menu


ГДЗ по химии 11 класс Кузнецова, Литвинова углубленный уровень § 53. Химическая технология с ответами




Из курса химии 9 класса повторите темы, касающиеся производства серной кислоты, промышленного синтеза аммиака, коксохимического производства, производства метанола и этанола, уксусной кислоты. Какие химические производства вы изучили в 9 и 10 классах?

В 9 и 10 классах изучают крупные химические производства, среди них:

— производство серной кислоты
— синтез аммиака
— коксохимическое производство
— получение метанола
— получение этанола
— производство уксусной кислоты

Укажите области применения серной кислоты. Какие реакции лежат в основе производства серной кислоты?

Серная кислота применяется:
в производстве минеральных удобрений (например, суперфосфата),
в химической промышленности (для синтеза веществ),
в нефтепереработке,
в производстве красителей, взрывчатых веществ,
в очистке металлов перед покрытием.

Производство основано на трёх стадиях:

Обжиг серы или сульфидов:
S + O₂ → SO₂
или
4FeS₂ + 11O₂ → 2Fe₂O₃ + 8SO₂

Каталитическое окисление оксида серы (IV):
2SO₂ + O₂ ⇄ 2SO₃ (катализатор — V₂O₅)

Поглощение оксида серы (VI) концентрированной H₂SO₄ с образованием олеума:
SO₃ + H₂SO₄ → H₂S₂O₇
Затем его разбавляют водой:
H₂S₂O₇ + H₂O → 2H₂SO₄

Укажите области применения этанола и метанола. Какие реакции лежат в основе промышленного производства этих веществ?

Этанол используется:
в медицине (антисептик),
в парфюмерии и косметике,
в производстве растворителей и лакокрасочной продукции,
как топливо и добавка к бензину,
в пищевой промышленности (в составе алкогольных напитков).

Производят этанол либо брожением глюкозы:
C₆H₁₂O₆ → 2C₂H₅OH + 2CO₂
либо гидратацией этилена:
C₂H₄ + H₂O → C₂H₅OH (в присутствии катализатора)

Метанол применяется:
в производстве пластмасс, формальдегида,
как растворитель,
в качестве топлива и присадки к бензину,
в производстве красителей и других органических веществ.

Производится синтезом из угарного газа и водорода:
CO + 2H₂ → CH₃OH (катализатор, высокая температура и давление)

Эти темы — основа промышленной химии и важная часть школьной программы.

1. Почему при разрыве корпуса колонны синтеза происходили взрывы газовой смеси?

Смесь азота и водорода — взрывоопасна. В колонне синтеза аммиака они находятся под высоким давлением и температурой. При разрыве корпуса смесь резко выходит наружу, контактирует с воздухом, может воспламениться или взорваться, особенно при наличии искры или открытого огня.

2. Вычислите, какое количество азота и водорода практически расходуется для производства 1 т аммиака.

Уравнение реакции:
N₂ + 3H₂ → 2NH₃

Молярная масса NH₃ = 17 г/моль
1 т = 1 000 000 г
Число моль аммиака:
1 000 000 / 17 ≈ 58823,5 моль

По уравнению:
2 моль NH₃ ← 1 моль N₂ и 3 моль H₂
Значит, на 58823,5 моль NH₃ нужно:
N₂: 58823,5 / 2 = 29411,75 моль
H₂: 29411,75 × 3 = 88235,25 моль

Молярная масса N₂ = 28 г/моль
Молярная масса H₂ = 2 г/моль

Масса N₂: 29411,75 × 28 ≈ 823529 г = 823,5 кг
Масса H₂: 88235,25 × 2 ≈ 176470 г = 176,5 кг

Ответ: на 1 т аммиака расходуется примерно 823,5 кг азота и 176,5 кг водорода.

3. Какие общие закономерности экзотермических, обратимых, гетерогенно-каталитических реакций используют при выборе оптимальных условий управления промышленным синтезом аммиака?

Реакция экзотермическая — при повышении температуры равновесие смещается в сторону реагентов, но высокая температура нужна для скорости реакции. Поэтому выбирают компромиссную температуру (примерно 400–500°C).
Реакция с уменьшением объема — повышение давления (обычно 150–300 атм) смещает равновесие в сторону аммиака.
Катализатор ускоряет установление равновесия — используют активированный железный катализатор.

4. Сформулируйте общие принципы управления обратимыми реакциями с неблагоприятным положением равновесия при решении следующих задач:

а) получение высокого выхода продукта реакции:

б) использование специфического для циркуляционных схем способа увеличения производительности реакторов и катализатора; в) подбор оптимального состава газовой смеси.

а) Для получения высокого выхода продукта:
Удалять продукт реакции (аммиак) из смеси — равновесие будет смещаться в его сторону.

б) Для циркуляционных схем:
Невступившие реагенты возвращаются обратно в реактор, тем самым увеличивается общая производительность и ресурс катализатора.

в) Оптимальный состав смеси:
Поддерживается стехиометрическое соотношение N₂:H₂ = 1:3. Примеси удаляются, так как они снижают активность катализатора.

5. Укажите перепектины совершенствования промышленного синтеза аммиака. (Можно наметить три предложения, относящиеся к проблеме катализа.) Оформите и представьте свои предложения в виде электронной презентации.

— Разработка катализаторов с большей активной поверхностью.
— Создание катализаторов, работающих при более низких температурах и давлениях.
— Увеличение срока службы катализаторов и снижение их чувствительности к примесям.






ГДЗ по химии 11 класс Кузнецова, Литвина Параграф 53

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):