menu


ГДЗ по истории 11 класс Загладин § 11–12. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен ХХ в.




1. В чём сущность идеологии фашистских партий?

Идеология фашистских партий заключалась в абсолютной вере в государство как высшую ценность и вождя как его воплощение. Она отвергала либерализм, демократию, социализм и коммунизм, заменяя их идеалами жесткой государственной власти, иерархии и контроля. Ключевыми идеями были национализм, милитаризм, культ силы и подавление инакомыслия.

2. Чем итальянский фашизм отличался от германского?

Итальянский фашизм отличался от германского по акценту на национализме и корпоративизме, то есть попытке создать контроль над экономикой через корпоративные структуры под контролем государства. Германский фашизм, нацистский режим, был глубоко проникнут расовой идеологией, утверждающей превосходство "арийской" расы и необходимости уничтожения "нежелательных" групп.

3. Какие цели преследовала завоевательная программа фашизма?

Завоевательная программа фашизма имела целью расширение территории и усиление контроля над соседними странами для создания империй. Это оправдывалось необходимостью получения жизненного пространства, ресурсов и усиления геополитического влияния.

4. Что означало «окончательное решение еврейского вопроса»? Что называют холокостом?

«Окончательное решение еврейского вопроса» означало планомерное уничтожение евреев нацистской Германией, что привело к массовым убийствам, известным как Холокост. Холокостом называют геноцид евреев в годы Второй мировой войны, в ходе которого были уничтожены шесть миллионов человек.

5. Какие шесть признаков тоталитаризма считаются классическими и кто их автор?

Классическими признаками тоталитаризма считаются: монополия одной партии, подавление оппозиции, контроль над экономикой, пропаганда единой идеологии, культ лидера и запрет на владение оружием. Эти признаки были сформулированы Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в 1956 году.

6. Как в современной науке трактуется концепция тоталитаризма? По поводу каких проблем идут в наши дни дискуссии?

В современной науке концепция тоталитаризма подвергается пересмотру, обсуждаются её применимость и недостатки. Одной из дискуссионных тем является вопрос о том, действительно ли тоталитарные режимы выражали чаяния большинства или были навязаны меньшинством. Также ведутся споры о том, применимы ли классические критерии тоталитаризма к странам Востока и новым формам авторитаризма.

Опираясь на текст параграфа и документы, охарактеризуйте намерения нацистов в отношении будущего народов Европы. Какими средствами они собирались утверждать германское господство?

Нацисты стремились к полному господству Германии в Европе и собирались достигать этого через территориальную экспансию, уничтожение и депортацию народов, которые они считали "нежелательными" в расовом отношении. Их основная цель заключалась в создании жизненного пространства для "арийской" расы и немецкой колонизации восточных территорий, включая Прибалтику, Крым, Белоруссию, Украину и другие области.

Средства для достижения этих целей были крайне жестокими. Во-первых, планировалось насильственное выселение миллионов людей с их земель на Восток, в том числе в Сибирь, чтобы освободить территорию для немецких переселенцев. Нацисты намеревались переселить около 65% украинцев, 75% белорусов, а также значительную часть польского населения. Речь шла о систематическом уничтожении и разобщении народов, особенно русских, с целью ослабления их национального единства. Пропаганда должна была убедить население в необходимости снижения рождаемости через навязывание контрацепции и абортов.

Какое государство Б. Муссолини называл тоталитарным? В чём он видел суть фашизма?

Муссолини называл тоталитарным государство, в котором вся жизнь общества, включая как личные интересы каждого человека, так и духовные и моральные ценности, подчинена интересам государства. Для него тоталитаризм означал полное слияние индивида с государством, где все аспекты существования — личные, общественные и даже духовные — зависели от государства.

Суть фашизма, по мнению Муссолини, заключалась в отрицании индивидуализма и в подчинении личности высшим интересам нации и государства. В фашистской концепции жизнь человека приобретает смысл только через служение государству и через отказ от частных интересов. Государство при этом становилось всепоглощающим и определяющим все: не существовало никакой самостоятельной ценности вне его, и всё, что было важно для индивидов, зависело от того, насколько это служило интересам государства.

1. Почему подъём фашистского движения в Италии и Германии пришёлся на 1920–1930-е гг.? Расскажите о предпосылках его возникновения.

Подъём фашистского движения в Италии и Германии в 1920–1930-е годы был вызван рядом экономических, политических и социальных кризисов. Первая мировая война оставила Италию и Германию в разрушенном состоянии, а Версальский договор усилил недовольство в Германии из-за несправедливых репараций и унижений. В Италии недовольство вызвали недополученные послевоенные территориальные обещания. Экономическая нестабильность, безработица и угроза коммунизма сыграли роль в создании благоприятной почвы для фашистских движений.

