menu


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 112-173




У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ

Страница 112

1. Что определяет самобытность звучания историко-геогра­фи­чес­кой прозы С. Маркова? Какими средствами пользуется писатель, создавая образы героев-первопроходцев?

Самобытность звучания историко-географической прозы Сергея Маркова определяется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, это его поэтическое осмысление исторических и географических событий, которое придает его произведениям особую глубину и эмоциональность. Марков способен описать великое движение русского народа на восток с таким живым воодушевлением, что читатель погружается в удивительную панораму эпохи.

Кроме того, писатель использует богатство поэтических образов для создания характеров героев-первопроходцев. Примером служит образ Витуса Беринга, который пронизан глубокой преданностью своей отчизне и государю. Марков способен передать не только внешние черты своих персонажей, но и их внутренний мир, стойкость духа и силу воли, что делает их живыми и запоминающимися.

Помимо этого, в произведениях Маркова можно найти использование диалектических конструкций и неповторимую речь казаков-землепроходцев, что добавляет аутентичности и колорита тексту. Его работы также отличаются психологизмом, материалами исторических и географических исследований, что делает его произведения богатыми и многогранными.

2. Что лежит в основе творчества Бориса Шергина, Александра Прокофьева? Охарактеризуйте ведущие жанры, закрепившиеся за именем каждого из названных художников.

Творчество Бориса Шергина и Александра Прокофьева имеет свои уникальные черты и отличается особым стилем и подходом к творчеству.

Борис Шергин основывает свое творчество на сборе архангельских и вологодских говоров, а также обработке фольклорных сюжетов Севера. Он создает поэмы, сказки и рассказы, которые пронизаны диалектным колоритом и отражают особенности народов Севера. Его герои, как правило, представлены как живые, талантливые и отзывчивые люди, чье творчество анонимно отражает историю и культуру их народа.

Александр Прокофьев, в свою очередь, создает произведения, основанные на музыкальности, пейзажных зарисовках и прямой авторской речи. Его стихотворения, например в сборниках "Полдень" и "Победа", сочетают коммунистическое сознание с яркими описаниями природы и образов. Прокофьев также приближает свою лексику и синтаксис к произведениям народного творчества, что делает его стихи ближе к сердцу читателей.

3. Какие отличительные черты русского национального характера нашли своё воплощение в историко-географических повествованиях Маркова, сказочных сюжетах Шергина, стихотворениях и песнях Прокофьева? Какими средствами выражается в них автор­ский пафос?

Отличительные черты русского национального характера, нашедшие свое воплощение в творчестве Маркова, Шергина и Прокофьева, глубоко проникают в саму суть их произведений.

Во-первых, это глубокая духовность и уважение к своим корням, которые прослеживаются как в историко-географических повествованиях Маркова, так и в сказочных сюжетах Шергина и стихотворениях Прокофьева. Русская культура и история занимают центральное место в их творчестве, отражая тесную связь с предками и их наследием.

Стремление к поиску высшего смысла и своего предназначения также является важной чертой, присутствующей в произведениях всех трех авторов. Они изучают мир, исследуют его тайны и мудрости, стремясь найти свое место в нем и понять свою роль в истории и судьбе своей страны.

Стойкость и живой интерес к исследованию мира проявляются в упорном труде и самоотверженной борьбе героев за свои идеалы и цели. Эмоциональность, доброта и отзывчивость также характеризуют персонажей и авторов, которые с особым чувством и вниманием относятся к своим героям и их судьбам.

Авторский пафос в произведениях Маркова, Шергина и Прокофьева выражается через использование народно-поэтической речи и говоров родного края, что придает текстам особую аутентичность и колорит. В стихотворениях Прокофьева особое внимание уделяется сравнениям и метафорам, что делает его произведения более образными и эмоциональными. Таким образом, черты русского национального характера становятся неотъемлемой частью творчества этих талантливых авторов, придавая им особый шарм и глубину.

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ

Страница 130

Проанализируйте рассказ М. Булгакова «Красная корона» (1922), ответив на следующие вопросы.

1. Почему Булгаков прибегает к «разорванному» сюжету, нарушая последовательность событий? Какие сцены и образы входят в «поток сознания» героя-рассказчика? Какое значение имеют «стыки» эпизодов, их соседство в пространстве сюжета?

Булгаков прибегает к такому «разорванному» сюжету и нарушает последовательность событий в своем произведении «Красная корона», чтобы передать читателю не только сюжетные события, но и внутренний мир героя. Использование потока сознания позволяет погрузиться в психологию рассказчика и почувствовать его внутренние конфликты, страхи и воспоминания.

