1. Какие новые направления в художественном творчестве появились во второй половине XX — начале XXI в.?
Во второй половине XX — начале XXI века появились такие направления, как поп-арт, концептуализм, гиперреализм, перформанс, инсталляция, видео-арт, ленд-арт и цифровое искусство. Художники стали активно использовать новые технологии, включать зрителя в процесс создания произведений, нарушать традиционные границы между жанрами. Искусство стало более экспериментальным и обращённым к социальным и политическим темам.
2. Что представляет собой контркультура?
Контркультура — это движение, которое противопоставляет себя господствующим культурным нормам и ценностям. Она выражается в искусстве, образе жизни, протестных акциях. Во второй половине XX века контркультура включала молодежные движения 1960-х годов, хиппи, панков, анархистов и другие течения, выступавшие против войны, насилия и потребительского общества.
3. С чем связан подъём национальных культур?
Подъём национальных культур связан с обострением интереса к национальной истории, языку, традициям, особенно после распада колониальных империй и в условиях глобализации. Люди стремятся сохранить свою самобытность и культурное наследие, отстаивать право на культурную независимость.
Как, по мнению авторов, сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости её национальных особенностей?
Авторы считают, что эти процессы происходят одновременно и не противоречат друг другу. Чем больше мир становится единым, тем сильнее у людей появляется стремление сохранить и подчеркнуть свою уникальную культурную идентичность. Общие элементы — еда, одежда, развлечения — могут сближать народы, но когда универсализация затрагивает более глубокие ценности, возникает реакция — культурный протест. Люди начинают активнее защищать свою историю, язык и традиции. То есть чем более похожими становятся культуры внешне, тем важнее для них сохранить внутренние различия.
1. Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины ХХ в.
Во второй половине XX века в изобразительном искусстве развивались абстрактный экспрессионизм, поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видеоарт и инсталляции. В музыкальной культуре появились авангардные течения — сонористика, алеаторика, минимализм. Главное отличие от первой половины века — акцент не столько на форму, сколько на идею, протест против традиционных норм, больше эксперимента. Но, как и в начале века, художники продолжали искать новые средства выражения и работать с внутренним состоянием человека.
2. Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?
Абстракционизм стал реакцией на фотографическое искусство. Его главной задачей художники считали выражение внутреннего мира человека, эмоций, чувств, состояний, а не отображение внешней реальности. Они стремились создать искусство, которое поднимается над повседневностью.
3. Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?
Поп-арт появился в условиях массового потребления, бурного роста рекламы, телевидения, индустрии развлечений. В центре внимания художников — повседневные вещи и образы массовой культуры: упаковки, банки, комиксы, знаменитости. Они превращали обычные предметы в арт-объекты и тем самым переосмысливали потребительское общество.
4. Что знаменовало собой появление «самоуничтожающегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.
«Самоуничтожающееся искусство» символизировало неустойчивость, хаос, исчезновение чётких границ в культуре. Постмодернизм характеризуется свободным смешением стилей, ироничностью, отсутствием строгих правил, использованием элементов массовой культуры, экспериментами с формой и содержанием.
5. Что такое бит, битники? Какие ещё молодёжные движения протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?
Битники — участники молодёжного движения 1950-х годов, выступавшие против буржуазных ценностей. «Бит» — стиль жизни и творчества, отвергающий нормы общества. Позже появились хиппи, панки, рокеры. Все эти движения начинались как формы протеста, но затем частично стали частью массовой культуры, превратились в моду и стиль, приносивший прибыль индустрии.
6. Чем вызван подъём национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?
Унификация культуры под давлением глобализации вызывает стремление сохранить свою самобытность. Люди хотят защитить родной язык, традиции, ценности. Это проявляется в росте интереса к народному творчеству, культуре малых народов и поддержке национальных проектов.
1. Подготовьте двухминутное слайд-шоу, посвящённое одному из выбранных вами современных направлений в изобразительном искусстве: абстракционизм, гиперреализм, абстрактный экспрессионизм (или иное — на ваш выбор). Используя соответствующие сайты, подготовьте: 1) краткую характеристику этого направления; 2) разъяснение того, кто из художников является наиболее ярким представителем этого направления; 3) подробное описание каждого из изображений. Сделайте небольшое историко-культурное введение к данному слайд-шоу.
2. Используя официальные сайты российских художественных музеев (если удастся — то и западных), подготовьте альтернативный изобразительный ряд для изученной вами главы. Постарайтесь самостоятельно выбрать изображения, наиболее ярко отражающие материал параграфа 44. Подготовленное слайд-шоу продемонстрируйте своим одноклассникам на уроке и обсудите с ними полученный результат.
3. Прочитайте (если раньше вы этого не сделали) произведение одного из западноевропейских или латиноамериканских писателей XX в., тех, чьи имена перечислены в учебнике. Подготовьте устное сообщение о творчестве писателя; об особенностях его прозы и значении его литературного наследия. Как вы считаете, почему и чем интересны современным читателям его произведения? Или не интересны?
4. Самостоятельно вместе со своим соучеником подготовьте компьютерную презентацию, посвящённую музыкальной культуре второй половины ХХ в. При подготовке презентации обратите внимание на следующие вопросы: а) название музыкального направления и его характерные черты; б) время его расцвета; в) его выдающиеся представители. Обязательно сопроводите свою презентацию звуковым рядом.