2. В чём суть фашистской идеологии? Назовите её характерные черты. Сравните итальянский фашизм и германский национал-социализм. Что общего в идеологии и в чём отличия?

Фашистская идеология основывалась на национализме, милитаризме и антилиберализме. Она отвергала демократию и индивидуальные права в пользу сильного государства, которое должно было контролировать все аспекты жизни общества. Основные черты фашизма включали культ лидера, превосходство нации, антикоммунизм и тоталитарный контроль. Итальянский фашизм фокусировался на создании сильного корпоративного государства, а германский национал-социализм включал в себя идею расового превосходства и антисемитизма. В то время как обе идеологии стремились к сильной

3. Сравните пути прихода к власти Муссолини и Гитлера. Чем они различаются?

Муссолини пришёл к власти в Италии через «Поход на Рим» в 1922 году, когда он воспользовался политической нестабильностью и поддержкой со стороны правящих кругов. Гитлер пришёл к власти в Германии более законным путём — через выборы, получив пост канцлера в 1933 году, а затем быстро установил диктатуру через подавление оппозиции и манипуляции с парламентом. В то время как Муссолини использовал угрозу переворота, Гитлер опирался на политическую стратегию и насилие, организованное через свои партии и СС.

4. Объясните, почему фашистская идеология не получила поддержки в странах первого эшелона модернизации.

Фашизм не получил поддержки в странах первого эшелона модернизации, таких как Великобритания и США, так как эти страны имели более устойчивые демократические институты и экономическую стабильность. Рабочие и средние классы там имели большую защиту и больше возможностей, что препятствовало радикализации.

5. Какова была социальная база фашизма? В чём проявлялась сущность тоталитарных режимов в Германии и Италии?

Социальная база фашизма в Италии и Германии включала разочарованных ветеранов войны, представителей среднего класса, мелкую буржуазию и рабочих, недовольных экономической ситуацией. Важную роль играли также крупные промышленные круги, которые поддерживали фашистов из-за их антикоммунизма. Тоталитарные режимы в Германии и Италии отличались стремлением к полному контролю над обществом через репрессии, пропаганду и подавление любых оппозиционных движений.

6. Какими методами в Италии и Германии осуществлялось установление тоталитарных режимов? Какую роль в идеологии и политике нацизма играл антисемитизм? Что такое холокост? Какую участь другим народам готовил А. Гитлер и его окружение?

Установление тоталитарных режимов в Италии и Германии происходило через разрушение демократических институтов, введение цензуры, подавление оппозиции и создание массовых организаций, контролируемых государством. В Германии антисемитизм стал центральной частью нацистской идеологии и привёл к Холокосту — массовому уничтожению шести миллионов евреев, а также представителей других этнических и социальных групп, которых нацисты считали «нежелательными». Другие народы, особенно славяне, были также обречены на истребление или превращение в рабов.

7. В чём состояла сила и слабость тоталитарных политических режимов?

Сила тоталитарных режимов заключалась в их способности мобилизовать население и подавлять оппозицию через репрессии и пропаганду. Однако слабость этих режимов проявлялась в чрезмерной зависимости от лидера и в неспособности эффективно управлять экономикой и внешней политикой в долгосрочной перспективе.

8. Почему концепция тоталитаризма в современных условиях рассматривается как спорная? Как вы считаете, имеет ли она историческую перспективу?

Концепция тоталитаризма в современных условиях вызывает споры из-за своей универсальности. Некоторые исследователи считают, что она не всегда точно описывает все режимы, так как не все диктатуры 20-го века были одинаково репрессивными. В современных условиях она рассматривается как историческая категория, которая помогает понять природу таких режимов, но не может быть использована как единственная модель для анализа всех диктатур.

1. Самостоятельно составьте сравнительную таблицу «Итальянский фашизм и германский национал-социализм», опираясь на материалы учебника и дополнительные источники. В таблице необходимо отразить следующие положения: а) время возникновения; б) лидеры; в) особенности идеологии; г) характерные черты; д) основные задачи, стоящие перед этими государствами.

Сделайте вывод о том, что общего было в идеологии и в чём принципиальные различия. Подготовьте развёрнутый письменный ответ в форме реферата.

Время возникновения: Итальянский фашизм начал формироваться в 1919 году, после Первой мировой войны, когда Бенито Муссолини основал Фашистскую партию. Национал-социализм в Германии начал активно развиваться после Первой мировой войны в 1920-е годы, но его основная политическая сила проявилась в 1933 году, когда Гитлер стал канцлером.

