1. Можно ли утверждать, что в царствование Александра III были достигнуты значительные успехи в области социально-экономического развития?
Можно утверждать, что в царствование Александра III были достигнуты некоторые успехи в области социально-экономического развития. Во время его правления были приняты меры, направленные на развитие промышленности и железных дорог, что способствовало экономическому росту. Однако, эти успехи были ограничены, так как реформы были ограничены и носили консервативный характер. Например, земельная реформа не была проведена, а крестьяне оставались в полном экономическом и политическом рабстве.
2. Считаете ли вы, что Александр III был справедливо назван миротворцем?
Следует отметить, что Александр III нередко называют миротворцем за его усилия в дипломатической сфере, в том числе за подписание Пекинского договора 1860 года между Россией и Китаем. Однако, это не означает, что все его действия были направлены на мирное урегулирование конфликтов. Например, он проводил политику жесткой репрессии внутри страны и отказывался от реформ. Таким образом, называть его исключительно миротворцем было бы не совсем корректно.
1. На какие социальные слои могло опираться российское самодержавие в начале ХХ в.? Аргументируйте свою точку зрения.
В начале XX века российское самодержавие могло опираться на различные социальные слои, такие как: Земственная интеллигенция, которая составляла новый слой образованных людей, часто занимавшихся общественной деятельностью в провинциальных городах и сельских районах; Крестьянство, которое составляло основную массу населения России и традиционно было связано с идеей "материаршины" - сопротивления любым изменениям, которые могли угрожать их привычному образу жизни; Армия и бюрократия, которые традиционно были главными опорами самодержавия.
2. Поработайте в группах. Ответьте на вопросы: а) какой деятель воспринимался российским обществом как оплот консерватизма (докажите, что он действительно был консерватором); б) какая из выдвинутых в начале ХХ в. программ развития России способствовала модернизации страны (докажите свою точку зрения)? После выступлений представителей групп выскажите свои суждения по проблеме «Границы осуществления программы модернизации: почему государственная власть не рискует проводить реформы в полном объёме?».
а) Один из деятелей, которого можно рассматривать как оплот консерватизма, это Константин Победоносцев - высокопоставленный государственный деятель, который являлся близким советником императора Александра III и отстаивал идеи о необходимости сохранения традиционной российской системы ценностей и укрепления централизованной власти. Он выступал против любых форм гражданской свободы и демократии, считая, что они могут привести к распаду Российской империи.
б) Одной из программ, которая способствовала модернизации России в начале ХХ века, была программа Сергея Витте, выступавшего за ускоренную индустриализацию страны и модернизацию экономики. Он предлагал проводить реформы, направленные на улучшение жизни населения и развитие промышленности, в том числе за счет привлечения иностранного капитала. Программа Сергея Витте привела к ряду положительных результатов, таких как ускорение темпов экономического роста и развитие транспортной инфраструктуры.
3*. Покажите взаимосвязь внутренней и внешней политики России в начале ХХ в. Внутренняя политика России в начале ХХ в. тесно связана с внешней политикой. Один из примеров - Русско-японская война 1904-1905 годов, которая была вызвана противоречиями в отношениях России и Японии вокруг Кореи и Маньчжурии. Поражение России в этой войне усилило недовольство населения и стало одним из многих факторов, приведших к революции 1905 года. Кроме того, проведение войны требовало больших финансовых ресурсов, что привело к ухудшению экономической ситуации в стране и усугубило социальные проблемы.
4*. Напишите аналитическую справку «Основные направления внешней политики России в начале ХХ в.: цели, ресурсы и стратегические Противники» от лица С. Ю. Витте или А. М. Безобразова.
В начале ХХ в. Россия столкнулась с несколькими вызовами во внешней политике. Одной из основных целей внешней политики России было сохранение прежнего международного статуса и экономической власти. Для этого были использованы различные ресурсы, включая дипломатические усилия, военные силы, а также экономическое влияние на другие государства.
Одним из противников России была Япония, с которой произошла Русско-японская война 1904-1905 годов. Другим противником была Германия, которая активно конкурировала с Россией в экономической сфере и стремилась к доминированию в Европе. В свою очередь, Россия старалась укрепить свои отношения с Францией, которая стала ее главным союзником в Европе.
5*. Используя ресурсы Интернета, подготовьте выступление на тему «Русско-японская война: национальный позор или школа мужества?».
Русско-японская война, которая проходила в 1904-1905 годах, была одним из крупнейших военных конфликтов в начале XX века. Некоторые исследователи считают её национальным позором для России, в то время как другие видят её как школу мужества для российской армии и народа. Причины войны могут быть связаны с интересами России в восточной Азии, в частности на территории Кореи и Маньчжурии, а также с желанием Японии укрепить свой статус в регионе и получить контроль над портами и железнодорожными путями на территории Китая и Кореи.
Война началась с поражения российской Балтийской флотилии в бою у Порт-Артура. Дальнейшая военная кампания была невероятно кровопролитной и крайне изнурительной для российской армии и народа. Российская империя потерпела поражение, что привело к массовым протестам в России и усилению кризиса в государстве.
Сегодня, спустя более ста лет после войны, можно сказать, что она стала национальным позором для России, так как она потерпела поражение и потеряла престиж в мировой арене. Однако, тем не менее, российская армия и народ продемонстрировали высокий уровень мужества и смелости во время боевых действий.
6*. В начале ХХ в. в России появилось выражение «безобразовская клика». Используя дополнительные источники информации, объясните его. Определите, какую роль играла «безобразовская клика» во внешней и внутренней политике России.
«Безобразовская клика» – это группа деятелей, представителей государственного аппарата, которые считались одними из наиболее влиятельных людей в России в начале ХХ века. В основном, это были министры, высокопоставленные государственные чиновники и представители аристократических кругов, которые зачастую действовали в своих личных интересах, а не в интересах государства. Эти люди были известны своей коррупцией, беспечностью, безответственностью и склонностью к насилию. Их действия и решения приводили к ухудшению политической и экономической ситуации в России. «Безобразовская клика» играла важную роль во внешней и внутренней политике России. Внешняя политика была связана с проведением войны с Японией в 1904-1905 годах, а также с международной изоляцией России, вызванной ее репрессивными действиями против оппозиции и других национальных меньшинств. Внутренняя политика характеризовалась резким ухудшением жизненных условий населения, нарастанием социальной напряженности и расширением национально-территориальных противоречий. 7*. Дайте оценку внешней политики России в системе международных отношений конца XIX - начала ХХ в.