1. Что стало причиной начала Первой мировой войны и какой характер она носила? 2. Как проходили военные действия во время этой войны и сколько их этапов было? 3. Чем и каким образом эта война была завершена? Можно ли сказать, что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его? Как вы думаете, почему С. Сазонов считал виновником войны Великобританию? Как вы оцениваете эту позицию? Во имя чего велась мировая война? 1. Что стало поводом и причинами Первой мировой войны? В чём различие между этими понятиями? 2. Какой характер носила война 1914–1918 гг.? Можно ли однозначно определить, кто был её виновником? Кто, по вашему мнению, несёт ответственность за её возникновение? 3. Подведите итоги первого года войны. В чём состояли ошибки военного командования воюющих сторон? 4. В чём проявился кризис в противоборствующих державах? Каковы были его причины? 5. Чем можно объяснить победу стран Антанты? При ответе используйте материалы таблицы на с. 65. 1. Опираясь на материалы учебника и дополнительные источники, самостоятельно составьте сравнительную таблицу «Лидеры модернизации» (США, Франция, Великобритания). В таблице необходимо отразить следующие положения: а) названия крупнейших монополий; б) в какой отрасли они добились успехов; в) существуют ли они в наши дни. На основе анализа таблицы подготовьте развёрнутый письменный ответ в форме доклада. 2. Подготовьте реферат на тему «Геополитические теории». При подготовке реферата следует осветить следующие вопросы: а) когда возникли геополитические теории и кого можно причислить к их авторам; б) какое значение эти теории имели в ходе подготовки мировой войны; в) существуют ли в наши дни новые теории и если да, то в чём их новизна. 3. Прочитайте фрагмент из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю» (1942). «Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей <…> и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации <...> В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело <...> Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало её критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение <...>» Как автор объясняет появление нового социального слоя в Индии? Согласны ли вы с мнением автора? В чём, на ваш взгляд, он ошибается? Дайте аргументированный развёрнутый ответ в виде тезисов. 4. Подготовьте двухминутное слайд-шоу, посвящённое антивоенным плакатам и карикатурам времён Первой мировой войны, выпущенным разными государствами-участниками. Используя соответствующие сайты, подготовьте подробное описание каждого из изображений (в какой стране и когда оно было сделано; в чём основной посыл этого плаката или карикатуры) и сделайте небольшое историческое введение к данному слайд-шоу. 5. Обсудите на круглом столе или семинаре вопрос о том, почему Соединённые Штаты Америки приняли решение вступить в Первую мировую войну. Подготовьте и сделайте в классе сообщение на тему «Роль и значение участия США в Первой мировой войне».