Лидеры: В Италии лидером фашистов был Бенито Муссолини, который пришёл к власти в 1922 году. В Германии главой национал-социалистов был Адольф Гитлер, который стал диктатором в 1933 году.

Особенности идеологии: Итальянский фашизм делал упор на корпоративизм, подчеркивая необходимость классового сотрудничества ради построения сильного государства. Он был ориентирован на восстановление величия Италии и акцентировал внимание на идее нации как единого целого. В германском национал-социализме доминировала расовая теория, которая включала в себя антисемитизм и стремление к расовому превосходству арийской расы. Основной идеей было создание «чистой» арийской нации.

Характерные черты: Фашизм в Италии подчеркивал авторитаризм, милитаризм и централизованное государственное управление, сохраняя элементы капитализма. В Германии фашизм принял формы нацизма с акцентом на расовую чистоту, антисемитизм, расширение «жизненного пространства» и уничтожение «нежелательных» народов, особенно евреев и славян.

Основные задачи: В Италии главной целью было создание новой Римской империи, которая бы объединила итальянские территории и укрепила их под управлением единого государства. В Германии целью было создание расово чистого государства, завоевание территории для расширения, уничтожение евреев и других рас, признанных «низшими».

Общие черты и различия:
Обе идеологии отвергали демократию и либеральные ценности, призывая к сильному, тоталитарному государству. Также они стремились к милитаризации общества и жесткому подавлению политической оппозиции. Однако главным различием была акцентуация германского нацизма на расовой теории, в то время как итальянский фашизм делал больший упор на национальное величие и корпоративизм.

2. Прочитайте фрагмент из книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936):

«Хотя расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать показались бы публицисту XIX в. или современному американскому финансисту ужасающим покушением на основы индивидуализма, я, наоборот, защищаю его как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы».

Чем взгляды Кейнса отличались от классических либеральных воззрений? Приведите конкретные примеры и дайте аргументированный развёрнутый ответ в виде тезисов.

Кейнс предлагал расширение государственного вмешательства в экономику, чтобы регулировать макроэкономические процессы и снижать цикличность кризисов. Это противоречило классическим либеральным идеям, где основное место занимал рынок как саморегулирующийся механизм. Кейнс считал, что в условиях экономических кризисов правительство должно увеличивать государственные расходы, стимулируя экономический рост и создавая рабочие места, что шло вразрез с принципом невмешательства государства в экономику.

Классические либералы, такие как Адам Смит, утверждали, что рынок должен функционировать свободно от вмешательства государства, полагаясь на невидимую руку рынка, которая сама регулирует спрос и предложение. В отличие от этого, Кейнс считал, что без государственного вмешательства капиталистическая система сталкивается с кризисами, что может привести к высоким уровням безработицы и длительным экономическим спадам.

3. Документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», в котором режиссёр выступил в роли рассказчика, был выпущен на экраны в 1965 г. Фильм представляет собой своеобразное исследование, по сути, это попытка разобраться в истоках такого явления, как фашизм. И по сей день картина является самой мощной антивоенной и антифашистской отечественной лентой.

4. Обсудите на круглом столе или семинаре вопрос о том, как шла борьба за равноправие мужчин и женщин: когда и в каких странах она велась наиболее активно, какие формы приобретала. Подготовьте и сделайте в классе сообщение на тему «Право голоса для женщин».

5. Ознакомьтесь с изложенными в учебнике и найденными вами в ходе свободного самостоятельного поиска материалами (энциклопедиями, справочниками, интернет-ресурсами), которые посвящены лидеру коммунистического Китая — Мао Цзэдуну.

Объясните, почему личность Великого кормчего (Мао Цзэдуна) до сих пор привлекает внимание современников; какие дискуссии идут вокруг режима его правления КНР.

Самостоятельно выберите форму изложения подготовленного вами материала: тезисы, доклад, презентация, эссе или реферат.

Мао Цзэдун остаётся ключевой фигурой китайской истории, так как именно под его руководством Китай стал коммунистическим государством в 1949 году. Его фигура до сих пор вызывает дискуссии из-за его двойственной роли: с одной стороны, он был великим революционером, объединившим Китай, с другой стороны, его политика (например, «Великий скачок» и «Культурная революция») привела к массовым репрессиям и экономическим катастрофам. До сих пор многие китайцы чтут его как основателя государства, в то время как учёные и политики спорят о наследии его правления и его влиянии на Китай.






ГДЗ по истории 11 класс учебник Загладин параграф 11-12

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):