Какие перемены произошли в повседневной жизни советского человека в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.?
В середине 1950-х и первой половине 1960-х годов произошли значительные перемены в повседневной жизни советского человека:
Жилищные условия: Массовое жилищное строительство привело к появлению новых микрорайонов и жилых домов. Характерными стали такие типовые дома, как "хрущевки". Это улучшило жилищные условия для многих семей.
Уровень жизни: В это время произошло повышение жизненного уровня советского населения. Люди стали иметь доступ к большему разнообразию товаров, бытовой технике и продуктам.
Культурная жизнь: В сфере культуры появился доступ к новым фильмам, музыке и литературе, как собственного производства, так и иностранной. Фильмы и музыка из других стран, включая западные, начали проникать в советскую культуру.
Туризм и отдых: Внутренний и международный туризм стали более доступными. Молодежные туристические походы и экскурсии стали популярными формами досуга.
Образование: В этот период акцент делался на развитии образования и науки. Страна уделяла внимание подготовке специалистов и научным исследованиям.
Социокультурные изменения: Молодежные субкультуры, такие как стиляги, начали формироваться. Внедрение англицизмов и популярной культуры запада стало видимым явлением.
Инновации в быту: В быту появились новые бытовые устройства, такие как холодильники, телевизоры, стиральные машины и другие технические новшества.
Численность какого социального слоя выросла, а какого — сократилась? Проследите взаимозависимость этих процессов.
В конце 1950-х годов увеличилась численность городского населения и сократилась доля сельских жителей и колхозного крестьянства. Это свидетельствует о росте индустриализации и урбанизации в СССР. Увеличение численности городского населения было связано с развитием промышленности и созданием новых городов вокруг градообразующих предприятий. Этот процесс способствовал росту рабочего класса, в то время как сельское население и колхозное крестьянство сокращались, что было следствием уменьшения количества сельскохозяйственных рабочих и переходу части сельскохозяйственного населения в города в поисках работы.
Как изменились условия труда? Почему стали возможны такие изменения?
Условия труда в СССР в период с середины 1950-х годов до конца 1960-х годов претерпели следующие изменения:
Сокращение рабочего времени: Для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день, что снизило их рабочую нагрузку и дало больше времени на обучение и отдых.
Увеличение заработной платы и социальных льгот: В 1956 году был установлен минимум заработной платы, а также увеличена продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам с 70 до 112 дней. Эти меры улучшили материальное положение работников.
Снижение продолжительности рабочей недели: В конце 1960-х годов все рабочие и служащие перешли на 6—7-часовой рабочий день, что снизило рабочую нагрузку и увеличило свободное время.
Единая система ставок и окладов: Введение такой системы упорядочило оплату труда, сделав ее более справедливой и прозрачной.
Увеличение минимальной зарплаты: Минимальная зарплата была увеличена с 40—45 рублей в 1957 году до 60 рублей в середине 1960-х годов, при сохранении уровня цен на основные товары и услуги.
1. Из курса всеобщей истории вспомните, где впервые была введена пенсионная система. Когда это произошло?
Пенсионная система впервые была введена в Германии в конце XIX века, а именно в 1889 году под руководством канцлера Отто фон Бисмарка.
2. В виде схемы (или инфографики) отразите основные положения пенсионной системы СССР в 1950— 1960-х гг.
Инфографика пенсионной системы СССР в 1950—1960-х гг.:
Год введения системы: 1956. Зависимость размера пенсии от: Стажа трудовой деятельности. Возраста пенсионера. Специальные пенсии для: Научных работников. Военных. Система пенсий для колхозников: Введена в 1964 году. Размер пенсии зависел от факта проживания в колхозе. Пенсионный возраст выше, чем у городских жителей на пять лет. Размер пенсии для колхозников: 12—15 руб. Дополнительные средства для колхозников: Могли получать от своего подсобного хозяйства.
Как массовое жилищное строительство середины 1950-х — первой половины 1960-х гг. изменило дизайн мебели?
Массовое жилищное строительство в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг. в СССР существенно повлияло на дизайн мебели. Важными изменениями были:
Функциональность: В новых типовых жилых домах (хрущёвках) пространство было ограничено, поэтому мебель стала более функциональной и компактной. Дизайнеры и производители стремились максимально использовать каждый квадратный метр жилых помещений.