В этом тексте герой-рассказчик описывает свои мысли, эмоции и воспоминания в рассыпную, как если бы мы наблюдали за потоком его сознания. Сцены и образы, входящие в поток сознания, представлены в виде воспоминаний о комнате, о рабочем в Бердянске, о матери и брате. Эти фрагменты переплетаются и сменяют друг друга без четкой хронологической последовательности, отражая беспорядочность и хаос мыслей героя.

Ключевым моментом в произведении является описание братской связи героя с его братом Колей. Этот образ является центральным в потоке сознания рассказчика и пронизывает всю повествовательную структуру произведения. Переплетение сцен с братом, его уход на фронт и воспоминания о нем создают эмоциональную глубину и напряженность текста.

Значение «стыков» эпизодов и их соседство в пространстве сюжета заключается в передаче динамики внутреннего мира героя. Эти «стыки» помогают читателю восстановить целостное представление о событиях и переживаниях рассказчика, несмотря на их разрозненность и нелогичность. Использование повторов слов и вводных конструкций также способствует созданию единого потока сознания и позволяет герою выразить свои мысли и чувства более наглядно и эмоционально.

2. Можно ли говорить о наличии «свёрнутого сюжета» в первой фразе рассказа? Какое событие является в нём узловым? Как сцена с раненым братом перекликается с эпизодом в Бердянске?

Да, можно говорить о наличии «свёрнутого сюжета» в первой фразе рассказа. Эта фраза уже содержит ключевые элементы сюжета и предвосхищает основные темы и мотивы произведения. Герой, описывая свои негативные чувства к солнцу, громким голосам и стуку, раскрывает не только своё текущее состояние, но и намекает на то, что эти чувства связаны с прошлыми событиями и переживаниями.

Узловым событием в рассказе является момент, когда герой осознает, что не смог спасти своего брата от смерти. Этот эпизод в Бердянске, когда генерал повесил рабочего, становится ключевым для понимания внутреннего конфликта и травмы главного героя. Этот момент переживается им как трагическая потеря и неудача, и он навсегда оставляет отпечаток на его психике.

Сцена с раненым братом перекликается с эпизодом в Бердянске через мотив трагической потери и бессилия перед насилием. В обоих случаях герой сталкивается с ситуацией, когда не может защитить человека, которого любит, и не справляется с теми, кто насилует свою власть. Этот параллельный мотив подчёркивает тему бессилия и потери контроля над собственной жизнью, которая пронизывает всё произведение.

3. Как соотнесены в рассказе дореволюционная жизнь героев и события Гражданской войны? Что обрекает героя-рассказчика на муки совести? Какова образно-композиционная роль других персонажей рассказа (старуха-мать, генерал, рабочий с вымазанной сажей щекой)?

В рассказе, дореволюционная жизнь героев и события Гражданской войны соотносятся как противоположности и в то же время как непосредственная причина психологического состояния главного героя. Дореволюционная жизнь, описанная в рассказе через воспоминания о родных, семье, и обычных событиях, представляет собой идиллический момент, когда мир казался более устойчивым и безопасным. Однако приход Гражданской войны нарушил этот мир и привёл к серии трагических событий, которые повлияли на психику и жизнь главного героя.

Образно-композиционная роль других персонажей в рассказе усиливает тему моральной ответственности и трагичности судьбы. Старуха-мать представляет образ любящей и заботливой матери, которая надеется на спасение своего сына, но оказывается беззащитной перед беспощадностью войны. Генерал и рабочий с вымазанной сажей щекой символизируют власть и беспомощность обычных людей перед несправедливостью и насилием, которые стали обыденной реальностью в период Гражданской войны. Эти персонажи служат примерами того, как обычные люди сталкиваются с моральными дилеммами и терзанием совести в условиях катастрофы.

4. В чём смысл «говорящих» деталей, сопровождающих воспоминания героя (покосившийся фонарь, партитура «Фауста» на пианино, серенькая фуражка брата и «красная корона»)?

Покосившийся фонарь: Этот образ символизирует угрозу и смерть, которые преследуют героя. Фонарь становится предвестником трагических событий, таких как убийство рабочего и смерть брата на фоне военных действий.

Партитура «Фауста» на пианино: Этот музыкальный мотив отражает внутренний мир героя и его стремление к прекращению страданий и насилия. Фауст, как символ греха и сделки с дьяволом, отражает тему психологической трагедии и внутренней борьбы.

