Какими явлениями в странах Запада сопровождалось возникновение общества потребления?
Возникновение общества потребления в странах Запада было сопровождено рядом явлений и изменений в обществе, экономике и культуре. Некоторые из основных явлений, связанных с обществом потребления, включают:
Рост экономики: В послевоенный период, особенно в 1950-1960-х годах, страны Запада переживали период экономического подъема, известного как "экономическое чудо". Это сопровождалось ростом доходов населения и увеличением доступности товаров и услуг.
Массовое производство: С развитием массового производства и промышленных технологий стали массово производиться товары, что позволило снизить их стоимость и сделать их доступными для широких масс.
Реклама и маркетинг: Рекламные кампании и маркетинг стали активно продвигать потребление, создавая потребительский спрос на товары и услуги. Это содействовало формированию образа "хорошей жизни", который связывался с приобретением определенных товаров.
Кредит и финансирование: Распространение кредитования и увеличение доступности потребительского кредита позволило людям покупать товары, даже если у них не было достаточных средств. Это способствовало росту потребительского спроса.
Массовый туризм: Развитие массового туризма сделало доступными путешествия и потребление разнообразных услуг и товаров в других странах.
О чём свидетельствовала популярность подобных каталогов?
Популярность подобных каталогов товаров, особенно в 1960-е годы, свидетельствовала о нескольких важных аспектах:
Рост потребительской культуры: В 1960-е годы в США происходил значительный рост потребительской культуры. Люди начали активно покупать товары не только для удовлетворения базовых потребностей, но и для улучшения качества своей жизни и поддержания статуса.
Массовое производство: В это время массовое производство стало более развитым, что позволяло компаниям предлагать широкий ассортимент товаров по доступным ценам. Каталоги были отличным способом представить этот ассортимент покупателям.
Развитие рекламы: 1960-е годы были периодом интенсивного развития рекламы, включая телевизионную и печатную рекламу. Каталоги служили важным инструментом продвижения товаров, дополняя другие рекламные кампании.
Удобство для покупателей: Каталоги предоставляли покупателям удобный способ просматривать и выбирать товары без необходимости посещения множества магазинов. Это экономило время и упрощало процесс покупки.
Демократизация доступа к товарам: Каталоги позволяли людям из разных социальных слоев получить доступ к широкому ассортименту товаров. Это способствовало демократизации потребления и увеличению выбора для всех групп населения.
1. Почему возникло общество потребления?
Общество потребления возникло в результате нескольких факторов, включая:
План Маршалла и экономическое восстановление после Второй мировой войны, которые способствовали росту экономики в странах Западной Европы и США, увеличивая доходы населения. Массовое производство и снижение стоимости товаров, что сделало их более доступными для широких масс. Рост потребительской рекламы и маркетинга, создававших потребительский спрос на товары и услуги. Развитие потребительского кредита, которое позволяло людям покупать товары, даже если у них не было достаточных средств. Миграция из бедных стран в страны "зоны процветания", что создавало дополнительный спрос на товары и услуги.
2. Какие положительные и отрицательные стороны общества потребления вы можете назвать?
Положительные стороны общества потребления:
Увеличение доступности различных товаров и услуг для населения. Улучшение бытовых условий, включая средства коммуникации (телевизоры), бытовую технику (стиральные машины), и транспорт (автомобили). Рост уровня жизни и подъем среднего класса.
3. Почему символом наступления новой эпохи стал именно Дж. Кеннеди?
Джон Кеннеди стал символом наступления новой эпохи из-за нескольких факторов:
Его харизма и обаяние, которые делали его популярным и привлекательным для американской публики. Он поддерживал борьбу за гражданские права афроамериканцев и пытался решить проблемы расовой дискриминации. Его усилия в области международных отношений, включая кризис в Кубе и заявление о намерении достичь мира с Советским Союзом. Он символизировал "американскую мечту" о достижении успеха и благосостояния. Джон Кеннеди был иконой и символом перемен в США, и его убийство в 1963 году оставило глубокий след в американской истории.
1. Какие основные права закрепляла Всеобщая декларация прав человека?