Совмещение: Важной характеристикой было совмещение функций в одной мебельной единице. Например, диваны могли быть трансформируемыми и служить кроватью, а столы могли иметь складывающиеся части для экономии места.
Простота и минимализм: Дизайн мебели стал более простым и минималистичным. Отказ от лишних декоративных элементов и украшений был характерным для этого времени. Мебель стала более функциональной и удобной, но менее разнообразной в дизайне.
Практичность: Мебель была разработана с учетом практичности и удобства в эксплуатации. Это включало в себя прочные материалы, легкость в уходе и простоту в сборке.
Экономия материалов: В условиях ограниченных ресурсов экономия материалов стала важным аспектом дизайна мебели. Многие предметы мебели были легкими и компактными.
За счёт чего удалось увеличить темпы жилищного строительства в СССР?
Увеличение темпов жилищного строительства в СССР было достигнуто благодаря следующим факторам:
Рост производства строительных материалов: Увеличение производства строительных материалов обеспечило постоянное наличие необходимых ресурсов для строительства новых жилых комплексов.
Технология панельного домостроительства: Внедрение технологии панельного домостроительства позволило сократить время и затраты на возведение жилья. Эффективность этой методики способствовала увеличению объемов строительства.
Бесплатное предоставление квартир для рабочих и служащих: Государство предоставляло жилье бесплатно рабочим и служащим в порядке "живой" очереди, что мотивировало людей и стимулировало рост строительства.
Система жилищных очередей: Составление списков на предприятиях, где в первую очередь получали квартиры семьи, живущие в неблагоприятных условиях, способствовало эффективному распределению жилья.
Кооперативное строительство: Для интеллигенции и тех, кто располагал средствами, была доступна система кооперативного строительства. Это позволяло привлекать личные сбережения и обеспечивало возможность оплаты квартиры в рассрочку.
Грандиозный масштаб строительства: СССР организовал грандиозное строительство, что позволило справиться с жилищными проблемами миллионов граждан. Размах нового строительства был внушительным и позволил увеличить жилищный фонд страны в несколько раз за короткий период.
Кто предложил проведение «нового курса» в сельском хозяйстве? Каковы были его основные мероприятия?
"Новый курс" в сельском хозяйстве был предложен Георгием Маленковым, который стал Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Основными мероприятиями "нового курса" в сельском хозяйстве были:
Снижение сельхозналогов: Уменьшение налоговых обязательств для крестьян способствовало повышению их мотивации к более эффективному сельскому производству.
Повышение закупочных цен: Государство увеличило цены на сельскохозяйственную продукцию, такие как мясо, молоко и масло. Это стимулировало крестьян на увеличение производства и улучшение качества сельскохозяйственных товаров.
Ставка на самостоятельность колхозов: Государство поощряло развитие самостоятельных и производительных колхозов. Это способствовало повышению продуктивности сельского хозяйства.
Освоение целины: Активно осваивались ранее неиспользуемые сельскохозяйственные угодья, что приводило к расширению сельских поселений и улучшению инфраструктуры.
Как вы думаете, почему советские кинотеатры в начале 1960-х гг. получали такое название?
С появлением кинотеатров с названием "Космос" в 1961-1962 годах в СССР, можно предположить, что это связано с тогдашними космическими достижениями и интересом общества к космосу.
В 1961 году Советский Союз достиг важного этапа в космической истории, отправив в космос первого человека, Юрия Гагарина, 12 апреля. Этот событие вызвало огромный восторг и гордость среди советского населения и привело к национальной героизации космонавтов и космической темы.
Открывание кинотеатров с названием "Космос" в этот период могло быть своего рода отражением этого интереса к космосу и попыткой использовать популярность космических тем для привлечения зрителей. Это также могло служить способом поддержки и популяризации советской космической программы.
Выясните, какие спектакли находятся сегодня в репертуаре этого театра.
Как изменился досуг советского человека в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.? С чем были связаны эти изменения?
В середине 1950-х и первой половине 1960-х годов изменился досуг советского человека следующим образом:
Организованные формы досуга для детей и школьников: Государство старалось вовлечь детей и школьников в организованные внеклассные мероприятия, школьные кружки по интересам и спортивные секции. Это способствовало развитию и саморазвитию детей.