Серенькая фуражка брата и «красная корона»: Эти образы символизируют изменения, произошедшие в жизни брата героя из-за войны. Серенькая фуражка представляет обыденность и мирное время, в то время как "красная корона" отражает насилие и смерть, став символом утраты и потери.

5. Какова судьба героя за рамками повествования? Почему столь категоричен приговор фельдшерицы и самого рассказчика («Я безнадёжен. Он замучит меня»)?

За рамками повествования герою-рассказчику, вероятно, предстоит продолжать борьбу с собственными демонами и тяжёлым психическим состоянием. Понимая, что его психическая болезнь неизлечима и видения брата будут преследовать его всё сильнее, герой осознаёт, что его судьба беспросветна. Он видит в своём будущем только мучения и страдания, которые ему принесут душевные муки и внутренние страдания.

Категоричный приговор фельдшерицы и самого героя-рассказчика проистекает из понимания того, что борьба с собственными демонами и психическими травмами окажется тяжёлой и бесперспективной. Он чувствует себя обречённым на страдания и бессилием перед силой своих видений и внутренних мук. Рассказчик уже не верит в возможность исцеления и боится того, что его муки будут продолжаться бесконечно.

6. Какие оттенки смысла заключает в себе название рассказа? Соотнесите его с названием и проблематикой другого булгаковского произведения — романа «Белая гвардия».

Название рассказа "Красная корона" обладает множеством оттенков смысла. Оно не только описывает физическое состояние брата главного героя, которое стало результатом ужасной травмы в битве — "красная корона" на его голове, но также символизирует насилие, смерть и новую власть, которые пришли с революцией. Красный цвет становится образом боли, страдания и разрушения, которые присутствуют в жизни героев и их окружении.

Связь с романом "Белая гвардия" М.А. Булгакова заключается в общей тематике — обоих произведениях освещается период Гражданской войны в России. В "Белой гвардии" белые, представители старой гвардии, борются против красных, революционеров. Они стремятся сохранить старые ценности, честь и порядок, что также важно для героев "Красной короны". Оба произведения подчёркивают трагические последствия войны и революции для обычных людей, их семей и мировоззрения.

7. В чём сложность и необычность стилистики булгаковского рассказа? Что это: «жестокий реализм» или «жестокий символизм»?

Булгаковский рассказ "Красная корона" действительно является необычным и сложным по стилистике. Он сочетает в себе элементы символизма и реализма, создавая таким образом уникальную атмосферу и глубокий смысловой контекст.

Символизм в этом произведении проявляется через использование различных символов, таких как "красная корона", "фонарь" и другие, которые не только олицетворяют конкретные объекты, но и несут в себе более глубокие значения, связанные с темой войны, насилия, смерти и новой власти. Эти символы помогают читателю погрузиться в атмосферу произведения и понять его глубокий смысл.

С другой стороны, реализм проявляется через живописное описание реальности, с которой сталкиваются персонажи рассказа. Булгаков мастерски передает ужасы Гражданской войны и их влияние на психику персонажей, используя для этого жесткие и реалистичные сюжеты и образы.

Термин "жестокий реализм" лучше всего описывает стилистику этого произведения, так как оно не только рассказывает о реальности жизни в условиях войны и революции, но и подчеркивает ее жестокость и безжалостность. Тем не менее, также можно увидеть элементы "жестокого символизма", так как символы и аллегории используются для подчеркивания эмоциональной и смысловой глубины произведения.

«Мастер и Маргарита» (1929–1940) как роман-лабиринт

Страница 146

1. Какие впечатления московской жизни 1930-х годов отразились в прозе Булгакова? В чём бытовой и «сверхбытовой» смысл его вечных «управдомов»?

Булгаков в своей прозе тонко отразил впечатления от московской жизни 1930-х годов, описывая атмосферу времени, когда нарастал тоталитаризм и репрессии становились все более распространенными. В его произведениях можно увидеть отражение тяжелых условий жизни, стремление к выживанию в атмосфере постоянного страха и непредсказуемости.

Вечные "управдомы" в его произведениях символизируют бюрократическое и подавляющее государство, которое вмешивается в жизнь каждого человека. Они представляют собой не только бытовую проблему, но и "сверхбытовой" смысл в том, что они становятся метафорой для самой системы, где бездарные и коррумпированные чиновники навязывают свои правила и порядки, делая жизнь невыносимой для обычных людей.

2*. В чём опасный смысл экспериментов с «красным лучом», с трансформацией Шарика в Шарикова? Что это: «новый человек» или новая опасность для жизни?

Эксперименты с "красным лучом" и трансформацией Шарика в Шарикова в повести "Собачье сердце" имеют глубокий символический и философский смысл, который отражает опасность манипуляции над человеческой природой и личностью.

