Что изучает химия?
Химия изучает вещества, их состав, строение, свойства и превращения, а также законы, по которым эти превращения происходят.
Что называют атомом, молекулой, химическим элементом?
Атом — это мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Молекла — это частица, состоящая из двух или более атомов, соединённых химической связью. Химический элемент — это вид атомов с одинаковым числом протонов в ядре, из которых состоят все вещества.
Каковы основные положения атомно-молекулярного учения и какое значение оно имело для развития химии?
Основные положения атомно-молекулярного учения заключаются в том, что все вещества состоят из атомов, которые соединяются в молекулы, химические реакции — это перераспределение атомов, а масса веществ в реакции сохраняется. Это учение помогло объяснить строение веществ, законы химических реакций и предсказывать новые соединения.
1. Определите, в каких высказываниях железо, азот и кислород упомянуты как простые вещества, а в каких — как химические элементы: а) нитрат железа(Ш) образован железом, азотом и кислородом; б) азот и кислород — газы без цвета, запаха и вкуса; в) рыбы дышат кислородом, растворенным в воде; г) железо входит в состав гемоглобина.
а) Как простые вещества упомянуты: б) азот и кислород — газы без цвета, запаха и вкуса; в) рыбы дышат кислородом. Как химические элементы упомянуты: а) нитрат железа(III) образован железом, азотом и кислородом; г) железо входит в состав гемоглобина.
2. Рассчитайте относительную молекулярную массу, молярную маету и маету молекулы: а) кислорода; б) азота.
Для кислорода: относительная молекулярная масса O₂ = 16×2 = 32; молярная масса = 32 г/моль; масса одной молекулы = 32/6,022×10²³ ≈ 5,32×10⁻²³ г.
Для азота: относительная молекулярная масса N₂ = 14×2 = 28; молярная масса = 28 г/моль; масса одной молекулы = 28/6,022×10²³ ≈ 4,65×10⁻²³ г.
3. В порции органического вещества массой 1.0 г содержится 6.02 × 10^21 молекул. Чему равна относительная молекулярная масса этого вещества? О каком веществе может идти речь? Запишите молекулярную формулу этого вещества.
Масса одной молекулы вещества равна 1 г / 6,02×10²¹ ≈ 1,66×10⁻²² г. Масса 1 моля вещества = 1,66×10⁻²² г × 6,022×10²³ ≈ 100 г/моль. Значит, относительная молекулярная масса ≈ 100. Это может быть глюкоза, молекулярная формула C₆H₁₂O₆.
4. При сжигании 12 г органического соединения образовалось 114.1 г соды и оксид утлерода(IV), при прешускании кеггоро- го через раствор гидроксида кальция образовалось 60 г осадка. Определите молекулярную формулу исходного соединения, если относительная плотность его паров но воздуху равна 2,07.
Сначала находим молярную массу по плотности: M = 2,07 × 29 ≈ 60 г/моль. По данным реакции с гидроксидом кальция: масса CO₂, образовавшего осадок, равна 60 г осадка. Это указывает, что соединение содержит углерод и водород (СₙHₘ). Уравнения и расчёты показывают, что формула вещества C₂H₄O₂ (уксусная кислота), молярная масса 60 г/моль.
5. При и. у. плотность смеси, состоящей из азота и кислорода, составляет 1.35 г/л. Определите объёмные доли газов в смеси.
Плотность воздуха при и.у. ≈ 1.29 г/л, молярная масса смеси M = 1.35 × 22.4 ≈ 30 г/моль (или использовать точнее: M = 1.35 × 22,4 г/моль? уточним).
Молярная масса смеси M = x·28 + (1-x)·32, где x — доля азота.
1.35 г/л / 1.29 г/л ≈ 1,047. Пропорция: M = x·28 + (1-x)·32 = 30 → 28x + 32 - 32x = 30 → -4x + 32 = 30 → x = 0,5.
Объёмные доли: азот 50%, кислород 50%.
6.Жизнь выдающегося учёного А.Л. Лавуазье трагически оборвалась на 51-м году жизни, когда в 1794 г. он был казнён по решению трибунала во время Великой французской революции. Используя дополнительную литературу и электронные ресурсы, обсудите в классе следующие вопросы: • Насколько справедливым был приговор? • Какой вклад внёс этот учёный в развитие химии? • Если бы вы присутствовали на заседании трибунала, что вы ответили бы, когда его председатель сказал: «Республика не нуждается в учёных»? • Почему при оценке личности А. Лавуазье мнения могут быть противоречивыми?
Приговор Лавуазье был несправедливым. Он был казнён как «подозрительный» и «враг народа» из-за своей работы в налоговой службе и связей с аристократией. Однако его научная деятельность не имела отношения к политическим событиям. Смерть учёного стала утратой для науки и символом трагической судьбы многих интеллектуалов в период Великой французской революции.
Я бы возразил, что наука и знания необходимы для прогресса общества. Учёные, такие как Лавуазье, способствуют развитию технологий, медицины и образования, что в конечном итоге приносит пользу народу. Уничтожение интеллектуалов приводит к утрате знаний и замедлению развития.