Снижение сельхозналогов и повышение закупочных цен: В сельской местности снижены налоги, а цены на сельскохозяйственную продукцию увеличены, что улучшило материальное положение сельских жителей и стимулировало их активность.
Социальные и культурные инициативы: Государство проводило различные организационные мероприятия для объединения населения, включая создание общественных площадок, летних детских лагерей, и размещение общественных телевизоров в домах.
Культурные мероприятия: В больших городах появились кинотеатры, парки культуры и отдыха, танцплощадки, что стало популярными местами проведения свободного времени. Литературные вечера, концерты и выступления иностранных артистов также стали доступными.
Повышение интереса к спорту: Международные успехи советских спортсменов и создание больших спортивных комплексов, таких как Лужники, способствовали развитию массового спорта. Футбол, волейбол, лыжи и другие виды спорта стали популярными среди населения, особенно среди молодежи.
Как вы думаете, почему VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов стал таким значимым событием в общественной жизни?
VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году, стал значимым событием в общественной жизни по нескольким причинам:
Международное значение: Фестиваль собрал молодых людей из 131 страны мира, что сделало его важным международным событием. Это создало возможность для молодежи разных стран обменяться опытом, идеями и культурой.
Культурный обмен: Фестиваль стал площадкой для культурного обмена и взаимопонимания молодежи разных стран. Встречи, концерты, выставки и спортивные соревнования способствовали культурному обогащению и пониманию различий между нациями.
Свободная атмосфера: Фестиваль создал атмосферу свободы и открытости, где молодые люди могли общаться и выражать свои идеи. Это было важным для молодежи, особенно в условиях строгой цензуры и контроля во времена СССР.
Составьте в тетради диаграмму потребления основных продуктов питания на душу населения в СССР в 1960 г. На основе данной диаграммы опишите рацион среднестатистического советского человека конца 1950-х — начала 1960-х гг.
Мясо и мясопродукты - 39,5 кг на душу населения. Молоко и молочные продукты - 240 кг на душу населения. Рыба и рыбные продукты - 9,9 кг на душу населения. Сахар - 28 кг на душу населения. Картофель - 143 кг на душу населения. Овощи и бахчевые культуры - 70 кг на душу населения. Фрукты и ягоды - 22 кг на душу населения. Хлеб и хлебные продукты - 164 кг на душу населения. Среднестатистический советский человек в конце 1950-х - начале 1960-х годов имел в своем рационе разнообразные продукты, включая мясо, молоко, рыбу, овощи и фрукты. Это был период, когда питание стало более разнообразным и доступным для большинства населения СССР.
С помощью дополнительных источников информации выясните, что можно было купить в 1960-х гг. на 1 рубль.
В 1960-х годах, на 1 рубль СССР, можно было купить различные товары и услуги в зависимости от региона и конкретного времени. В этот период цены на товары и услуги могли варьироваться, и покупательская способность рубля менялась в зависимости от инфляции и экономических условий.
Общие приблизительные примеры покупок за 1 рубль в 1960-х годах могли включать:
Хлеб: За 1 рубль можно было купить несколько батонов хлеба.
Молоко: Литр молока обходился примерно в 22 копейки, так что можно было купить несколько литров молока за 1 рубль.
Обед в столовой: В столовых и кафе можно было пообедать за небольшую сумму, и 1 рубль был бы достаточным для оплаты обеда.
Транспорт: Проезд на общественном транспорте, таком как автобусы или трамваи, обходился недорого, и 1 рубль был бы достаточным для нескольких поездок.
Кино: Посещение кинотеатра стоило около 25 копеек, так что 1 рубль позволял посмотреть несколько фильмов.
Какие товары можно было приобрести в ГУМе?
В Государственном универсальном магазине (ГУМ) в СССР в 1950-х годах можно было приобрести широкий ассортимент товаров. Некоторые из них включали:
Одежда и обувь: ГУМ предлагал разнообразную мужскую, женскую и детскую одежду, а также обувь. В ассортименте были как повседневные вещи, так и предметы гардероба для особых случаев.
Парфюмерия и косметика: В магазине были представлены различные товары по уходу за кожей, косметические продукты и духи.
Ювелирные украшения: В ГУМе можно было приобрести ювелирные изделия, такие как кольца, цепи, серьги и браслеты.