Первоначально, эксперименты с "красным лучом" в "Роковых яйцах" и пересадка гипофиза в "Собачьем сердце" представляют собой попытки управлять живыми существами через научные методы. Однако, результаты этих экспериментов в итоге приводят к ужасным последствиям. В "Роковых яйцах" облучение приводит к созданию агрессивных и мутантных организмов, а в "Собачьем сердце" пересадка гипофиза превращает безобидного пса в человека с низшими инстинктами.

Через образ Шарикова Булгаков представляет новую опасность для общества. Шариков становится не просто "новым человеком", но скорее инструментом для социальной манипуляции и контроля. Его трансформация в человека с низшими инстинктами и агрессивным поведением показывает, каким образом эксперименты с личностью могут привести к созданию неуправляемых и опасных элементов общества. Шариков становится угрозой для тех, кто остается верен своим принципам и ценностям, подвергая их агрессии и насилию.

3. Как сталкиваются стихия Дома и вихри «антидома», т.е. сил катастрофы, анархии, жестокости, в «Белой гвардии» и в «Днях Турбиных»? Как обостряет всю ситуацию в «Белой гвардии» совпадение Рождества и штурма Города? Чем привлекателен дом Турбиных, похожий на ковчег в волнах потопа? Согласны ли вы с мыслью автора: «Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете»? Какова функция двойного эпиграфа в романе?

4. Чем привлекателен Лариосик, кузен из Житомира, выходец из чеховской провинции? В чём состояла его отрезвляющая и утешающая роль в трагическом мире Турбиных? Прокомментируйте финал романа.

5. Почему Булгаков избрал такое сложное построение романа «Мастер и Маргарита»? Что вносит «рассечение» одного романа, вторжение двух других, в понимание трагедии Понтия Пилата? Кто сочиняет роман об Иешуа — Воланд, Мастер или Иван Бездомный, читающий его во сне?

Булгаков избрал сложное построение романа "Мастер и Маргарита" по нескольким причинам. Во-первых, такой подход позволяет ему переплести несколько сюжетных линий и персонажей, создавая многогранный и глубокий текст. Это позволяет ему исследовать различные темы и идеи, а также подчеркнуть сложность человеческой судьбы и мира в целом. Кроме того, сложное построение романа помогает создать некую загадочность и интригу, привлекая внимание читателя и удерживая его интерес на протяжении всего произведения.

"Рассечение" одного романа и вторжение двух других в понимание трагедии Понтия Пилата придают роману дополнительные глубину и сложность. Этот прием позволяет автору показать различные аспекты событий и персонажей, а также их взаимосвязь. В результате читатель получает более полное представление о мире произведения и его символическом значении.

6. Каков смысл сцены в варьете? Почему Булгакову нужна была эстетика карнавала (т.е. зрелища без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей) и в сеансе чёрной магии, и в коллективном портрете толпы, обрекающей Иешуа на казнь? Устрашает или веселит карнавальный смех Воланда и его свиты, наказывающих пошлость, алчность, прочие слабости толпы? Как эпиграф из «Фауста» соотнесён с «миссией» нечистой силы в романе Булгакова?

7. В чём заключается внутренний смысл эволюции Ивана Бездомного? Не повторяется ли ситуация с ним: и ослепление очередным Берлиозом, и освобождение от наваждений — в истории многих душ?

Внутренний смысл эволюции Ивана Бездомного заключается в его осознании собственной индивидуальности и ответственности за свои поступки. Иван начинает свой путь как типичный представитель массы, лишённый собственных убеждений и ориентиров. Он ослеплён и ведом Берлиозом, бездумно принимая его взгляды и идеи. Однако столкновение с Воландом и встреча с Мастером пробуждают в нём чувство греховности, совести и понимание собственной ответственности.

Иван пишет заказную антихристианскую поэму, отрицающую существование Христа, чтобы соответствовать идеологии советского режима. Однако его внутренний конфликт и постепенное осознание истины приводят его к отказу от этой задачи и поиску своего пути. Он перестаёт быть бездомным как символом отсутствия убеждений и индивидуальности, и обретает отчество и фамилию, что символизирует его возвращение к себе.

Ситуация с Иваном Бездомным действительно отражает типичные душевные испытания и поиск смысла, с которыми сталкиваются многие люди. Он переживает внутреннюю эволюцию от массового человека, лишённого собственной воли, к индивидуальности, ответственности и осознанию собственной роли в мире. Этот процесс, хотя и индивидуален для каждого человека, символично отображает борьбу за самопознание и духовное преображение.

