Какие причины привели к обострению международных отношений в начале 2020-х гг.? Какие важные международные договоры были подписаны в 1990— 2000-е гг. Почему многие граждане стран НАТО не поддерживают участие своих стран в этом блоке и его расширение? В чём заключалось проявление однополярности мира в 1990-е гг.? 1. Почему действия НАТО в 1999 г. могут быть охарактеризованы как агрессия? 2. К каким последствиям привела агрессия НАТО против Югославии? Почему недостоверные данные стали основанием для интервенции? К каким последствиям привели военные интервенции НАТО? В чём состояли негативные последствия складывания однополярного мира? 1. В чём проявился кризис глобального доминирования Запада? 2. Что означает новая архитектура безопасности в Европе и мире? Почему проекты договора о гарантиях безопасности России были отвергнуты США и НАТО? 1. Какие интеграционные процессы происходят в мире, на постсоветском пространстве? 2. В чём заключается роль СНГ на современном этапе? 3. Какие страны являются членами ШОС? 4. Чем объясняется успех АСЕАН? 1. Охарактеризуйте международные отношения в 1990-е гг. Приведите примеры, раскрывающие особенности отношений между Россией и США. 2. Каковы были последствия установления однополярного мира? Приведите конкретные примеры таких последствий. 3. С чем были связаны изменения внешнеполитического курса России с начала XXI в.? 4. Охарактеризуйте международные отношения в начале XXI в. Приведите примеры, раскрывающие особенности отношений между Россией и США. 5. Используя дополнительные источники, приведите примеры деятельности новых интеграционных организаций (ШОС, БРИКС и др.). 1. Составьте тесты по истории международных отношений во второй половине XX — начале XXI в., требующие соотнести (в каждом тесте должно быть четыре элемента): • ключевые даты и события; • страны и события в этих странах; • исторических деятелей и факты их биографий; • причины событий и их последствия. 2. Напишите эссе на одну из тем: 1) «Дипломатия есть искусство обуздывать силу» (Г. Киссинджер); 2) «То, что мы называем иностранными делами, больше таковыми не являются. Это теперь внутренние дела» (Д. Эйзенхауэр); 3) «Нравится вам или нет, но история на нашей стороне» (Н. Хрущёв); 4) «Атомная бомба — это бумажный тигр, которым американские реакционеры запугивают людей, с виду он кажется страшным, а на самом деле вовсе не страшен» (Мао Цзэдун). 3. Проведите игру в форме дебатов. Подготовьте выступления на международной конференции от имени представителей правительства, повстанцев, СССР, США и обменяйтесь аргументами в защиту своей позиции. Вводные установки: государство X недавно освободилось от колониальной зависимости, но продолжает оставаться отсталой аграрной страной. В стране действует коммунистическое повстанческое движение, пользующееся поддержкой части населения и, по некоторым данным, получающее внешнюю помощь от СССР и КНР. В свою очередь, западные страны во главе с США поддерживают правительство (одновременно подталкивая его к проведению реформ). 4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Холодная война (до 1985 г.)». Составьте план, в соответствии с которым вы будете её освещать. 1. Выделите основные идеи документа. 2. Что подразумевается под «правом народов на самоопределение»? 1. Сформулируйте основные положения Заключительного акта. 2. Почему в 1975 г. возникла необходимость принятия данного документа? 1. Сформулируйте основные положения выступления Путина. 2. Приведите факты, которые подтверждают эти положения