1. В чём главное отличие цивилизационного подхода от концепций модернизации и мир-системного анализа? 2. Какие проблемы на первое место ставит каждая из трёх концепций исторического развития в Новейшее время? 3. Борьба между какими силами определяла историческое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки? Почему каждая из концепций исторического развития современного мира не полна, можно ли создать единую концепцию истории? Каким образом влияло на выбор путей развития стран Азии и Африки противостояние двух сверхдержав — США и СССР? 1. Назовите этапы деколонизации после Второй мировой войны. 2. Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки? На какие страны они ориентировались и почему? 3. Охарактеризуйте три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке. Покажите их на карте. 4. Сравните особенности модернизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах мусульманского мира. 5. Какие страны и стороны противостояли друг другу в Индокитае? Какие цели они преследовали? 6. На какой период приходятся попытки построения социализма в странах Африки и Азии? 7. В какие годы в странах Африки и Азии начался процесс демократизации? 1. Объясните, почему, по вашему мнению, разрыв между развитыми государствами и бедными странами только увеличивается в последние десятилетия. 2. Прокомментируйте и обсудите точку зрения, согласно которой бедность многих стран в истории всегда была нормой, необычным было богатство отдельных стран. Согласны ли вы с таким мнением? Можно ли преодолеть отсталость? •Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия С чем связаны особенности развития мусульманских стран? Какую роль в Иране играет шиитское духовенство после Исламской революции 1979 г.? В чём главные отличия политики Г. Насера от политики А. Садата? В чём состояли главные отличия демократического режима от режима «направляемой демократии»? 1. Какие общие проблемы встают перед современными странами Востока независимо от моделей их развития? 2. В результате каких действий против Ирана были введены международные санкции и почему они были сняты? 3. Почему сторонники возвращения к традициям одержали верх в борьбе против шахского режима в Иране? 4. Какие силы выступили вместе в революции января—февраля 2011 г. в Египте? 5. Сторонники каких идей противостояли друг другу после революции января—февраля 2011 г. в Египте? 6. Что общего в политике Насера и АсСиси? Как вы думаете, почему семья Насера поддержала АсСиси на выборах 2014 г.? 7. Почему демократический режим не смог утвердиться в Индонезии в 1945—1957 гг.? 8. Сравните режимы «направляемой демократии» и «нового порядка». Выделите их общие и особенные черты. 9. Какие реформы были проведены после падения режима Сухарто в 1998 г. в Индонезии? 10. В чём главное отличие умеренного ислама от радикального фундаменталистского ислама? 1. Проанализируйте названия трёх культурно-цивилизационных зон стран Востока и назовите критерии, которые лежат в основе их определения. 2. Опишите роль армии в истории Турции и Египта. Против каких сил она выступала? Сравните роль армии в этих странах с ролью военных в истории Латинской Америки. Выделите общее и различное. 3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Роль армии в современной истории стран Востока». 4. Сравните исторические пути двух или нескольких мусульманских стран (Турции, Ирана, Египта, Индонезии). Выскажите своё мнение об особенностях их развития. Найдите общее в их историческом пути.