1. Какие социально-экономические стадии прошло человечество в своём развитии? Какой критерий может быть использован для определения стадии общественного развития?
Человечество прошло через несколько социально-экономических стадий своего развития, таких как: • Охотничье-собирательская стадия, характеризующаяся примитивным производством, основанным на охоте, рыболовстве и сборе плодов. Основным критерием для определения этой стадии является использование примитивных инструментов и ограниченность производительных сил. • Стадия земледелия и скотоводства, когда началось развитие земледелия и скотоводства, возникли первые поселения и началась обработка земли. Основным критерием для определения этой стадии является использование земледелия и скотоводства в качестве основных форм производства. • Индустриальная стадия, связанная с развитием механизации, фабричного производства и использованием паровой энергии. Основным критерием для определения этой стадии является использование механизированных производственных процессов и массовое производство товаров. • Постиндустриальная (информационная) стадия, связанная с развитием информационных технологий, знаний и информационных услуг. Основным критерием для определения этой стадии является широкое использование информационных технологий и информационных услуг в производстве и обмене товарами и услугами.
2. Что такое информационное общество? Назовите его основные черты.
Информационное общество - это общество, основанное на использовании информационных технологий и информационных ресурсов в различных сферах деятельности, таких как экономика, политика, культура, наука и техника. Основные черты информационного общества: • Широкое использование информационных технологий, таких как компьютеры, интернет, цифровые коммуникации и т.д. • Большое значение информации как ресурса, определяющего экономическую и социальную деятельность. • Развитие информационных услуг и информационной инфраструктуры. • Высокий уровень доступности информации и возможности быстрого обмена информацией. • Большое значение знаний и информационных навыков во всех сферах деятельности.
3. Работая в группе, вспомните и дайте краткую характеристику основных этапов информационного развития общества. Подготовьте презентацию, иллюстрирующую эти этапы.
4. Поясните смысл термина «ресурс». Какие бывают ресурсы?
Термин "ресурс" означает то, что может быть использовано для достижения какой-либо цели или для удовлетворения определенных потребностей. Ресурсы могут быть различными по своей природе и формам проявления. Например, физические ресурсы включают землю, воздух, воду, энергию, сырье и материалы, а также инфраструктуру и оборудование. Интеллектуальные ресурсы включают знания, опыт, технологии, информацию и ноу-хау. Финансовые ресурсы включают деньги, капитал, инвестиции и другие финансовые инструменты.
5. Что называют информационными ресурсами?
Информационные ресурсы - это ресурсы, связанные с информацией, которые могут быть использованы для создания, хранения, передачи и обработки информации. Примеры информационных ресурсов включают базы данных, электронные документы, интернет-ресурсы, компьютерные программы и другие технические средства для обработки информации.
6. Что представляют собой государственные информационные ресурсы? Выясните, что такое информационный кризис. Используйте дополнительные источники информации.
Государственные информационные ресурсы - это информационные ресурсы, принадлежащие государству или контролируемые им. Они могут включать официальные веб-сайты правительственных органов, базы данных с государственными данными, а также информационные системы и инфраструктуру, используемую государством для сбора, обработки и передачи информации. Информационный кризис - это ситуация, когда государство или общество сталкиваются с серьезными проблемами в области информационных ресурсов, такими как отсутствие доступа к важной информации, утечки информации, нарушения информационной безопасности, ложная информация и другие проблемы, которые могут оказывать негативное влияние на функционирование государства и общества в целом.
7. Выясните, что такое компьютерная зависимость и каковы её основные симптомы. Используйте дополнительные источники информации.
