Отношения с какими странами на постсоветском пространстве являются приоритетными для Российской Федерации? Какие проблемы, по вашему мнению, порождал рост национализма на постсоветском пространстве? Выскажите своё мнение о том, какую роль сыграл СНГ в развитии ситуации на постсоветском пространстве. 1. Выделите главные тенденции в развитии ситуации на постсоветском пространстве. 2. Какие центры притяжения играли важную роль во внешнеполитических ориентациях государств на постсоветском пространстве? 3. Какую роль сыграло в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве приоритетное развитие отношений России с Белоруссией и Казахстаном? 4. Назовите межгосударственные организации на постсоветском пространстве. Какие из них вам видятся наиболее перспективными? 5. К чему привёл рост национализма в ряде постсоветских государств? 1. Какие конфликты на постсоветском пространстве, по вашему мнению, были наиболее опасными и почему? Обсудите проблему конфликтов и путей их урегулирования. 2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему: «Россия и Евразийский экономический союз». •На пути к новой научной картине мира Какую роль играет наука в современном мире? Почему современное общество называют обществом знаний? 1. Как соотносятся выводы теории самоорганизации с процессами в социальной сфере? Как вы думаете, самоорганизация в рамках гражданского общества может быть сходной с самоорганизацией в мире физических объектов? 2. О чём говорит концепция глобальной эволюции, какой из её вариантов кажется более убедительным? 3. Как вы думаете, почему в информационном обществе человек перестал воспринимать себя «случайной песчинкой», «предметом», «единицей» и т. п.? 4. Способна ли современная наука на доступном языке выразить всю гамму сегодняшних достижений? Какие элементы картины мира вам понятны, а какие вызвали наибольшие сложности? 1. Попробуйте применить элементы новой картины мира к исторической науке и высказать предположение, как они влияют на характер и результаты научных исследований историков. 2. В чём, по вашему мнению, смысл символов классической и неклассической науки? Как в них отражаются представления о мире, о месте человека в нём, его отношениях с природой и возможностях познания? 3. В группах или индивидуально попробуйте создать свой символ постнеклассической картины мира.