ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
Важнейшие эпизоды детства и юности. Приобщение к стихии русского языка
«Антоновские яблоки» (1900) — лирическая новелла воспоминаний
Страница 43
Самостоятельный анализ текста.
Прочитайте бунинские стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга». Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы и задания.
1. В чём тематически перекликаются оба произведения? Попытайтесь мысленно «включить» один текст в другой. В какую из композиционных частей рассказа могут быть вписаны строки из «Вечера»?
Оба произведения, стихотворение "Вечер" и рассказ "Книга" Ивана Бунина, перекликаются по теме поиска смысла жизни и счастья, а также по восприятию окружающего мира. В обоих текстах автор выражает идею о том, что счастье находится в мелочах и простых радостях жизни, которые часто ускользают от нашего внимания.
Строки из стихотворения "Вечер" могут быть вписаны в рассказ "Книга" в момент размышлений о том, что делает мужика счастливым. В этот момент мужик возвращается с кладбища, и добавление строк о счастье, которое можно найти в природе и в моментах наблюдения за окружающим миром, подчеркнуло бы его внутреннее состояние и гармонию с миром. Таким образом, строки из "Вечера" могут дополнить размышления героя рассказа о природе счастья и обогатить его внутренний мир.
2. Как в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное» ви́дение окружающего мира? Какие выводы делает художник из данного соотношения?
В рассказе "Книга" и стихотворении "Вечер" Ивана Бунина происходит соотнесение "книжного" и "естественного" восприятия окружающего мира.
"Книга" начинается с того, что герой размышляет о своей предыдущей зависимости от книг, которые заполнили его жизнь вымышленными мирами и персонажами. Он осознает, что часто уходил в мир литературы и жил чужими историями, в то время как вокруг него была настоящая жизнь, настоящие события и впечатления. В рассказе подчеркивается, что книги могут быть как источником знаний, так и уводить человека от реальной жизни, заставляя его упускать простые истинные радости.
В стихотворении "Вечер" также присутствует идея о том, что счастье находится в простых и естественных вещах, в окружающей природе. Поэт видит красоту в природных явлениях, в саде, в облаках, в пение птицы. Важным моментом является осознание того, что счастье доступно только тем, кто умеет видеть и ценить эту красоту, кто способен раствориться в природе и в моментах наблюдения за ней.
Исходя из данного соотношения "книжного" и "естественного" восприятия мира, художник делает вывод о необходимости нахождения баланса между двуми этими аспектами. Книги и литературное воображение важны, но они не должны оторвать человека от реальной жизни и простых радостей окружающего мира. Счастье можно найти, обращая внимание на природу, на моменты простой жизни, и одновременно не забывая обогащать себя знаниями и идеями из литературы. Этот баланс позволяет человеку полнее и гармоничнее жить.
3. Какова идейно-смысловая функция картин «живой жизни» в «Книге» и «Вечере»? Как соотносятся в них прозаические и поэтические детали?
В рассказе "Книга" и стихотворении "Вечер" картинам "живой жизни" придается идейно-смысловая функция, которая подчеркивает разницу между миром литературы (книжным миром) и реальным миром природы и жизни.
В рассказе "Книга" "живая жизнь" олицетворяется природой и реальной жизнью, которая происходит вокруг героя. Эта "живая жизнь" представлена образами поля, усадьбы, деревни, мужиков, лошадей, птиц, облаков и т. д. Она существует независимо от человека и продолжает течь, несмотря на его литературные увлечения. Эти образы выражают идею о том, что реальная жизнь богаче и более глубока, чем мир вымышленных персонажей и историй в книгах. Они подчеркивают разницу между "книжным" и "естественным" видением окружающего мира.
В стихотворении "Вечер" также "живая жизнь" олицетворяется природой и простыми моментами жизни, такими как сад, воздух, птицы и облака. Эти образы помогают читателю почувствовать красоту и гармонию природы, которая является источником счастья и вдохновения. Прозаические детали, такие как описание сада и окружающей природы, служат созданию образов "живой жизни" и акцентируют внимание на реальных аспектах жизни.
