Лингвистический ан
«Поэма без героя» (1940–1965)
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
«Если душа родилась крылатой»: уникальность поэтического голоса Марины Цветаевой
Вехи трагической жизни Цветаевой
Пользуясь тезисным планом, письменно проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Роландов Рог», написанное в 1921 г.
Поэзия Цветаевой — лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя
Страница 348
1. Основная тема стихотворения: «сиротство» художника в жестоком, бесприютном мире, его противостояние безликой толпе.
2. Принцип антитезы, организующий сюжетную канву стихотворения: множественность, расчленённость, неповторимость.
3. Соединение противоречивых свойств в облике лирической героини. Близость героя-шута образу Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (романтическая исключительность героя, соединение в нём контрастных черт).
4. Необычность второго плана сравнения: лирическая героиня и герой французского эпоса, неистовый Роланд. Мужественное, рыцарское начало в героине Цветаевой; неистовость, нравственный максимализм её позиции: «Одна из всех — за всех — противу всех!»
5. Мотив усталости, невозможности выдержать неравный бой с многоликим противником («Так, наконец, усталая держаться…»), определяющий сюжетный смысл финальных строф (рог Роланда как сигнал о помощи).
6. Самохарактеристики героини, определяющие внутренний облик «трубящего в рог», духовный потенциал художника («закаменев от взлёту», «и сей пожар в груди тому залог»).
7. Намеренная простота и жёсткость стихотворной формы: простейшая строфа (дистих), преобладание безглагольных синтаксических конструкций, господство согласных над гласными, суровость мужских рифм и аллитераций (горд — сброд — горб), прерывистость (дискретность) стиха.
8. Программный характер стихотворения, его связь с ведущими мотивами творчества Марины Цветаевой.
Марина Цветаева в своём стихотворении «Роландов рог» раскрывает тему одиночества художника, противостоящего жестокому и равнодушному миру. Лирическая героиня, словно шут с горбом, символизирующим её уязвимость, оказывается одинокой в борьбе с многоликостью толпы. Её «сиротство» подчёркивается через антитезу: за каждым героем — множество, а она одна, без поддержки, готовая сражаться за свои идеалы.
Цветаева соединяет в героине противоречивые черты: уязвимость шута и величие рыцаря Роланда. Это необычное сравнение усиливает образ: героиня мужественна, её позиция нравственно максималистична. Фраза «Одна из всех — за всех — противу всех!» подчёркивает её героизм, а упоминание рога Роланда, символизирующего зов о помощи, отражает её усталость и необходимость поддержки.
Форма стихотворения подчёркивает напряжённость: лаконичные дистихи, жёсткие рифмы, преобладание согласных создают суровую атмосферу. Такой стиль усиливает трагический настрой и делает произведение программным. Через это стихотворение Цветаева отражает свои главные мотивы — одиночество художника, борьбу за правду и верность внутреннему огню, который движет её творчеством.
Тема дома — России в поэзии Цветаевой
Страница 356
Вопросы и задания
1. Что имела в виду поэтесса Б. Ахмадулина, назвавшая Цветаеву «трагическим баловнем XX века»?
Белла Ахмадулина, называя Марину Цветаеву «трагическим баловнем XX века», имела в виду двойственную природу её судьбы и творчества. Цветаева, как будто избранная судьбой для великих дарований, одновременно сталкивалась с невыносимыми испытаниями и трагедиями. Она жила на пике эмоций, постоянно находясь в конфликте между своим талантом и реальностью, что делало её фигуру уникальной в литературе того времени.
2. Поются или только выговариваются «угловатые», лихорадочные стихи-романсы Цветаевой? Почему в «лирическом автопортрете» Цветаевой преобладают мотивы предельной самоотдачи, максимального напряжения, почти крика (область «верхнего “до”») в любой момент самоутверждения? Как вы понимаете её своеобразный эпиграф — к судьбе и творчеству — «Буду брать труднейшую ноту, / Буду петь — последнюю жизнь»?
Стихи-романсы Цветаевой по своей сути лихорадочные и угловатые, и они скорее "выговариваются", чем поются. Эта манера связана с её предельной искренностью и напряжением, что делает стихи похожими на исповедь или крик. Её образ жизни и творчества можно описать словами из её эпиграфа: «Буду брать труднейшую ноту, / Буду петь — последнюю жизнь». Это отражение её стремления жить и творить на грани возможностей, выбирая труднейшие пути.
3. Почему так много у Цветаевой повторений, уточнений, углублений заявленной в начале стихотворения мысли? Как обогащаются, поворачиваются новыми гранями слова «вёрсты», «рассо́рили — рассори́ли», «лебединый стан — лебединый стон», от этого варьирования? Как это влияет на смысл?
Повторы и варьирование у Цветаевой создают ощущение углубления мысли, делают её многогранной. Слова, как «вёрсты», «рассори́ли — рассо́рили», или образы, как «лебединый стан — лебединый стон», обретают новый смысл, помогая читателю лучше понять внутренний мир поэтессы. Эти приёмы усиливают эмоциональную напряжённость и подчёркивают музыкальность её стихов.
4*. Цветаева говорила: «Поэтовы затмения не предугаданы Календарём». Как перекликается её образ поэта, её безмерность и крылатость души с образом поэтов и поэзии как «всемирного запоя» в стихотворении А. Блока «Поэты»?
Цветаева воспринимает поэта как существо вне времени и правил, её идея «поэтовых затмений» говорит о невозможности предсказать, когда рождаются гениальные строки. Этот образ близок к стихотворению Блока «Поэты», где поэзия представлена как «всемирный запой» — вдохновение, выходящее за пределы обыденности. Для Цветаевой, как и для Блока, поэт — это одержимый творчеством человек, способный воспарить над реальностью.