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, закрепляла ряд основных прав и свобод человека. Важнейшие из них включали:
Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Равенство перед законом и недопустимость дискриминации по признакам, таким как раса, пол, язык и происхождение. Право на гражданство и тайну личной жизни. Неприкосновенность жилища и свободу убеждений. Свободу выражения убеждений в печати и на мирных манифестациях. Свободу вероисповедания и право создавать профсоюзы. Право на труд с достойным вознаграждением и образование. Презумпцию невиновности: человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана в суде. Право на участие в формировании власти путём тайного голосования. Запрещение пыток и жестокого обращения с заключёнными, аресты без обоснованного обвинения.
2. Как вы считаете, насколько провозглашённые в ней права в действительности могли быть реализованы в странах Запада?
В целом, Всеобщая декларация прав человека стала важным этапом в развитии международного права и стандартов в области прав человека. Она оказала значительное влияние на формирование законов и политик в различных странах мира и стала отправной точкой для борьбы за права человека в разных регионах. Однако реализация этих прав часто встречала сопротивление и вызывала разные трудности, и до сих пор многие страны работают над улучшением соблюдения прав человека.
1. Какие объединения возникли в ходе процесса европейской интеграции?
В ходе процесса европейской интеграции возникли следующие объединения:
Совет Европы: Создан в 1949 году и объединяет страны, декларировавшие готовность соблюдать демократические нормы во внешней и внутренней политике.
Европейское объединение угля и стали (ЭОУС): Заключено в 1951 году Парижским договором, объединяло Францию, ФРГ, Италию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург. ЭОУС стало таможенным союзом в отраслях экономики угля и стали.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС): Создано в 1957 году Договором о Риме и объединяло страны-участницы, обеспечивая свободу передвижения капиталов, услуг и рабочей силы. К ЕЭС присоединились почти все страны Западной Европы в 1960—1980-х годах.
2. Какие цели преследовали политики и общественные деятели, начав объединять Европу?
Политики и общественные деятели, начавшие объединять Европу, преследовали следующие цели:
Поощрение экономической кооперации: Возникновение ЭОУС и ЕЭС имело целью более эффективное распределение промышленных мощностей, стимулирование экономического роста и содействие общему процветанию стран-участниц.
Обеспечение мира и стабильности: Создание Совета Европы и укрепление экономических связей между странами Западной Европы считались средствами укрепления мира и предотвращения новых конфликтов после Второй мировой войны.
Усиление политической интеграции: Эволюция от экономической интеграции к политической в рамках ЕЭС и дальнейшее формирование Европейского Союза (ЕС) имели цель укрепления политической стабильности и содействия общим ценностям и нормам.
Сближение и укрепление отношений между странами: Европейская интеграция способствовала укреплению дипломатических и культурных связей между странами и народами континента.
Используя дополнительные материалы, составьте хронологическую таблицу отмены карточной системы в ФРГ, Франции, Великобритании, СССР, других странах Европы.
ФРГ (Западная Германия): Карточная система продовольственного распределения была отменена в 1950-х годах после восстановления экономики страны после Второй мировой войны.
Франция: Карточная система продовольственного распределения была отменена в начале 1950-х годов.
Великобритания: Карточная система продовольственного распределения, введенная во время Второй мировой войны, была отменена в 1954 году.
СССР: Карточная система существовала в СССР в течение долгого времени, но точная дата её отмены может различаться в разных регионах и для разных товаров. В некоторых случаях, она начала постепенно отменяться в 1950-1960-х годах, а в других — в более поздние периоды.
1. Какая политическая система утвердилась в ФРГ?
В Федеративной Республике Германия (ФРГ) утвердилась федеративная парламентская республика. По Конституции 1949 года, ФРГ стала федерацией, состоящей из земель (субъектов федерации), которые имели широкую автономию. Президент, который избирался парламентом, имел ограниченные полномочия, а премьер-министр (канцлер) утверждался парламентом (бундестагом). Две крупнейшие политические силы в ФРГ были Христианско-демократический союз (ХДС) и его союзник Христианско-социальный союз (ХСС), а также Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Канцлером стал лидер ХДС К. Аденауэр.
2. Каковы причины германского «экономического чуда»?
