К каким результатам привели экономические реформы, начатые в 1985 г.? Какой автомобильный завод расположен в городе, в котором Горбачёв встречался с его жителями? Почему именно автомобилестроение было выбрано одним из приоритетных направлений социально-экономического развития? Каковы были основные цели пятилетнего плана, которому посвящён данный плакат? Каковы были последствия чернобыльской катастрофы? Выясните, в чём была уникальность космического корабля, изображённого на фотографии. 1. Сформулируйте суть политики ускорения, провозглашённой М. Горбачёвым. 2. Какие последствия имела антиалкогольная кампания в СССР? 3. В каких отраслях были приняты целевые программы научно-технического прогресса? В чём была важность этих отраслей? 4. Что такое госприёмка? Улучшило ли её появление качество производимых товаров? Проанализировав изображение, определите, что предполагалось широко внедрять в экономику и промышленность для достижения научно-технического прогресса. В чём автор плаката видит главную цель кооперативов? Подумайте, в каких сферах прежде всего появлялись кооперативы. С чем это было связано? 1. Можно ли утверждать, что М. Горбачёв кардинально отошёл в экономических вопросах от идей, декларируемых его предшественниками? 2. Почему М. Горбачёв сменил значительное число высших партийных руководителей? Перечислите имена высших партийных руководителей, отправленных в отставку. Кто пришёл им на смену? 3. В чём была суть закона «О государственном предприятии»? 4. Можно ли утверждать, что появление кооперативов в СССР стало событием, после которого возврат к прежней экономической системе был невозможен? Свой ответ аргументируйте. 1. Дайте определение понятия «конверсия». Перечислите положительные и отрицательные стороны этого явления в советской оборонной промышленности. 2. Сформулируйте последствия денежной реформы 1991 г. в СССР. 3. Докажите, что реформы М. Горбачёва в сельском хозяйстве носили бессистемный характер. Назовите даты, когда планировалось реализовать программу «500 дней». Составьте сравнительную схему программ рыночного перехода, отразив цели и задачи каждой из них. 1. Систематизируйте информацию об основных направлениях и мероприятиях в экономике СССР в 1985—1991 гг. в форме таблицы. Название столбцов таблицы определите самостоятельно. 2. Выделите этапы экономических преобразований М. Горбачёва. Какие основные события произошли в ходе каждого из этапов? Чем объясняется переход от одного этапа к другому? 3. Дайте определение понятия «индивидуальная трудовая деятельность». Когда был принят разрешающий её закон? В каких сферах она была возможна? Предположите, почему государство разрешило её именно в этих сферах. 4. Как правительство обосновывало необходимость экономических реформ, способствовавших расширению рыночных элементов? 5. Сравните экономические преобразования М. Горбачёва с реформами: а) времён нэпа; б) А. Косыгина. Выделите черты сходства и черты различия. Сопоставьте их результаты. Сделайте выводы. 6. Какое из двух изображений, размещённых в начале параграфа, по вашему мнению, в наибольшей степени иллюстрирует итоги экономических преобразований в СССР в 1985—1991 гт.? Свой ответ аргументируйте. 8*. Проведите в классе дискуссию на тему «Советская экономика рубежа 1980—1990-х гг.: проблемы и перспективы». При проведении дискуссии обязательно используйте статистические данные. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. 1) начало антиалкогольной кампании в СССР 2) денежная реформа 3) авария на Чернобыльской АЭС 4) принятие закона «О кооперации в СССР» Раскройте смысл понятия «кооператив». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие. 1. Обсудите с одноклассниками плюсы и минусы каждого варианта экономических реформ. Какой из них, по вашему мнению, был наиболее оптимальным? 2. Назовите причины, по которым был осуществлён наиболее «радикальный» вариант экономических реформ. 3. Почему ранее предпринятые правительством экономические преобразования «остались, по сути дела, на бумаге»?