5. Каким образом тема бессонницы связана с темой Родины в поэзии Цветаевой?
Тема бессонницы в поэзии Цветаевой тесно связана с Родиной, так как ночные раздумья часто касаются утраченной связи с домом, корнями, прошлым. Бессонница становится символом духовной работы, поиска ответов на самые важные вопросы и неугасимого внутреннего конфликта, связанного с её разлукой с Родиной.
6. Как отразились трагические коллизии судьбы в структуре лирики Цветаевой? В чём смысл постоянного отказа её «я» от обыденности: в подчёркнутой «крылатости», «некупленности», «непойманности» души? Почему в её стихотворениях так много переносов строки, такое обилие многоточий и тире, кольцевых повторов и рефренов?
Трагедия судьбы Цветаевой отражается в её лирике через постоянное стремление вырваться из обыденного. Её «крылатость» и «некупленность» говорят о свободе духа, неподвластной внешним обстоятельствам. Разрывы строк, многоточия, тире и рефрены передают её эмоциональную неустойчивость, драматизм и стремление донести мысли в форме, максимально приближённой к её чувствам.
7*. Перечитайте циклы цветаевских стихов-посвящений — Александру Блоку, Анне Ахматовой, Борису Пастернаку. Выделите приёмы своеобразного накопления, «нагнетания» значений, уточнений, варьирования основной мысли. Как действует на читателя цветаевская «энергия монолога», «одержимость интонацией», «прыжков через само собой разумеющееся» (И. Бродский)?
В своих стихах-посвящениях Цветаева использует приёмы накопления значений, повторов и варьирования, чтобы создать особую напряжённость и глубину. Её «энергия монолога» захватывает читателя, заставляя следить за её интонациями и ассоциациями. Для неё важны неожиданные переходы и смысловые прыжки, которые делают её поэзию сложной, но живой и эмоционально насыщенной.
«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН»
Страница 369
1. В чём состояла освобождающая роль смеха в фельетонах А. Аверченко, Н. Тэффи, стихах Саши Чёрного? Почему это не трагический смех сквозь слёзы, а скорее меланхоличный, «чёрный юмор» обречённой эпохи?
В фельетонах Аверченко, Н. Тэффи и стихах Саши Чёрного смех выполняет функцию своеобразного освобождения от безысходности и сложностей эпохи. Это не трагический смех сквозь слёзы, поскольку он направлен не на глубокую скорбь, а на осознание абсурдности и комизма окружающей действительности. Смех становится меланхоличным, насыщенным оттенками «чёрного юмора», что отражает чувство обречённости, но не теряет иронии и лёгкой философской насмешки над происходящим.
2*. Пародия — жанр, вбирающий в себя одновременно и пародируемый объект, и вкус создателя пародии. Как эти две параллельные позиции соединяются? Как строится пародия, как в ней заостряется смешное, комичное в пародируемом? Отыщите элементы таких комических заострений, случаи алогизма, абсурда в стихах Саши Чёрного.
В пародии соединяются одновременно два взгляда: на сам объект пародии и на отношение к нему автора. Это происходит за счёт акцентирования характерных черт объекта, иногда доводя их до абсурда или гиперболы. У Саши Чёрного элементы комического заострения проявляются через алогизм и абсурд, когда неожиданные сопоставления и ироничные метафоры высмеивают привычное. Например, в его стихах повседневные ситуации превращаются в сюрреалистические сцены, высмеивая человеческие слабости и нелепости.
3*. Над кем смеётся Аверченко в «Шутке Мецената»? Чем положение Мецената напоминает ситуацию «Горя от ума»?
В «Шутке Мецената» Аверченко смеётся над тщеславием и наивностью богатых покровителей искусства, чьё желание выглядеть меценатами приводит к комичным ситуациям. Ситуация напоминает «Горе от ума» тем, что главный герой оказывается заложником общественных ожиданий и собственной гордости, что создаёт двойственный эффект: насмешку над персонажем и сочувствие к его положению.
4*. Что является объектом комической игры во «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”»? Как открытия «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”» будут реализованы в последующие десятилетия XX века в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»? В новеллистике и «Голубой книге» М.М. Зощенко? В комедиях Е. Шварца? В пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич» с превращением управдома Бунши в царя Ивана Грозного?
В «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”» объектом комической игры становятся общепринятые представления о великих исторических событиях и фигурах. Аверченко и его современники пародируют канонические образы, заменяя их более житейскими и абсурдными характеристиками. В произведениях Ильфа и Петрова этот приём развивается через сатиру на бюрократию и повседневные реалии, у Зощенко — через бытовой юмор, а у Булгакова — через сочетание исторической тематики с гротеском и фантасмагорией.
5. Чем обусловлено рождение грустного юмора в лирике эмигрантов — Н. Тэффи, Дон-Аминадо? Как совмещалось в нём чувство вины и беды?
Грустный юмор в лирике эмигрантов, таких как Н. Тэффи и Дон-Аминадо, возникал из чувства внутреннего разрыва, тоски по родине и ощущения личной и общественной утраты. Это чувство часто сопровождалось самоиронией, попыткой ослабить тяжесть переживаний через насмешку над собой и окружающими, что создавало уникальную атмосферу смешанного ощущения вины, беды и необходимости жить дальше.
6. Как развивался образ подставного персонажа, простака, рассказчика своих житейских «приключений» в фельетонах Аверченко?
У Аверченко образ подставного персонажа развивался как средство для создания гротеска и сатиры. Простак, рассказывающий о своих житейских приключениях, использовался как зеркало, отражающее абсурдность и нелепость окружающего мира. Такой персонаж сочетал в себе наивность и мудрость, позволяя читателю увидеть ситуации с неожиданной и парадоксальной стороны.