Германское "экономическое чудо" имело несколько причин:
Прекращение выплат репараций после Второй мировой войны позволило ФРГ сохранить большую часть своих ресурсов и средств для восстановления экономики. Введение новой стабильной валюты (марки) вместо деградировавшей немецкой марки, что содействовало устойчивости экономики. Концепция социального рыночного хозяйства, разработанная министром экономики Л. Эрхардом, комбинировала элементы рыночной экономики и социальной защиты, способствуя росту экономики и перераспределению средств в пользу нуждающихся слоёв населения. Умелое использование налоговых поступлений от частных корпораций для помощи экономически слабым слоям населения и развития нового производства. Вовлечение рабочих и служащих в принятие производственных решений через создание советов на предприятиях. Миграция переселенцев из восточных регионов и возвращение бывших военнопленных из СССР, что предоставило доступ к дешевой и квалифицированной рабочей силе.
1. Какие меры предпринял президент Ш. де Голль для наведения в стране порядка?
Президент Ш. де Голль предпринял несколько мер для наведения порядка во Франции:
Он завершил конфликт в Алжире, предоставив Алжиру независимость в 1962 году, что завершило долгий и кровопролитный конфликт. Де Голль провел модернизацию французской экономики, создавая отрасли, такие как аэрокосмическая промышленность и атомная энергетика. Он укрепил государственное регулирование экономики и перешел на золотой стандарт в международных расчетах.
2. Чем были недовольны французские студенты, вышедшие на баррикады в мае 1968 г.? Почему значительная часть французов поддержала студенческие выступления?
Французские студенты, вышедшие на баррикады в мае 1968 года, были недовольны следующими аспектами:
Они выступали против авторитарных методов управления университетами и требовали большей академической свободы. Студенты выражали протест против общественных неравенств и потребительской культуры, поддерживаемой правительством. Они выражали солидарность с рабочими, проводящими забастовки и требующими улучшения условий труда. Значительная часть французского общества поддержала студенческие выступления и забастовки рабочих из-за общих недовольств в области социальной справедливости, политической реформы и свободы выражения мнений. Майские события 1968 года стали массовым выражением этой недовольства и привели к изменениям во французском обществе и политике.
Объясните смысл карикатуры. Почему президент США Г. Трумэн изображён наступившим на хвост грустному британскому льву и взвешивающим его?
Карикатура В. Павчинского "План Маршалла для Великобритании" создана в 1950 году и отражает положение Великобритании в контексте послевоенной помощи от США.
Смысл карикатуры следующий:
Президент США Г. Трумэн изображен наступившим на хвост британскому льву, что символизирует американское влияние и доминирование в этой ситуации. Трумэн взвешивает британского льва, подразумевая контроль и зависимость от американской помощи.
Британский лев изображен грустным и униженным, что отражает ухудшение экономической и политической ситуации Великобритании после Второй мировой войны. Он несет на себе бремя зависимости от американской помощи.
Название карикатуры "План Маршалла для Великобритании" указывает на то, что она связана с Маршалловским планом, который предполагал финансовую помощь от США Европе после войны. В данном случае, она иллюстрирует зависимость Великобритании от этой помощи и американское влияние на ее политику и экономику.
Карикатура выражает некоторую критику и опасения относительно зависимости Великобритании от американской помощи и влияния, что могло быть воспринято как негодование по поводу условий, на которых она получала помощь от США.
1. Какие две силы соперничали в политической жизни Великобритании?
В политической жизни Великобритании соперничали две основные силы: консерваторы и лейбористы. Консерваторы представляли консервативное направление и поддерживали традиционные ценности, старались избегать слишком больших изменений в обществе и экономике. Лейбористы, с другой стороны, были более прогрессивными и приходили к власти с программами социальных реформ и национализации отдельных отраслей экономики.
2. Что тормозило развитие британской экономики?
Развитие британской экономики замедлялось из-за нескольких факторов:
Привычка британских компаний к работе в колониях, где они не сталкивались с сильной конкуренцией, что делало их менее конкурентоспособными на мировом рынке после распада колониальной системы. Введение таможенных тарифов, отгораживавших Великобританию от континентальной Европы и создававших препятствия для свободной торговли. Противодействие Франции и де Голля в частности при попытке Великобритании вступить в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), что затрудняло экономическую интеграцию с Европой. Экономические кризисы и нестабильность, которые привели к росту цен и налогов, что в свою очередь вызывало забастовки и неудовлетворение трудящихся.