Соотношение между прозаическими и поэтическими деталями в обоих произведениях позволяет подчеркнуть контраст между реальностью и вымышленным миром литературы. Прозаические детали представляют реальный мир, в то время как поэтические образы придают этому миру красоту и глубину. Этот контраст служит идейной функции, показывая, что счастье и истинное вдохновение можно найти в реальной жизни, если уметь видеть красоту и гармонию в мелочах ежедневности.
4. Как в обоих произведениях представлена традиционная для поэта антитеза — земля и небо?
В обоих произведениях, как и в творчестве многих поэтов, присутствует антитеза между землей и небом. Эта антитеза является традиционной темой для поэтов и писателей, так как она символизирует разные аспекты жизни, философские и эмоциональные переживания.
В стихотворении "Вечер," земля и небо используются как символы счастья и свободы. Земля представляет мирское, ежедневное существование, тогда как небо символизирует высшие идеалы и духовную свободу. Антитеза между этими элементами подчеркивает идею о том, что счастье и вдохновение можно найти даже в обыденных вещах, если уметь видеть красоту в окружающем мире.
В рассказе "Книга," антитеза между землей и небом также присутствует, но она имеет другой контекст. Земля здесь олицетворяет реальную, физическую жизнь героя, его связь с природой и жизнью в деревне. Небо же ассоциируется с литературными мирами, созданными в книгах. Герой рассказа долго читал книги и ушел в мир литературы, оставив землю, но в конечном итоге он осознает, что настоящее счастье и вдохновение можно найти в земной жизни, в простых моментах сельской жизни.
5. В чём важность мотива птичьего пения для понимания авторской философской концепции в рассказе и стихотворении? Как реагирует на это пение лирический герой каждого из произведений?
Важность мотива птичьего пения в рассказе "Книга" и стихотворении "Вечер" заключается в его символической роли и воздействии на лирических героев, что помогает выразить философские идеи авторов.
В рассказе "Книга," пение иволги является символом природной жизни и аутентичности. Мужик, возвращаясь с погоста, слышит пение иволги и отмечает, что вся природа вокруг него оживает, даже после долгой зимы и молчания. Это пение приносит особенное вдохновение и радость мужику. Он видит в этой природной активности прекрасную гармонию, что отражает его счастье в реальной жизни и его способность ценить ее.
В стихотворении "Вечер," пение птички также имеет важное символическое значение. Поэт пишет о том, как он сидит у окна, и его взгляд уводит от книги на мгновение, к птичке, сидящей на подоконнике. Пение этой птички становится для него символом природной красоты и простоты, которые он начинает ценить. Птичье пение пробуждает в нем ощущение счастья, и он осознает, что счастье всегда рядом, если обратить внимание на окружающий мир и научиться видеть красоту в простых вещах.
Оба лирических героя реагируют на пение птиц с особым чувством радости и осознания. Эти моменты позволяют им оторваться от рутинных забот и книг, переключить внимание на природу и моментальное счастье, что она предоставляет. Пение птиц становится для них символом простой и истинной радости, которая может быть обретена в повседневных событиях.
6. Сопоставьте две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских произведениях: «Он счастлив. Чем? Только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире»; «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне». Противоречат ли они друг другу?
Обе формулы счастья, прозвучавшие в произведениях Ивана Бунина, выражают идею о счастье, но они подчеркивают разные аспекты этого понятия и, на первый взгляд, могут показаться противоречащими друг другу. Давайте рассмотрим их ближе:
"Он счастлив. Чем? Только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире."
Эта формула счастья, прозвучавшая в рассказе "Книга," подчеркивает счастье в простом факте существования и участия в жизни. Мужик, о котором идет речь в рассказе, считает себя счастливым именно потому, что он живет и выполняет простые, но важные жизненные действия. Для него счастье связано с аутентичной, настоящей жизнью, с землей, с природой и ее циклами.
"Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне."
В стихотворении "Вечер," эта формула счастья выражает идею о счастье, как о внутреннем состоянии души. Лирический герой воспринимает окружающую природу и птичье пение как источник своего счастья, но это счастье воспринимается как внутреннее состояние, как осознание прекрасного в мире и гармонии с ним.
