Какие кризисные явления наметились в советской идеологии в 1964—1985 гг.?
В период с 1964 по 1985 годы в советской идеологии наметились следующие кризисные явления:
Оппозиция и рост диссидентского движения: Под руководством Леонида Брежнева усилилось противостояние идеологическим диссидентам, что создало кризис в официальной идеологии. Диссиденты стали символами некоммунистической оппозиции.
Экономическая стагнация: В период правления Брежнева СССР столкнулся с экономической стагнацией, что подорвало уверенность в социалистической модели развития.
Подрыв идеологической легитимности: Распространение информации из-за железного занавеса и влияние западных идей подорвали идеологическую легитимность советской власти.
В чём состояли основные положения концепции «развитого социализма»? Все ли положения данной концепции были реализованы в СССР к концу 1960-х гг.? Свой ответ аргументируйте.
Основные положения концепции "развитого социализма" включали:
Построение "развитого социалистического общества" в СССР. Основной акцент на создании индустриального общества. Утверждение отсутствия существенных противоречий внутри общества. Решение национального вопроса. Однако, к концу 1960-х годов, не все положения данной концепции были полностью реализованы в СССР. Несмотря на индустриализацию и экономический рост страны, были видны некоторые недостатки и противоречия в советском обществе. Например, были проблемы с качеством жизни, бюрократией, и ограниченными политическими свободами. Также, национальные вопросы не были окончательно решены, и некоторые регионы СССР продолжали испытывать национальные напряжения.
С помощью дополнительных источников информации выясните основные идеологические взгляды М. Суслова. Оформите их в виде тезисов. Как, по вашему мнению, эти взгляды отражались на развитии советского общества?
1. Кто такие диссиденты? Почему они появились в советском обществе?
Диссиденты в советском обществе были представителями интеллигенции и активистами, которые открыто выступали против политики и нарушений прав человека в СССР. Они появились в результате повышения уровня образования и жизни, что привело к увеличению общественных притязаний и желанию защищать индивидуальные права и свободы.
2. Какие цели ставили перед собой диссиденты?
Основной целью диссидентов было защищать права человека и осуждать нарушения этих прав в Советском Союзе. Они также стремились привлечь внимание западного мира к ситуации в СССР и добиться поддержки на международной арене.
3. Какие средства власть использовала в борьбе с диссидентами?
Власть в СССР использовала различные средства в борьбе с диссидентами. Это включало аресты и судебные преследования, что привело к тюремным срокам для многих диссидентов.
Какой жанр объединяет кинофильмы, афиши которых представлены выше? Как вы думаете, почему фильмы данного жанра были особенно популярны у советского зрителя?
В дополнительных источниках информации выясните, что становилось предметом сатиры и критики в выступлениях А. Райкина.
Выясните, какой репертуар исполняли эти вокально-инструментальные ансамбли.
Что такое «интеллектуальное (авторское) кино»? Кто из советских режиссёров работал в данном жанре?
Интеллектуальное (авторское) кино - это жанр кино, в котором режиссер выражает свое авторское видение и исследует глубокие темы и идеи в рамках своих фильмов. В советской культуре это кино, которое часто выходило за рамки стандартных сюжетов и экспериментировало с формой и содержанием.
Некоторые известные советские режиссеры, работавшие в жанре интеллектуального кино, включают:
Андрей Тарковский - известен своими философскими и метафизическими фильмами, такими как "Солярис" и "Зеркало".
Кира Муратова - ее фильмы, такие как "Долгая счастливая жизнь" и "Короткие встречи", часто затрагивали сложные моральные и психологические вопросы.
Александр Герман - его фильмы, например, "Иди и смотри" и "Хрусталев, машину!" выделялись своей мрачной и метафорической атмосферой.
Эти режиссеры и их работы оставили значительный след в мировой кинематографии и продолжают вдохновлять исследование глубоких идеологических и эмоциональных тем.
1. Благодаря чему в СССР стали возможны высшие спортивные достижения?
Высшие спортивные достижения в СССР стали возможными благодаря системе массового спорта и физической культуры, широкому распространению спортивной инфраструктуры, поддержке государства, и массовому участию граждан в физических занятиях. Эта система позволила выявлять и развивать талантливых спортсменов с детства.
2. Подумайте, как достижения советского спорта влияли на международный авторитет СССР.
Достижения советского спорта существенно укрепляли международный авторитет СССР. Они показывали мощь и спортивный потенциал страны, что придавало СССР статус спортивной державы. Победы советских спортсменов на мировых соревнованиях и Олимпийских играх поднимали моральный дух нации и укрепляли ее самооценку.
3. Можно ли утверждать, что противостояние СССР и США на спортивных аренах было элементом глобального противостояния этих стран?
Да, противостояние СССР и США на спортивных аренах можно рассматривать как элемент глобального противостояния между этими двумя странами. Спорт стал одной из сфер, в которой проявлялась борьба за престиж и влияние на мировой арене. Олимпийские игры и другие международные соревнования стали ареной для идеологической конфронтации между Востоком и Западом, где каждая сторона стремилась продемонстрировать свое превосходство.
1. Какие идеологические перемены произошли в СССР после отстранения от власти Н. Хрущёва?