1. В чём заключалась система расовой сегрегации в США?
Система расовой сегрегации в США заключалась в разделении общества на белое и черное население с целью создания строгой расовой и социальной иерархии. Это включало в себя различные формы дискриминации и отделения чернокожего населения от белых в различных сферах жизни, таких как образование, транспорт, развлечения, и даже питьевые фонтанчики и общественные туалеты. Чернокожие граждане сталкивались с систематическими ограничениями и нарушениями их гражданских прав.
2. Какие методы борьбы против расовой дискриминации считал возможным использовать М. Кинг? Использовали ли противники дискриминации иные методы?
Мартин Лютер Кинг и его движение использовали мирные методы борьбы против расовой дискриминации. Основной метод - организация массовых мирных протестов, маршей, и акций гражданского неповиновения, направленных на привлечение внимания к проблеме и давление на власть. Они призывали к соблюдению законов и правительственным реформам для преодоления расовой дискриминации.
Противники дискриминации, включая чернокожих активистов, также могли использовать мирные методы, но существовали и более радикальные группы, такие как черные пантеры, которые прибегали к более радикальным методам, включая самозащиту и даже насилие.
1. Против чего выступала значительная часть молодёжи в 1960-е гг.? Какие идеи её вдохновляли?
Значительная часть молодежи в 1960-е годы выступала против ценностей общества потребления, стяжательства, бюрократии и социальной несправедливости. Их вдохновляли идеи новых левых движений, которые сочетали в себе элементы марксизма, анархизма и фрейдизма. Они стремились к изменениям в обществе и политике, а также к более открытым и демократичным отношениям между людьми.
2. Какие изменения произошли в 1960-е гг. в мировоззрении значительной части молодёжи?
В мировоззрении значительной части молодежи в 1960-е годы произошли следующие изменения:
Усиление активизма и протестов против социальной несправедливости и расовой дискриминации. Вера в роль молодежи как революционной силы для изменения общества. Возникновение движения хиппи, пропагандирующего альтернативный образ жизни, близкий к природе и духовному поиску. Стремление к свободе и независимости в принятии жизненных решений, как это выразилось в идеях экзистенциализма. Критика традиционных ценностей и норм поведения, что привело к более разнообразным и открытым образам жизни.
1. Против чего и за что выступали участники массовых социальных движений в Германии и Италии? Чего им удалось добиться?
Участники массовых социальных движений в Германии и Италии выступали: За демократизацию общества и социальную справедливость. За право на развод и против запрета разводов, особенно в католической Италии. Против консервативных режимов, таких как Христианско-демократическая партия в Италии. За улучшение условий труда и права рабочих, что выразилось в создании фабрично-заводских советов в Италии и усилении профсоюзов в Германии. Против экономической дискриминации и социальных неравенств.
Им удалось добиться значительных изменений, включая: Узаконение разводов в Италии в 1974 году. Создание фабрично-заводских советов, контролирующих деятельность администрации. Победу социал-демократов на выборах в Германии в 1969 году и продвижение экономической демократии с опорой на профсоюзное движение и рабочие советы.
2. Какие последствия имел социальный кризис конца 1960-х гг.?
Социальный кризис конца 1960-х годов имел следующие последствия: Возникновение новой культуры и активного гражданского общества. Консолидация средних слоев населения и укрепление роли среднего класса. Рост активизма и протестов против социальных неравенств и дискриминации. Усиление роли молодежи как агентов социальных изменений. Политические перемены, включая победу социал-демократов в Германии.
1. Раскройте сущность модели государства всеобщего благоденствия.
Модель государства всеобщего благоденствия предполагает, что государство берет на себя активную роль в обеспечении благосостояния всех своих граждан. Это включает в себя обширную систему социальных программ, таких как здравоохранение, образование, социальная защита и другие меры, направленные на улучшение качества жизни населения. Государство всеобщего благоденствия стремится уменьшить социальные неравенства и обеспечить равные возможности для всех граждан.
2. Охарактеризуйте основные направления политики Ш. де Голля.
