1. Составьте план развёрнутой характеристики реформ Петра I в социальной, экономической и государственно-административных сферах.
Введение в Петра Великого и контекст его царствования Социальные реформы: изменения в дворянстве, духовенстве и низах. Экономические реформы: создание Табель о рангах, создание новых отраслей, развитие торговли, изменения в налогообложении и денежной системе. Государственно-административные реформы: создание новых административных единиц, реорганизация армии и флота, изменения в правовой системе Заключение и оценка влияния петровских реформ
2. Сравните государственное устройство до и после Петровских реформ. Какие можно сделать выводы?
До реформ Петра Великого Россия была феодальным государством со слабой центральной властью, где власть была сосредоточена в руках дворянства и боярства. После реформ Россия стала более централизованным государством, с более сильным центральным правительством, более профессиональной бюрократией и постоянной армией. Реформы также отменили систему рангов и привилегий, ввели новую систему правления, основанную на заслугах, и увеличили власть царя.
Один из основных выводов, который можно сделать, заключается в том, что реформы Петра Великого сильно модернизировали и укрепили Российское государство, сделав его более конкурентоспособным по сравнению с другими европейскими державами. Однако они имели и негативные последствия, такие как введение принудительного труда и подавление народных восстаний.
3. Существовала ли в стране серьёзная оппозиция Петровским реформам?
Да, в России была серьезная оппозиция петровским реформам. Реформы рассматривались как угроза традиционному образу жизни дворянства и духовенства, и было несколько восстаний и мятежей против реформ, таких как Булавинское восстание и Астраханское восстание. Однако, несмотря на это противодействие, Петр Великий смог провести свои реформы и превратить Россию в более современное и централизованное государство.
4. Охарактеризуйте культурные преобразования первой четверти XVIII в.
Культурные преобразования первой четверти 18 века явились прямым следствием петровских реформ. Он был полон решимости вестернизировать Россию и привести ее в соответствие с культурными и интеллектуальными тенденциями Западной Европы. Для достижения этой цели он учредил Российскую академию наук, открыл школы и университеты, пригласил в Россию иностранных художников и ученых, поощрял принятие европейской одежды и манер. Это привело к возникновению в России новой, космополитической культуры, более светской, рациональной и прогрессивной, чем традиционная культура старого режима.
5. Оцените последствия для России «модернизации по-петровски».
Последствия петровской модернизации России были как положительными, так и отрицательными. С положительной стороны, реформы превратили Россию из отсталого феодального государства в более современное централизованное государство с более сильной экономикой, более профессиональной бюрократией и более мощной армией. Они также заложили основу для последующего возвышения России до статуса великой державы.
С отрицательной стороны, реформы часто проводились с помощью принуждения и насилия, таких как принудительный труд и подавление народных восстаний. Они также имели негативные последствия для традиционной русской культуры и общества, приводя к утрате традиционных ценностей и ослаблению социальной ткани.
6. Почему оценки Петровских реформ вызывают ожесточённые споры? Обоснуйте свой ответ.
Оценки реформ Петра Великого вызывают ожесточенные споры, поскольку они представляют собой фундаментальный сдвиг в российском политическом и общественном порядке и имеют глубокие и долговременные последствия для российской истории. Одни рассматривают реформы как необходимый и позитивный шаг к модернизации и прогрессу, другие видят в них предательство традиционной русской культуры и ценностей, период репрессий и страданий русского народа. Дебаты о реформах отражают более глубокие вопросы о природе российской идентичности и роли государства в российском обществе, поэтому они очень напряжены и противоречивы.