1. Вспомните основные этапы решения задачи на компьютере и этапы компьютерного моделирования. Сопоставьте их с этапами разработки БД. Какие выводы вы можете сделать? 2. Охарактеризуйте суть каждого из этапов разработки БД. 3. Как взаимодействуют специалисты в области разработки БД и специалисты из предметной области, для которой разрабатывается БД, а также предполагаемые пользователи этой БД? Попытайтесь представить схему этого взаимодействия графически. 4. Какие данные могут получить ученики и родители в БД «Электронный журнал»? Одинаковые ли права доступа к данным имеют учителя, ученики и родители? 5. Недостатками каких СУБД являются необходимость устанавливать иногда достаточно дорогие полные версии программ на каждый компьютер, высокая загруженность сети во время передачи данных, необходимость в достаточно мощных компьютерах на рабочих местах клиентов? 6. СУБД какого типа (файл-серверные или клиент-серверные) обеспечивают более высокую надёжность, доступность и безопасность при работе с данными? 7. Чем отличаются локальные СУБД от распределённых СУБД? 8. Подготовьте небольшое сообщение об использовании в мобильных устройствах встраиваемых СУБД. Используйте ресурсы сети Интернет. 9. На протяжении многих лет одной из самых популярных в мире является СУБД Microsoft Access. Найдите информацию о том, когда была выпущена первая версия этой программы. 10. Что понимается под структурой БД? 11. Что понимается под структурой таблицы БД? 12. Перечислите основные типы данных СУБД Microsoft Access. 13. Определите тип данных для следующих полей некоторых БД: номер дома, возраст человека, номер телефона, количество учеников в классе, наличие у ученика персонального компьютера, наименование товара, дата изготовления товара. 14. Что вы понимаете под целостностью данных? Почему целостность данных является одним из важнейших свойств БД? 15. Для чего в БД используются формы? 16. Как вы можете объяснить многообразие типов форм и инструментов их создания? 17. С помощью имеющейся в вашем распоряжении СУБД создайте БД «Мои учебники», содержащую две таблицы: 1) таблицу «Форма», состоящую из одного поля и содержащую список форм (печатная, электронная); 2) таблицу «Фонд», имеющую поля: «Код» (П - <порядковый номер> для учебников в печатной форме и Э - <порядковый номер> для учебников в электронной форме), «Наименование учебника», «Автор», «Форма», «Год издания», «Титульная страница». Определите и установите типы полей для обеих таблиц; установите связь между таблицами. Введите в БД данные обо всех учебниках, которыми вы пользуетесь в 11 классе. 18. Что такое манипулирование данными? Какие инструменты манипулирования данными имеются в СУБД? 19. Что такое фильтр? 20. Что такое запрос? 21. БД «Страны» содержит сведения по различным странам мира: название; численность населения; дата переписи; процент населения страны от всего населения Земли; площадь в км2; название материка, на котором расположена. Укажите количество записей, удовлетворяющих условиям: 1) (Процент > 2) И (Процент < 5); 2) (Материк = "С. Америка") ИЛИ (Материк = "Ю. Америка"); 3) ((Население > 80 000 000) И (Дата > 01.01.2012)) ИЛИ (Площадь < 500 000). 22. Что такое отчёт? 23. С помощью имеющейся в вашем распоряжении СУБД создайте БД «ОТДЫХ», содержащую две таблицы следующей структуры: • Тур (Страна, Вид отдыха, Продолжительность, Стоимость, Название фирмы); • Фирма (Название фирмы, Адрес, Телефон, Наличие системы скидок, Процент скидок). В первой таблице должно быть не менее 20 записей; во второй — не менее 5 записей. Создайте запрос для отображения информации о фирмах (название, адрес телефон), предлагающих пляжный отдых. Создайте на его основе отчёт.