1. В чём главное отличие цивилизационного подхода от концепций модернизации и мир-системного анализа?
Цивилизационный подход фокусируется на уникальных культурных и исторических характеристиках общества и на том, как они влияют на его развитие, в то время как теория модернизации делает упор на принятие западных ценностей и практик как на необходимое для прогресса, а миросистемный анализ рассматривает страны как взаимосвязанные части глобальной системы. экономическая система.
2. Какие проблемы на первое место ставит каждая из трёх концепций исторического развития в Новейшее время?
Цивилизационный подход отдает приоритет пониманию культурного разнообразия и уникальных путей развития в разных обществах, теория модернизации отдает приоритет экономическому росту и принятию западных ценностей, а миросистемный анализ отдает приоритет неравному распределению ресурсов и власти в глобальной экономической системе.
3. Борьба между какими силами определяла историческое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки?
Историческое развитие этих стран определялось борьбой между внутренними общественными силами и внешними силами, такими как колониализм, империализм и неоколониализм.
Почему каждая из концепций исторического развития современного мира не полна, можно ли создать единую концепцию истории?
У каждой концепции есть ограничения и предубеждения, основанные на ее конкретной направленности, и единая концепция истории может оказаться невозможной из-за сложности и разнообразия исторических событий и опыта.
Каким образом влияло на выбор путей развития стран Азии и Африки противостояние двух сверхдержав — США и СССР?
Сверхдержавы боролись за влияние и поддержку в этих регионах, каждая из которых продвигала свои политические и экономические системы и оказывала помощь и военную помощь союзникам.
1. Назовите этапы деколонизации после Второй мировой войны.
Деколонизация происходила волнами: первая волна приходилась на конец 1940-х и начало 1950-х годов, а последующие волны продолжались в 1960-х и 1970-х годах.
2. Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки? На какие страны они ориентировались и почему?
Новые независимые страны Азии и Африки пошли разными путями развития, часто стремясь сбалансировать традиционные ценности и практику с модернизацией и индустриализацией. Некоторые страны обращались за поддержкой к Советскому Союзу или Китаю, в то время как другие обращались к Западу или проводили политику неприсоединения.
3. Охарактеризуйте три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке. Покажите их на карте.
Три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке могут включать исламский мир, восточноазиатскую культурную сферу и культурный регион Африки к югу от Сахары. Эти регионы можно было бы показать на карте, выделив страны и территории, имеющие общие культурные и исторические характеристики.
4. Сравните особенности модернизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах мусульманского мира.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается быстрый экономический рост и развитие, часто благодаря сочетанию государственного планирования и рыночной политики. Мусульманские страны часто сталкивались с трудностями, пытаясь найти баланс между модернизацией и традиционными культурными и религиозными ценностями, а также справиться с политической и социальной нестабильностью.
5. Какие страны и стороны противостояли друг другу в Индокитае? Какие цели они преследовали?
В Индокитае Северный Вьетнам и Вьетконг воевали против Южного Вьетнама и его союзников, включая США. Целью Северного Вьетнама было воссоединение страны под властью коммунистов, в то время как Соединенные Штаты и их союзники стремились предотвратить распространение коммунизма.
6. На какой период приходятся попытки построения социализма в странах Африки и Азии?
Попытки построить социализм в странах Африки и Азии предпринимались в основном в 1960-х и 1970-х годах, после волн деколонизации и появления новых социалистических движений и правительств.
7. В какие годы в странах Африки и Азии начался процесс демократизации?
1. Объясните, почему, по вашему мнению, разрыв между развитыми государствами и бедными странами только увеличивается в последние десятилетия.
2. Прокомментируйте и обсудите точку зрения, согласно которой бедность многих стран в истории всегда была нормой, необычным было богатство отдельных стран. Согласны ли вы с таким мнением? Можно ли преодолеть отсталость?
•Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия
С чем связаны особенности развития мусульманских стран?
Какую роль в Иране играет шиитское духовенство после Исламской революции 1979 г.?
В чём главные отличия политики Г. Насера от политики А. Садата?
В чём состояли главные отличия демократического режима от режима «направляемой демократии»?
1. Какие общие проблемы встают перед современными странами Востока независимо от моделей их развития?
2. В результате каких действий против Ирана были введены международные санкции и почему они были сняты?
3. Почему сторонники возвращения к традициям одержали верх в борьбе против шахского режима в Иране?
4. Какие силы выступили вместе в революции января—февраля 2011 г. в Египте?
5. Сторонники каких идей противостояли друг другу после революции января—февраля 2011 г. в Египте?
6. Что общего в политике Насера и АсСиси? Как вы думаете, почему семья Насера поддержала АсСиси на выборах 2014 г.?
7. Почему демократический режим не смог утвердиться в Индонезии в 1945—1957 гг.?
8. Сравните режимы «направляемой демократии» и «нового порядка». Выделите их общие и особенные черты. 9. Какие реформы были проведены после падения режима Сухарто в 1998 г. в Индонезии?
10. В чём главное отличие умеренного ислама от радикального фундаменталистского ислама?
1. Проанализируйте названия трёх культурно-цивилизационных зон стран Востока и назовите критерии, которые лежат в основе их определения.
2. Опишите роль армии в истории Турции и Египта. Против каких сил она выступала? Сравните роль армии в этих странах с ролью военных в истории Латинской Америки. Выделите общее и различное.
3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Роль армии в современной истории стран Востока».
4. Сравните исторические пути двух или нескольких мусульманских стран (Турции, Ирана, Египта, Индонезии). Выскажите своё мнение об особенностях их развития. Найдите общее в их историческом пути.