1. Что такое язык программирования? Опишите состав и интерфейс среды разработки программ на используемом вами языке программирования.
Язык программирования - это формальный набор синтаксических и семантических правил, которые позволяют программистам создавать компьютерные программы. Среда разработки - это программное обеспечение, предоставляющее инструменты для написания, отладки и тестирования программ. Для языка программирования Pascal средой разработки может быть, например, Lazarus. Она предоставляет текстовый редактор для написания кода, возможность компиляции и выполнения программы, а также интерфейс для отладки, анализа и просмотра результатов.
2. Приведите примеры структур данных, используемых в языке программирования Pascal.
Массивы: упорядоченные наборы элементов одного типа. Записи: сущности, объединяющие разные типы данных под одной структурой. Списки: линейные или связанные наборы данных. Очереди: структуры данных, работающие по принципу "первым пришел - первым вышел" (FIFO). Стеки: структуры данных, работающие по принципу "последним пришел - первым вышел" (LIFO).
3. Кратко охарактеризуйте основные элементы языка программирования Pascal.
Процедуры и функции: блоки кода, выполняющие определенные действия. Переменные и константы: хранят данные, переменные могут менять свое значение. Типы данных: определяют характеристики данных, такие как целые числа, вещественные числа, символы и т.д. Операторы: инструкции для выполнения различных действий, такие как условные операторы, циклы и т.д.
4. Опишите структуру программы на языке Pascal.
Заголовок программы: определение имени программы. Блок объявления переменных и констант. Основной блок программы: место для кода, включающего операторы и вызовы процедур или функций.
5. Для чего предназначены трассировочные таблицы?
Трассировочные таблицы используются для отслеживания значений переменных и состояния программы на разных этапах выполнения. Они помогают программистам понять, как происходит изменение данных в процессе выполнения программы и выявить возможные ошибки или недочеты.
6. Вещественные числа х, у, z являются исходными данными для следующего алгоритма: 1) переменной m присвоить значение х; 2) сравнить значения m и у: если у больше m, переменной m присвоить значение у; 3) сравнить значения m и z: если z больше m, переменной m присвоить значение z. Выясните, какую задачу решает этот алгоритм. Запишите его на языке программирования Pascal. Решите аналогичную задачу для чисел х, у, z и w. Данный алгоритм выбирает наибольшее из трех чисел (x, y, z) и присваивает это значение переменной m. Запишем этот алгоритм на языке Pascal:
var x, y, z, m: real;
begin { Ввод данных } readln(x, y, z);
{ Инициализация m значением x } m := x;
{ Сравнение и обновление m } if y > m then m := y; if z > m then m := z;
{ Вывод результата } writeln('Наибольшее число: ', m); end.
Для аналогичной задачи с четвертым числом w можно модифицировать алгоритм:
var x, y, z, w, m: real;
begin { Ввод данных } readln(x, y, z, w);
{ Сравнение и обновление m } if y > m then m := y; if z > m then m := z; if w > m then m := w;
7. Определите значение переменной n, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:
Ответ 32
8. Определите значение переменной s, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:
Ответ 6
9. Требуется выяснить, какое число будет выведено в результате выполнения следующей программы:
Ответ 451
10. Получив на вход число х, приведённая ниже программа выводит два числа — m и n.
Известно, что при некотором значении х были выведены числа 4 и 8. Укажите наибольшее и наименьшее из таких чисел х. Сколько всего существует таких х?
11. Напишите программу, выводящую на экран все чётные трёхзначные числа.
program EvenNumbers;
var num: integer;
begin writeln('Четные трехзначные числа:');
for num := 100 to 999 do begin if (num mod 2 = 0) then writeln(num); end; end.
12. Напишите программу, подсчитывающую сумму квадратов всех чисел от 1 до n.
program SumOfSquares;
var n, i, sum: integer;
begin write('Введите значение n: '); readln(n);
sum := 0;
for i := 1 to n do begin sum := sum + i * i; end;
writeln('Сумма квадратов чисел от 1 до ', n, ' равна ', sum); end.
13. Напишите программу, позволяющую определить, входит ли заданная цифра в некоторое целое неотрицательное число.
program CheckDigit;
var number, digitToCheck: integer; found: boolean;
begin write('Введите целое неотрицательное число: '); readln(number);
write('Введите цифру для проверки: '); readln(digitToCheck);
found := false;
while number > 0 do begin if number mod 10 = digitToCheck then begin found := true; break; end; number := number div 10; end;
if found then writeln('Цифра ', digitToCheck, ' найдена в числе.') else writeln('Цифра ', digitToCheck, ' не найдена в числе.'); end.
14. Разработайте программу перевода десятичного натурального числа n в троичную систему счисления.
program DecimalToTernary;
var decimalNumber, remainder: integer; ternaryNumber: string;
begin write('Введите десятичное натуральное число: '); readln(decimalNumber);
if decimalNumber = 0 then ternaryNumber := '0' else begin ternaryNumber := ''; while decimalNumber > 0 do begin remainder := decimalNumber mod 3; ternaryNumber := chr(remainder + ord('0')) + ternaryNumber; decimalNumber := decimalNumber div 3; end; end;
writeln('Число в троичной системе: ', ternaryNumber); end.
15. Разработайте программу, которая выводит сообщение «Да», если точка с координатами (х, у) принадлежит закрашенной области, и «Нет» в противном случае.
begin
var (x, y) := ReadReal2('Введи координаты');
if (x * x + y * y <= 9) and (x * x + y * y >= 4)
and (x <= 0) and (y >= 0) or
(x * x + y * y <= 4) and (x >= 9) and (y <= 0) then
Println('Да')
else
Println('Нет');
end.
16. Шифр кодового замка является двузначным числом. Буратино забыл код, но помнит, что сумма цифр этого числа, сложенная с их произведением, равна самому числу. Напишите все возможные варианты кода, чтобы Буратино смог быстрее открыть замок. Решите задачу методом перебора.
Давайте рассмотрим все возможные двузначные числа и проверим, какие из них удовлетворяют условию задачи:
Пусть код замка представляет собой двузначное число AB, где A и B - цифры.
Условие задачи гласит: A + B + A * B = 10A + B.
Раскроем скобки: A + B + AB = 10A + B.
Упростим: AB = 9A.
Теперь переберем возможные значения цифры A (от 1 до 9) и найдем соответствующие значения цифры B, удовлетворяющие уравнению AB = 9A.
Получим следующие варианты:
A = 1, B = 9 (19) A = 2, B = 6 (26) A = 3, B = 3 (33) A = 4, B = 2 (42) A = 6, B = 1 (61) Итак, все возможные варианты кода замка, которые соответствуют условиям задачи, это: 19, 26, 33, 42, 61.