Обе формулы подчеркивают, что счастье может быть найдено в моментах простой жизни и в природе, но они подходят к этому с разных точек зрения. Первая формула более связана с внешним миром и действиями, в то время как вторая формула сконцентрирована на внутренних переживаниях и восприятии. Несмотря на эту разницу, они не противоречат друг другу, а скорее дополняют идею о том, что счастье может быть как внешним, так и внутренним, и оно может быть обретено через осознание красоты и гармонии мира вокруг нас.
7. Дополните своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской прозы и выделите важнейшие слагаемые творческой манеры писателя.
Лиризм в произведениях Ивана Бунина действительно играет важную роль и имеет свои особенности:
Внимание к природе: Бунин уделяет особое внимание описанию природы и ее влиянию на человеческие чувства и настроение персонажей. Природа становится не просто фоном, но активным участником произведения, отражая внутренний мир героев.
Меланхолия и ностальгия: Многие произведения Бунина пронизаны меланхолией и ностальгией по ушедшему времени и утраченным ценностям. Эти чувства придают лирическим образам глубину и остросмысленность.
Лирический герой: Часто в текстах Бунина мы видим лирического героя, чьи переживания и мысли отражают авторский взгляд на окружающий мир. Через героя писатель выражает свои мысли о судьбе, жизни и смысле существования.
Своеобразный язык: Бунин использует образный и метафорический язык, который способствует созданию особой атмосферы и эмоциональной насыщенности текстов. Он мастерски подбирает слова и фразы для передачи внутреннего мира персонажей.
Поэтические мотивы: Бунин, будучи не только прозаиком, но и поэтом, часто включает поэтические мотивы и стихотворения в свои рассказы и романы. Это усиливает лирический характер его произведений.
Образы и символы: Бунин создает яркие образы и использует символы, которые помогают читателю понять глубинное содержание произведения. Эти образы часто связаны с природой и человеческими эмоциями.
Внутренний монолог: Часто в произведениях Бунина присутствует внутренний монолог героев, в котором они выражают свои мысли, чувства и рефлексии. Этот прием позволяет читателю погрузиться во внутренний мир персонажей и почувствовать с ними на одной волне.
Страница 62
Вопросы и задания
1*. Прочитайте стихотворения Бунина «Вечер», «Сумерки», «Христос воскрес! Опять с зарёю…», «Слово». Выделите стилистические особенности бунинской лирики (соотношение живого языка и книжной речи, переносное значение слов, иносказания, метафоры). Приведите примеры из текстов.
Иван Бунин был мастером слова, и его стихотворения отличаются особым вниманием к деталям и гармоничной литературной формой.
Сохранение традиций девятнадцатого века: Бунин был уникальным случаем в литературной истории, когда писатель, живший в начале двадцатого века, оставался верен классическим литературным традициям. Его стихи действительно пропитаны духом девятнадцатого века, с его яркими образами, эстетикой и языком.
Точное употребление эпитетов: Бунин чрезвычайно внимателен к выбору эпитетов, которые точно передают образ или настроение. Это придает его стихотворениям яркость и выразительность.
Простота и естественность слова: Несмотря на изысканность стиля, слова в стихотворениях Бунина всегда кажутся естественными и живыми. Он умел создавать красивые образы, не утрачивая при этом натуральности.
Экзистенциальные мотивы: Бунин часто обращается к вопросам бытия, смысла жизни и смерти. Эти мотивы пронизывают его стихотворения, делая их более глубокими и философскими.
Стилистические фигуры: Бунин активно использует различные стилистические фигуры, такие как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения и многие другие. Они придают его стихам художественное богатство и оригинальность.
Синонимы: Бунин мастерски работает с синонимами, создавая богатство звучания и изображения. Он точно подбирает слова, чтобы они передавали тончайшие нюансы.
Иносказания: Частое использование иносказаний и переносных значений слов делает его стихи более глубокими и загадочными.
Переносное значение слов: Бунин часто использует слова в переносном значении, что придает его стихам многозначность и обогащает текст.
2*. Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозгласившего тезис о том, что «звуки правдивее слов»?