После отстранения Н. Хрущёва от власти произошли идеологические перемены в СССР. Руководство КПСС под руководством Л. Брежнева представило концепцию "развитого социализма", которая отошла от утопичной идеи построения коммунизма к 1980 году. Эта концепция более реалистично смотрела на развитие общества, акцентируя внимание на создании индустриального общества и развитии социализма в более долгосрочной перспективе.
2. Как вы думаете, почему была выдвинута концепция «развитого социализма»? Можно ли утверждать, что она подменила собой тезис о построении коммунизма в СССР к 1980 г., провозглашённый на XXII съезде КПСС?
Концепция "развитого социализма" была выдвинута в ответ на осознание нереалистичности курса Хрущёва по построению коммунизма к 1980 году. Руководство КПСС осознало, что достижение коммунизма в ближайшие десятилетия невозможно, и поэтому пересмотрело идеологические ориентиры, сдвигая реализацию коммунизма на неопределённо отдалённое будущее. Таким образом, концепция "развитого социализма" заменила тезис о построении коммунизма к 1980 году, делая его теоретической перспективой.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Идеологические изменения в советской культуре после 1960-х годов.
Концепция "развитого социализма" и её влияние на культурные ориентиры. Роль культуры в отражении изменений в идеологии и обществе. Культурные движения и явления в СССР в этот период.
Диссидентское движение и неформальные искусственные круги. Развитие литературы, искусства, кино и музыки в условиях идеологических изменений. Зарубежное воздействие и эмиграция культурных деятелей.
Эмиграция советских писателей, художников, искусствоведов и музыкантов. Влияние западной культуры и искусства на советскую культуру через эмиграцию.
4. Какие деятели советской культуры оказались в эмиграции в середине 1960-х — середине 1980-х гг.? Каковы были причины того, что эти люди оказались за границей?
Известными деятелями советской культуры, оказавшимися в эмиграции в середине 1960-х — середине 1980-х гг., были Александр Солженицын, Василий Аксёнов, Виктор Некрасов, Андрей Тарковский, Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александр Галич и другие. Основными причинами их ухода за границу были ограничения на творчество и выражение свободных идей в СССР, а также давление со стороны власти на независимых деятелей искусства и литературы.
5. Напишите в тетради короткую рецензию на один из художественных фильмов, упомянутых в параграфе.
6*. В дополнительных источниках информации выясните, какие театральные постановки были наиболее популярны в середине 1960-х — середине 1980-х гт. Создайте (в электронном виде или нарисуйте от руки) афишу одного из наиболее популярных спектаклей данного периода (на афише обязательно укажите название театра, в котором шла постановка, а также имена актёров, принимавших в ней участие).
8*. Напишите сценарий коротких познавательных видеороликов «Баскетбольный финал на Олимпийских играх 1972 г.», «Хоккейная суперсерия СССР — Канада 1972 г.» (по выбору).
9. Найдите наиболее популярные советские песни 1970-х — середины 1980-х гг. Кто был их исполнителем? Какова их тематика?
Наиболее популярные советские песни 1970-х — середины 1980-х гг. включали в себя:
"Александрина" в исполнении Аллы Пугачёвой. "Вершки и корешки" в исполнении "Самоцветов". "Звездочка" в исполнении Валентины Толкуновой. "Белый теплоход" в исполнении Андрея Миронова. "Песенка о медведях" в исполнении Владимира Высоцкого. "Розы" в исполнении Софии Ротару.
Раскройте смысл понятия «диссиденты». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие. Приведённый факт не должен содержаться в данном вами определении понятия.
Диссиденты - это люди, выступавшие против официальной идеологии и политик в странах с авторитарными режимами. Они часто выражали критику власти, нарушали цензурные ограничения и защищали права человека и свободы. Диссиденты стремились к раскрытию правонарушений и нарушений прав граждан.
1. Объясните причины появления диссидентского движения в СССР.
Деятельность интеллигенции: Интеллигенция, как образованный слой общества, играла ключевую роль в формировании диссидентского движения. Её недовольство и стремление к свободе слова стали движущей силой.
Распространение информации: Развитие средств массовой информации и обмен информацией с Западом позволили диссидентам обнародовать свои взгляды и акции, а также получать поддержку из-за рубежа.
Несоответствие идеалам коммунизма: Многие диссиденты видели разрыв между заявленными идеалами коммунизма и реальной ситуацией в СССР, что вызывало их протест.
2. Объясните географию распространения этого движения.
Диссидентское движение имело свойства распространяться по всей территории СССР, но наибольшая активность была замечена в столице, Москве, а также в рядах интеллигенции и ученых. Оно также проявляло себя в республиках и областях, где национальные идеи и идентичность сталкивались с советской идеологией.
3. Почему считалось, что участники диссидентских групп могут «встать на путь совершения особо опасных преступлений»?
Считалось, что участники диссидентских групп могут «встать на путь совершения особо опасных преступлений» по следующим причинам:
Власти опасались, что диссиденты могут организовать антигосударственные акции и агитацию против режима. Диссиденты выступали против официальной идеологии и могли вдохновить других граждан на участие в антирежимной деятельности. Поддержка западных стран и средств массовой информации, которая иногда оказывалась на стороне диссидентов, могла усилить их влияние и привлечь новых сторонников.