Товары для дома: В ассортименте были посуда, столовые приборы, постельное белье, ковры и другие предметы интерьера для дома.
Игрушки и подарки: Особенно к Новому году, в ГУМе продавали игрушки и подарки для детей и взрослых.
Продукты питания: На продовольственных отделах ГУМа можно было приобрести продукты питания, включая консервированные товары, сладости, напитки и другие продукты.
Книги и канцтовары: В магазине продавались книги, журналы, учебники, а также канцтовары, такие как ручки, бумага и тетради.
Создайте рекламный буклет одного из магазинов, упомянутых в данном пункте параграфа. Отразите в буклете специфику данного магазина.
Назовите год, когда была выпущена газета с этим сообщением.
Газета "Правда" с сообщением о запуске первого в мире искусственного спутника Земли была выпущена в 1957 году.
1. Почему СССР часто называли самой читающей страной в мире?
СССР часто называли самой читающей страной в мире по ряду причин. Во-первых, образование и культура были приоритетами государства, и доступ к образованию и литературным ресурсам был обеспечен для широких слоев населения. Во-вторых, государство активно поддерживало публикацию книг и периодических изданий, делая их доступными и доступными по цене. В-третьих, культурные и образовательные мероприятия были популярными и широко распространенными, что способствовало интересу к чтению.
2. Подумайте, как массовое жилищное строительство повлияло на тиражность книг в СССР.
Массовое жилищное строительство в СССР повлияло на тиражность книг в значительной степени. Появление собственных квартир и домов у семей стимулировало формирование семейных библиотек, где люди могли хранить и читать книги. Больше места и комфорта в домах создавали условия для чтения и образования. Таким образом, массовое жилищное строительство способствовало увеличению читательской активности в стране и повышению тиражей книг.
Какую воспитательную роль играли совместные туристические походы?
Совместные туристические походы играли важную воспитательную роль в советском обществе. Они способствовали формированию коллективных навыков, развитию сотрудничества и коллективного духа. Туристы сами разрабатывали маршруты, создавали снаряжение, исследовали природу, что усиливало их самостоятельность и ответственность. Эти походы также способствовали развитию физической активности и здорового образа жизни, а также укреплению дружеских и семейных отношений.
1. Подумайте, какие факторы влияли на развитие внутреннего туризма в СССР.
Развитие внутреннего туризма в СССР могло быть вызвано следующими факторами:
Государственная поддержка и финансирование туризма, включая создание туристических баз и инфраструктуры. Популяризация туризма как формы активного досуга и образования, включая организацию туристических походов для школьников и студентов. Внимание к физической культуре и спорту, что способствовало развитию массовых видов отдыха и туризма. Увеличение доступности и комфорта в жилище, что позволяло людям проводить время вне дома и участвовать в туристических мероприятиях.
Кто такие стиляги? Почему в СССР боролись с ними?
Стиляги - это молодежная субкультура, которая возникла в СССР во второй половине 1950-х и начале 1960-х годов. Основными чертами стиляг были:
Яркая одежда: Стиляги выделялись яркой и необычной одеждой, которая часто включала в себя элементы моды из-за рубежа, такие как узкие брюки, укороченные пиджаки, брюшки и галстуки. Эта мода отражала влияние западных стилей, в частности, американского рок-н-ролла.
Музыкальные предпочтения: Стиляги были поклонниками рок-н-ролла и другой музыки, которая была популярна на Западе. Они активно слушали записи зарубежных исполнителей и создавали свои собственные рок-группы.
Танцы: Стиляги активно танцевали под рок-н-ролл и другую западную музыку. Их танцевальные движения были динамичными и вызывали интерес у молодежи.
Со стилягами в СССР боролись по нескольким причинам:
Идеологические соображения: Советское правительство считало западные культурные элементы, включая музыку и моду, негативными и деструктивными для молодежи, поскольку они могли подорвать идеологические основы коммунизма.
Моральные аспекты: Некоторые стиляги были ассоциированы с аморальным поведением и девиантными практиками, что вызывало беспокойство у властей и консервативной части общества.
Стиляги оставили след в культурной истории СССР как одна из первых молодежных субкультур, которая выражала желание свободы и самовыражения в условиях строгой идеологической системы.