Иван Бунин, несомненно, сближает лирику и прозу своих произведений с поэтикой символизма. Это сближение проявляется в нескольких аспектах:
Обращение к вечным темам: Как и символисты, Бунин обращается к вечным темам, таким как любовь, смерть и природа. Эти темы занимают центральное место в его произведениях и раскрываются через символические образы и мотивы.
Устойчивые символы: Бунин, подобно символистам, использует ряд устойчивых символов, которые переходят из одного произведения в другое. Эти символы, такие как ночь, море, цикады, филин и другие, приобретают глубокие символические значения и способствуют созданию единой символической картинки в его творчестве.
Символы единичные: Кроме устойчивых символов, Бунин также использует символы, которые специфичны для отдельных произведений. Эти символы служат для выражения конкретных идей и эмоций.
Символ как "невидимый элемент": Бунин, в отличие от символистов-современников, не зашифровывает предметы или явления с помощью символа. Вместо этого, он использует символ для проявления "невидимого элемента", то есть для передачи эмоций, атмосферы и внутреннего мира персонажей.
Использование звука и тишины: В произведениях Бунина звук и тишина играют важную роль. Он создает особенную тишину, в которой присутствует некий звук, который подчеркивает общее безмолвие и оттеняет его. Это отражает символистский принцип "звуки правдивее слов".
3. Что происходит с традиционным реалистическим сюжетом в «Антоновских яблоках»? Задумайтесь над определением сюжета (от франц. sujet) как «цепи событий, т. е. жизни персонажей в её пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» (В. Хализев) и попробуйте определить причины явного несоответствия сюжета рассказа этому определению. Какова здесь цепь или совокупность событий? В чём сюжетная занимательность?
Рассказ "Антоновские яблоки" Ивана Бунина отличается от традиционных реалистических сюжетов, и его сюжетная структура ближе к идее воспоминаний и эмоций, чем к событийной динамике. Вот какие особенности сюжета этого рассказа:
Отсутствие событийной динамики: В рассказе нет острой конфликтной ситуации, драматического развития событий или неожиданных поворотов. Вместо этого, сюжет строится на ощущениях и эмоциях героя, которые связаны с запахами и образами прошлого.
Цепь ощущений: Сюжет развивается как цепь ощущений, связанных с антоновскими яблоками, природой и детством героя. Вместо событийных перипетий мы видим, как автор передает чувства и ассоциации, вызванные этими ощущениями.
Импрессионистский подход: Автор использует импрессионистские методы, чтобы описать запахи, звуки и образы, создавая яркую и многогранную картину. Этот подход делает сюжет более эмоциональным и визуальным.
Относительность времени: Бунин использует относительность времени, перенося события прошлого в настоящее. Это создает ощущение того, что происходящее оживает и происходит "сейчас", что усиливает вовлеченность читателя.
Четыре части сюжета: Рассказ разделен на четыре части, каждая из которых представляет определенный этап жизни и воспоминаний героя. Это позволяет показать жизненный цикл и эволюцию чувств и воспоминаний.
Сюжетная занимательность рассказа заключается в том, как автор умело передает чувства и эмоции героя через описания природы, ароматов и звуков. Читатель погружается в мир воспоминаний героя и переживает его эмоции. Это делает рассказ привлекательным несмотря на отсутствие традиционных событий и конфликтов.
4. Докажите, что Бунин вполне овладел умением по-толстовски «замечать и лелеять детали». Приведите конкретные примеры из бунинских произведений. Каковы особенности стилистики Бунина?
Бунин, подобно Толстому, действительно обладает умением "замечать и лелеять детали", что является характерной чертой его стилистики. Вот несколько конкретных примеров из бунинских произведений, которые демонстрируют его внимание к деталям:
В рассказе "Легенда" Бунин описывает детали мебели и интерьера замка. Он уделяет внимание каждой детали, будь то старинное зеркало, гобелен на стене или антикварный стол. Эти описания создают атмосферу роскоши и загадочности.
В рассказе "Митина любовь" Бунин подробно описывает внешность героини - Мити. Он уделяет внимание ее волосам, глазам, коже, придающим ей особую красоту и привлекательность. Эти детали помогают читателю лучше представить образ Мити и понять, почему она привлекает внимание мужчин.