8. В чём состояло наказание Понтия Пилата? Почему так символичен, нестерпимо ярок, проникающ лунный свет в финале, вся лунная дорога, по которой идут Иешуа и Понтий Пилат?

Наказание Понтия Пилата имеет множество аспектов. Во-первых, он осуждает себя за свою трусость и решение казнить Иешуа, чего он позже сильно жалеет. Это наказание заключается в его бессоннице, мучениях совестью и постоянном стремлении к искуплению. Пилат страдает от того, что он стал инструментом несправедливости и беспощадности.

Лунный свет в финале романа и лунная дорога, по которой идут Иешуа и Понтий Пилат, обладают глубоким символизмом. Луна ассоциируется с мистикой, тайной и духовностью. В контексте романа этот свет может представлять прощение, искупление и освобождение от грехов и страданий. Лунная дорога становится символом пути к миру иной, к духовному примирению. Иешуа и Пилат идут по этому пути вместе, что может означать их общее стремление к искуплению и примирению.

Пилат испытывает глубокое одиночество, и единственным существом, которое искренне его любит и понимает, является его собака Банга. Его одиночество и страдания делают его персонажем, который вызывает сострадание и понимание у читателя.

Образ Пилата в романе пронизан сложными символическими значениями, и его наказание и путь к искуплению остаются одними из ключевых моментов в сюжете.

9. Как Булгаковым достигается свобода в соединении реального с фантастическим? Какие достижения романтической литературы (в частности, Э.Т.А. Гофмана и Н.В. Гоголя) использует писатель? Какой из трёх романов в «Мастере и Маргарите» более совершенен в стилистическом плане? Сопоставьте образы Москвы и Ершалаима в романе.

Творчество Булгакова невозможно описать в двух словах из-за его многогранных и глубоких произведений. Он мастерски сочетал реальность с фантастикой, создавая неповторимую атмосферу, где возможно все, что угодно. В своих произведениях он использовал достижения романтической литературы, вдохновляясь работами таких мастеров, как Э.Т.А. Гофман и Н.В. Гоголь. Он умелно играл с метафорами, аллегориями и смешивал реальность с мистикой, создавая уникальные и неповторимые образы.

Что касается сопоставления образов Москвы и Ершалаима, Булгаков в «Мастере и Маргарите» мастерски передал сравнение между этими двумя городами. Москва выступает как символ советской реальности, где правят бюрократия, коррупция и беззаконие, в то время как Ершалаим представлен как место, где происходят действия волшебной и мистической части романа, где проявляется влияние абсурда и непредсказуемости.

На вопрос о том, какой из трех романов в "Мастере и Маргарите" более совершенен стилистически, трудно ответить, так как каждый из них имеет свои уникальные черты и является важным элементом всего произведения. Однако можно сказать, что каждый роман вносит свой вклад в создание общей атмосферы и глубины произведения, делая его богатым и многогранным.

10. Что общего между Мастером и Иешуа? В чём их отличие? Как отразились в печальной судьбе Мастера (его сломленности, отвращении к своему роману) обстоятельства личной судьбы писателя, главного носителя «доброй воли» в романе? Как вы понимаете противопоставление света и покоя в романе? В какой мере сам Булгаков нуждался в покое творчества?

Мастер и Иешуа в романе "Мастер и Маргарита" представляют собой два важных символа, каждый со своей уникальной ролью и смыслом. Мастер может быть рассмотрен как автопортрет самого Булгакова. Оба они испытали множество трудностей и страданий в своей жизни. Булгаков, как и Мастер, столкнулся с болезнью (он был врачом и страдал от хронических заболеваний), а также с творческими и личными проблемами.

С другой стороны, Иешуа представляет идеальный образ, недостижимый для большинства людей, включая Мастера. Он символизирует высшие духовные идеалы, поиск истины и света в мире тьмы и зла.

Отличие между Мастером и Иешуа заключается в их подходе к жизни и смерти. Мастер, страдая от своей сломленности и отвращения к своему роману, выбирает смерть как путь к избавлению от страданий и борьбы. В то время как Иешуа, принимая на себя муки и страдания, идет на смерть, чтобы дать возможность другим исправить свои ошибки и обрести спасение.

Противопоставление света и покоя в романе отражает борьбу между добром и злом, истиной и ложью, духовным и материальным. Дом Мастера и Маргариты становится символом уюта, покоя и духовного пристанища, где можно обрести спокойствие и гармонию в мире, раздираемом хаосом и несправедливостью.






ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 2 Страница 112-173