которыми сталкиваются Иван Петрович и семья Тамары Ивановны? Как в обоих произведениях решается традиционная тема смирения и протеста, моления и противостояния злу?

6*. Сопоставьте проблематику и героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана» и рассказа «Нежданно-негаданно». Что изменилось в сознании писателя, его взгляде на «русскую беду»? В чём заключается неоднозначность, противоречивость позиции художника?






ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 2 Страница 419-456