В рассказе "Деревня" Бунин описывает мелкие детали природы - цветы, птиц, звуки природы. Он передает атмосферу деревенской жизни через восприятие этих деталей героем. Например, описание полевых цветов и пения жаворонков создает яркую картину деревенской красоты.
В рассказе "Кошки" Бунин описывает кошек с особой пристрастием к деталям и их поведению. Эти описания помогают создать образ загадочных и независимых животных, которые играют важную роль в рассказе.
Особенности стилистики Бунина также включают в себя мастерство в описании природы, использование символизма и метафор, а также глубокое внимание к внутреннему миру героев и их эмоциям. Это делает его произведения яркими и неповторимыми, позволяя читателю погрузиться в мир его рассказов и почувствовать каждую деталь и нюанс.
5*. Воспел или «отпел» Иван Бунин в «Антоновских яблоках», в «Деревне», в «Суходоле», в «Косцах», в других новеллах и повестях Русь, усадебную и крестьянскую? Что свидетельствует о двойственности позиции автора? Что внесли в рассказ «Антоновские яблоки» мотивы воспоминания («вспоминается мне», «помню»)?
В рассказе "Антоновские яблоки" Иван Бунин, как и во многих своих произведениях, воспевает ушедший мир русской усадебной и крестьянской жизни. Он описывает этот мир с ностальгией и теплотой, вспоминая прекрасные моменты из прошлого. Однако, в этом же рассказе, автор также "отпевает" этот мир, указывая на его уход и изменения.
Мотивы воспоминания, такие как "вспоминается мне" и "помню", свидетельствуют о том, что автор воспринимает прошлое как нечто ценное и значимое. Он возвращается к этим воспоминаниям, чтобы сохранить их и передать читателю. Воспоминания создают атмосферу грусти и сожаления за утраченным.
Однако, двойственность позиции автора проявляется в том, что он также описывает упадок и изменения в этом мире. В рассказе "Антоновские яблоки" автор указывает на то, что усадебная жизнь и крестьянская деревня подверглись разрушению и утратили свою прежнюю красоту и гармонию. Этот двойственный взгляд - и восхищение прошлым и сожаление о его уходе - делает произведение более глубоким и многогранным.
6. Как в бунинских рассказах о любви воплотился совет Л. Толстого: «Не ждите от жизни ничего лучше того, что у Вас есть теперь...»? Как соотносятся в этих рассказах категории жизни и смерти, красоты и обыденности?
В рассказах Ивана Бунина о любви отражается совет Л. Толстого: "Не ждите от жизни ничего лучше того, что у Вас есть теперь...". Бунин создаёт образы героев, которые живут моментом, полностью погружены в настоящее. Они не ждут от жизни ничего большего, чем моменты счастья, которые им даны. Это проявляется в их способности ценить каждую минуту любви и радоваться ей, несмотря на неизбежность изменений и уход времени.
Соотношение категорий жизни и смерти в рассказах о любви Бунина также имеет глубокий смысл. Жизнь в этих рассказах представлена как моменты счастья и красоты, которые следует ценить и наслаждаться ими, несмотря на её непредсказуемость и временность. Смерть, в свою очередь, не всегда воспринимается как окончание, а иногда как освобождение от страданий и муки, особенно в случаях, когда любовь приводит к трагическому завершению.
Красота и обыденность также сочетаются в этих рассказах. Красота проявляется в моментах любви, в описании природы и внутренних переживаний героев. Однако она часто соседствует с обыденностью повседневной жизни, что делает её ещё более яркой и ценной. Герои Бунина находят красоту и в простых вещах, в мгновениях тепла и близости, которые они могут разделить вместе.
7. Как построен короткий рассказ «Лёгкое дыхание»? Почему Бунину важно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте — у надгробного памятника героине? Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?