Вспомните, когда было заявлено о построении в СССР общественного строя, которому посвящён плакат. К какому сроку должен был быть сформирован этот общественный строй?
1. Какие социальные реалии жизни советского общества отражены в данном стихотворении
2. О каких жизненных ценностях говорится в нём?
3. Как в данном стихотворении проявился социальный оптимизм советского человека?
В данном стихотворении, написанном Константином Ваншнкиным в 1956 году, отражены различные социальные реалии советского общества того времени:
Социальный оптимизм: Стихотворение выражает оптимизм и веру в будущее, характерные для советского общества того времени. Люди верили, что строительство справедливого общества приведет к улучшению жизни.
Солидарность и братство: В стихотворении упоминается "бескорыстная дружба мужская," что подчеркивает солидарность и важность отношений между людьми.
Семейные ценности: Важность семьи и детей выражена через строки о детях и "чуде великом" — внуках. Это отражает традиционные семейные ценности в советском обществе.
Патриотизм и защита Родины: В стихотворении есть упоминание о солдатах, которые "погибли, тебя защищая." Это выражает патриотические чувства и уважение к тем, кто служил в армии.
Смена времен: Стихотворение охватывает разные этапы жизни, от детства до старости, подчеркивая цикличность времени и непрерывность жизни.
2. Перечислите категории населения, положение которых улучшилось в 1950— 1960-х гг. Приведите примеры улучшения положения данных категорий населения. Что, по вашему мнению, позволило улучшить жизнь этих людей?
Рабочие и сельские труженики: Улучшение жизни многих рабочих и сельских жителей было связано с индустриализацией и развитием сельского хозяйства. Увеличение зарплат, улучшение жилищных условий и доступ к более широкому ассортименту товаров и услуг способствовали повышению их благосостояния.
Семьи с детьми: Государственная политика содействовала созданию благоприятных условий для семей с детьми, включая строительство детских садов и школ, предоставление льгот на детские товары и услуги.
Молодежь: Введение бесплатного высшего образования, организация туристических походов и культурных событий способствовали улучшению положения молодежи.
Колхозники: Введение пенсий для колхозников и улучшение условий труда в сельском хозяйстве сделали жизнь колхозников более стабильной.
Интеллигенция: Увеличение доступа к культурным мероприятиям, литературным и научным работам способствовало улучшению положения интеллигенции.
Ветераны Великой Отечественной войны: Ветераны получали льготы и социальную поддержку от государства.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) проведение в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
2) проведение денежной реформы
3) проведение первой после окончания Великой Отечественной войны переписи населения СССР
4) открытие театра «Современник»
5) введение пенсий для колхозников
Проведение первой после окончания Великой Отечественной войны переписи населения СССР - 1959 год. Открытие театра "Современник" - 1956 год. Введение пенсий для колхозников - 1956 год. Проведение Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве - 1957 год. Проведение денежной реформы - 1961 год.
1. Какова была общая численность населения СССР по данным предыдущей переписи населения? Сколько лет прошло между переписями населения?
Общая численность населения СССР по данным предыдущей переписи населения (1939 год) составляла 190,7 миллиона человек. Между переписями населения прошло 20 лет, с 1939 по 1959 год.
2. На сколько миллионов человек возросла численность населения СССР к 1959 г. по сравнению с предыдущей переписью?
Численность населения СССР к 1959 году увеличилась на 18,1 миллиона человек по сравнению с предыдущей переписью населения.
3. В каком из районов СССР произошёл наибольший процентный рост численности населения?
Наибольший процентный рост численности населения произошел в районах Урала, где он составил 32 процента.
4. В каких союзных республиках численность населения снизилась?
Численность населения увеличилась во всех союзных республиках, кроме Белорусской ССР и Литовской ССР, где она снизилась.
5. Составьте в тетради диаграмму полового состава численности населения СССР по переписи 1959 г. в процентах. Чем вы можете объяснить такое соотношение мужчин и женщин в СССР?
Диаграмма полового состава численности населения СССР по переписи 1959 года:
Мужчины: около 48,7% Женщины: около 51,3% Соотношение мужчин и женщин в СССР было в пользу женщин. Это можно объяснить влиянием Великой Отечественной войны (1941-1945), во время которой погибло множество мужчин, что привело к неравномерности полового состава населения.