Какую роль в распаде СССР сыграл кризис межнациональных отношений? Почему национальный вопрос был особенно болезненным для СССР? 1. В чём проявилась неспособность Центра защитить интересы Союза? 2. Как вы понимаете термин «суверенитет»? Дайте определение понятия «парад суверенитетов». Подумайте, сколько лет (веков) государственному суверенитету России. Каковы были основные положения Декларации о суверенитете РСФСР? Предположите, каким политическим силам могли принадлежать данные агитационные материалы. В каких городах СССР происходили массовые выступления, забастовки? Покажите регионы, где развернулось национальное движение и происходили крупные межнациональные конфликты. 1. Когда состоялся референдум о сохранении СССР? Дайте оценку его результатам. 2. Какие вопросы в соответствии с новым союзным договором должны были остаться в ведении Центра? 3. Какие союзные республики бойкотировали проведение референдума? Как вы думаете, почему? Как вы думаете, почему решение о роспуске СССР подписали именно главы России, Белоруссии и Украины? 1. Сформулируйте главную мысль, которая содержится в обоих документах. 2. Почему, несмотря на улучшение советско-американских отношений при М. Горбачёве и отход Советского Союза от идеологических подходов во внешней политике, американские политики высказывали такую мысль? 3. Предположите, что имел в виду вице-президент США Чейни, говоря о «провале демократии». 1. Дайте определение понятия «ГКЧП». Почему ГКЧП не смог удержаться у власти? 2. Как вы думаете, возможно ли было сохранить СССР после событий в Москве в августе 1991 г.? 1. Объясните смысл изображения на обложке журнала, фотография которого приведена в начале параграфа. 2. С опорой на конкретные исторические факты проиллюстрируйте примерами обострение национальных конфликтов в СССР в 1985 — начале 1990-х гг. Почему союзный Центр не смог эффективно разрешить эти конфликты? 3. Раскройте сущность разногласий между высшими представителями союзной и российской власти. Приведите примеры их политического противостояния. 4. Сформулируйте политические, экономические и социальные причины распада СССР. Как вы думаете, какие из названных причин играли ведущую роль в распаде СССР? Ответ оформите в тетради в виде схемы. 5. Подписание каких соглашений означало прекращение существования СССР? Когда и кем они были подписаны? 6. С помощью дополнительных источников информации и знаний из курса всеобщей истории выделите схожие причины распада СССР и Югославии. Предположите, почему СССР смог избежать югославского сценария распада. 8*. В исторической науке существуют разные точки зрения. Ниже приведена одна из них. Действия ГКЧП были направлены на защиту интересов населения СССР, на сохранение Советского Союза. Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Раскройте смысл понятия «война законов». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. 1. Почему М. Горбачёв покидал свой пост «с тревогой»? 2. Что именно М. Горбачёв относит к главным достижениям «пройденного пути»? 3. С какими из его утверждений вы согласны, а с какими нет? Почему? 4. Дайте свою оценку деятельности М. Горбачёва. 1. Что такое принцип историзма? Почему его важно учитывать при оценке исторических событий или действий того или иного исторического деятеля? 2. Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос, поставленный автором в последнем предложении. Итоги главы 1. Обратитесь к цитатам в начале главы I. Докажите конкретными примерами цитату Ю. Гагарина о «подвиге всего советского народа». Назовите известные вам имена советских учёных, благодаря которым состоялось событие, которому посвящена данная цитата Ю. Гагарина. 3. Какие процессы привели к распаду СССР?