Рассказ "Лёгкое дыхание" Ивана Бунина построен нелинейно, без четкой хронологической последовательности. Начало и конец рассказа происходят у надгробного памятника главной героине - Оли Мещерской. Это неслучайный выбор композиции, и важно пояснить почему:
Символичность начала и конца: Первоначальное описание могилы Оли подчеркивает неизбежность смерти, что согласуется с темой произведения. В конце рассказа, возвращение к этой могиле, подчеркивает окончательность судьбы героини и неизбежность её ухода из жизни.
Акцент на жизни Оли: Начиная и заканчивая рассказ у надгробной памятника, Бунин фокусируется на жизни героини, а не на смерти. Это делает более яркими моменты её жизни, её характер, и позволяет читателю лучше понять и воспринять Олю как личность.
Сравнение жизни и смерти: Начало и конец рассказа создают контраст между жизнью Оли и её смертью. Этот контраст подчёркивает ценность и красоту моментов её жизни и обращает внимание на тему преходящей природы всего сущего.
Повышение драматизма: Завершение рассказа у могилы Оли усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Это место становится символом её ухода, и читатель ощущает глубокую потерю и размышляет о том, что так ценно в жизни, что может быть утрачено.
Что касается "тесноты" и сдавленности пространства повествования, это создаёт атмосферу, в которой главная тема рассказа - лёгкость и непосредственность жизни Оли - более ярко выделяется. Сдавленность пространства отражает ограничения и ожидания общества, которые Оля игнорирует, живя свободной и непосредственной жизнью. Теснота также подчёркивает непродолжительность жизни героини и недостаток времени, которое она имеет, чтобы наслаждаться моментами. В этой атмосфере сдавленности и ограничений она расцветает, что делает её трагическую участь более яркой и поражающей.
8. Каким образом сюжет «Лёгкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперёд и назад помогает выявить сущность лёгкого дыхания, вечное очарование героини?
Сюжет "Лёгкого дыхания" с его зигзагообразным, возвратным движением событий и "растеканием" их вперёд и назад служит ключевым инструментом для выявления сущности лёгкого дыхания и вечного очарования героини.
Непредсказуемость и эмоциональная интенсивность: Бунин, используя нелинейный сюжет, подчёркивает неожиданность моментов в жизни Оли. Это создаёт ощущение, что каждый момент может быть последним, что усиливает эмоциональную интенсивность произведения. Эта неожиданность и непредсказуемость характерны для лёгкого дыхания Оли и её спонтанности.
Возврат к ключевым моментам: Возвращение к определённым эпизодам из жизни Оли позволяет глубже понять её характер, ценности и отношения. События не развиваются линейно, а "растекаются" вперёд и назад, как воспоминания, открывая новые детали и аспекты в личности героини. Это позволяет читателю погрузиться в мир Оли, почувствовать её живость и вечное очарование.
Выявление лёгкости бытия: Нелинейность сюжета отражает спонтанность и лёгкость жизни Оли, её неспособность планировать будущее и проживание настоящего момента. Этот характер Оли проявляется в разных сценах, и нелинейный сюжет помогает сконцентрироваться на этой особенности её характера.
Подчёркивание вечности очарования: Возвращение к могиле Оли в начале и конце рассказа подчёркивает, что её очарование, её "лёгкое дыхание," остаются живыми даже после смерти. Это создаёт ощущение, что она оставила неизгладимый след в мире и в сердцах тех, кто её знал. Её вечное очарование не подвластно времени и не исчезает даже после ухода из жизни.
В итоге, сюжет "Лёгкого дыхания" служит средством передачи сущности лёгкости бытия и вечного очарования героини, создавая интригующую структуру, которая отражает её жизнь и личность в наиболее выразительном свете.
9. Прочитайте внимательно описание маршрута увеселительного путешествия, который выбрал герой рассказа «Господин из Сан-Франциско», написанного в 1915 году, т. е. в год «беспримерной катастрофы» — войны, самой страшной фальши, лжи, согласно убеждениям Бунина. Какие другие подробности в рассказе — если оставить в стороне название парохода «Атлантида» — говорят о его глубинной взаимосвязи с историей XX века?
В рассказе "Господин из Сан-Франциско" маршрут увеселительного путешествия главного героя пролегает через различные страны, включая Европу, Палестину, Египет и Японию. Эти страны, выбранные для путешествия, имеют свою глубокую историческую и культурную значимость, и многие из них были свидетелями событий, связанных с Первой мировой войной.