Основные направления политики Шарля де Голля включали:
Укрепление власти президента и центральной исполнительной власти. Проведение реформы регионального управления. Стремление к независимости Франции в мировых делах, в том числе от США и НАТО. Создание модели государства всеобщего благоденствия, включая внедрение социальных программ и улучшение социальной защиты. Содействие развитию ядерного и космического потенциала Франции.
3. Почему баррикадное противостояние завершилось бескровно и Франции удалось избежать гражданской войны?
Баррикадное противостояние во Франции в 1968 году завершилось бескровно и избежало гражданской войны благодаря нескольким факторам:
Правительство Ш. де Голля решило не использовать силу против демонстрантов, что снизило вероятность кровопролития. Де Голль обещал политические реформы и выборы, что удовлетворило часть демонстрантов и смягчило напряженность. Внутренние разногласия среди протестующих, включая студентов и рабочих, привели к разделению их усилий и снижению координации действий. Медийное внимание и давление общественности также играли роль в предотвращении эскалации.
4. Почему именно студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений?
Студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений потому, что студенты воспринимались как символ молодежной непокорности и стремления к переменам. Их активизм и протесты привлекли внимание и поддержку других социальных групп, включая рабочих и интеллигенцию. Студенческое движение также было вдохновлено идеями свободы и демократии, что способствовало распространению протестов на более широкую аудиторию.
5. Что означает концепция социального рыночного хозяйства?
Концепция социального рыночного хозяйства предполагает комбинацию рыночной экономики и социальной защиты. В такой модели государство регулирует рынок, чтобы обеспечить справедливость и социальную стабильность, вводя социальные программы, поддерживая бедных и борясь с социальными неравенствами. Это позволяет сохранить конкурентоспособность экономики, одновременно заботясь о благосостоянии населения.
6. Сравните социально-экономическое развитие ФРГ, Франции и Великобритании, найдите общие черты и различия. Особое внимание при анализе сосредоточьте на факторах, которые способствовали или препятствовали экономическому росту. Почему Великобритания развивалась медленнее, чем ФРГ и Франция?
Общие черты: Во всех трех странах был укреплен средний класс, реализована социальная защита, их экономики стали более индустриализированными. Различия: ФРГ достигла высокой степени экономического роста благодаря усиленной индустриализации и фокусу на экспорте. Франция сосредотачивалась на модели государства всеобщего благоденствия. Великобритания столкнулась с медленным развитием из-за утери колоний и сопротивления конкуренции.
7. Как вы полагаете, чьими идеями руководствовался М. Кинг, выступив инициатором кампаний массового ненасильственного неповиновения?
Мартин Лютер Кинг руководствовался идеями ненасильственного протеста и гражданского неповиновения, вдохновленными философией Ганди. Он считал, что мирные методы борьбы могут изменить общественное сознание и добиться равенства и гражданских прав для афроамериканцев. Эти методы включали массовые марши, бойкоты и акции гражданского неповиновения. Противники дискриминации также использовали подобные методы, хотя некоторые радикальные группы прибегали к более насильственным методам.
Расположите в хронологическом порядке следующие события: учреждение Пятой республики во Франции; убийство Дж. Кеннеди; принятие ФРГ в НАТО; победа социал-демократов на парламентских выборах в ФРГ; создание ЕЭС; убийство М. Кинга.
Принятие ФРГ в НАТО - 1955 год. Учреждение Пятой республики во Франции - 1958 год. Убийство Дж. Кеннеди - 1963 год. Убийство М. Кинга - 1968 год. Победа социал-демократов на парламентских выборах в ФРГ - 1969 год. Создание Европейской Экономической Общности (ЕЭС) - 1957 год.
Используя словарь, дайте определение понятия «инфляция». Приведите примеры проявления этого явления из вашего опыта.
Понятие "инфляция" относится к росту общего уровня цен на товары и услуги в экономике в течение определенного периода времени. Инфляция обычно измеряется в процентах и означает, что деньги постепенно утрачивают свою покупательную способность.
Примеры:
Рост цен на продукты питания, топливо и другие товары и услуги, который приводит к увеличению расходов на повседневные нужды. Уменьшение стоимости денег, что делает накопления менее ценными со временем.