Маршрут героя начинается с путешествия через Атлантический океан на пароходе "Атлантида". Это название парохода также может рассматриваться как символ: "Атлантида" была легендарным островом, предположительно исчезнувшим в море, и её упоминание может указывать на нестабильность и ненадежность, которые характеризовали мир в то время.
Описание океана как бушующего и рычащего за бортом "Атлантиды" может отражать бурю времен и неспокойство, связанные с Первой мировой войной, которая разразилась в 1914 году. Это было время "беспримерной катастрофы", как утверждал Бунин, и океан может символизировать нестабильность и опасность, которые охватили мир.
Изображение развалин дома Тиберия на острове Капри может служить аллюзией на власть и коррупцию лидеров, что также было актуально в то время. Такие лидеры, как Тиберий, управляли миллионами людей и совершали жестокости, и их действия могли повлиять на ход истории.
10. Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Какова роль эпизода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»? Как можно истолковать выражение «гордыня Нового человека со старым сердцем»? В чём смысл эпиграфа, первоначально предварявшего рассказ: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»? Как вы думаете, почему в итоге писатель снял этот эпиграф?
В рассказе "Господин из Сан-Франциско" по Бунину, противовесом "закатной" цивилизации, представленной богатыми и развлекающимися пассажирами на пароходе "Атлантида", являются абруццкие горцы и их простая, но искренняя жизнь в гармонии с природой и верой. Роль эпизода с абруццкими горцами заключается в том, чтобы показать альтернативу этой беспокойной и изощренной цивилизации, а также подчеркнуть истинные ценности жизни.
Абруццкие горцы возводят молитвы и хвалы "непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире", что отражает их глубокую духовность и веру. Этот эпизод подчеркивает, что истинное счастье и удовлетворение можно найти в простых радостях бытия и духовных ценностях, а не в поиске богатства и развлечений.
Фраза "гордыня Нового человека со старым сердцем" указывает на противоречие между новыми достижениями цивилизации и сохранением старых, человеческих пороков. Новый человек может обладать новыми технологиями и знаниями, но при этом сохранять эгоизм, равнодушие к чужой беде и другие негативные черты старого человека.
Эпиграф "Горе тебе, Вавилон, город крепкий" изначально предварял рассказ и указывал на разрушение и упадок могучей цивилизации. Он подчеркивал тему упадка и моральной деградации в рассказе. Возможно, автор снял этот эпиграф, чтобы дать читателям больше свободы для интерпретации и оставить пространство для собственных размышлений о содержании произведения.
11. В чём отличие «Чистого понедельника» И.А. Бунина от «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева? В чём причины внутреннего разлада героини с миром? Чем для неё становится уход в монастырь?
"Чистый понедельник" И.А. Бунина и "Дворянское гнездо" И.С. Тургенева - два разных литературных произведения, и их героини отрекаются от мира по разным мотивам:
"Чистый понедельник" (И.А. Бунин): Главная героиня рассказа олицетворяет высший светский класс общества начала 20 века. Ей доступны все радости и удовольствия мира, но она чувствует внутренний разлад с этой жизнью. Мотивация её ухода в монастырь связана с поиском смысла и очищением души. Великий пост и "Чистый понедельник" становятся для неё символами духовной трансформации. Она ищет ответы на нравственные вопросы и стремится найти свой путь к Богу.
"Дворянское гнездо" (И.С. Тургенев): Героиня Лиза в "Дворянском гнезде" уходит в монастырь по совершенно другим причинам. Её отрешение от мира связано с несчастной любовью и невозможностью пойти на компромисс с моральными принципами. Она жертвует своим личным счастьем ради верности своим убеждениям и религиозным ценностям. Лиза стремится к очищению своей души и исповеданию грехов.
Таким образом, отличие заключается в мотивации героинь и причинах, которые приводят их в монастырь. Героиня "Чистого понедельника" ищет духовное просветление и свой путь к Богу, в то время как Лиза из "Дворянского гнезда" отрекается от мира из-за нравственных соображений и несчастной любви.