Компьютерная зависимость - это состояние, когда человек становится психологически и физиологически зависимым от использования компьютера и интернета. Она проявляется в форме потребности в постоянном использовании компьютера и интернета, невозможности контролировать свое поведение в отношении компьютера, снижения качества жизни и возникновения отрицательных физических и психологических последствий. Основные симптомы компьютерной зависимости могут включать: • Потребность в постоянном использовании компьютера и интернета, даже если это мешает выполнению обязанностей или ведению социальной жизни. • Затруднения в контроле времени, проводимого за компьютером, и снижение интереса к другим занятиям. • Физические симптомы, такие как сухость глаз, головные боли, нарушение сна и другие проявления, связанные с длительным использованием компьютера. • Повышенная раздражительность, тревожность или депрессия при ограничении использования компьютера. • Отказ от социальной активности и отношений в реальной жизни в пользу виртуальных коммуникаций и взаимодействий в сети.
8. Выясните, что такое информационное неравенство. Используйте дополнительные источники информации.
Информационное неравенство - это неравномерное распределение доступа к информации между различными группами людей или регионами, что может приводить к неравным возможностям и ресурсам для получения и использования информации. Информационное неравенство может возникать из-за различий в доступе к технологиям, навыкам использования информационных ресурсов, образовательному уровню, финансовым ресурсам и другим социально-экономическим факторам. Он может иметь отрицательное влияние на уровень образования, экономическую и социальную мобильность, доступ к официальной информации, участие в общественной жизни и другие аспекты жизни людей.
9. Что такое информационный продукт? Чем информационные продукты отличаются от других продуктов?
Информационный продукт - это продукт, который представляет собой информацию в различных формах, таких как тексты, аудио, видео, графика и другие. Он может быть создан и распространяться в цифровом формате, таким как электронные книги, видеокурсы, музыкальные альбомы, программное обеспечение, веб-сайты, приложения и другие. Отличия информационных продуктов от других продуктов: • Основной ценностью информационного продукта является информация, содержащаяся в нем, в отличие от физических продуктов, где ценность связана с их материальными свойствами. • Информационные продукты могут быть легко воспроизведены и распространены в цифровом формате без значительных затрат на производство и доставку, в отличие от физических продуктов, которые требуют производства, транспортировки и хранения. • Информационные продукты могут быть быстро обновлены и модифицированы, в то время как изменение физических продуктов может быть более сложным и дорогостоящим процессом.
10. Что такое информационная услуга? Приведите примеры. Пользовались ли вы информационными услугами лично?
Информационная услуга - это услуга, которая предоставляется на основе информации или знаний, и может включать консультации, обучение, аналитические отчеты, профессиональные консультации, разработку программного обеспечения и другие. Информационные услуги обычно оказываются экспертами в определенных областях знаний и могут быть предоставлены в формате консультаций, тренингов, аудитов и других. Примеры информационных услуг: • Консультации бизнес-тренера по развитию предпринимательства. • Консультации психолога по психотерапии. • Разработка программного обеспечения для определенной отрасли. • Аудит информационной безопасности организации. • Консультации юриста по правовым вопросам. Личное использование информационных услуг зависит от конкретных потребностей и интересов каждого отдельного пользователя.
11. Опишите структуру рынка информационных ресурсов и услуг.
Структура рынка информационных ресурсов и услуг может варьироваться в зависимости от конкретной отрасли и рыночных условий. Однако, в общем случае, структура рынка информационных ресурсов и услуг включает следующие основные элементы: • Поставщики (продавцы): компании, организации или индивидуальные предприниматели, которые создают и предлагают информационные продукты или услуги на рынке. Они могут быть авторами, издателями, тренерами, консультантами, разработчиками программного обеспечения, агентствами маркетинговых услуг и другими. • Потребители (покупатели): люди, организации или компании, которые приобретают или используют информационные продукты или услуги на рынке. Они могут быть предпринимателями, менеджерами, профессионалами, студентами, потребителями различных услуг и другими.
12. На рынке информационных продуктов и услуг, как и на любом другом рынке, есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Кто может быть поставщиком информационных продуктов и услуг? Кто может быть покупателем информационных продуктов и услуг? Приведите примеры.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть различные организации и индивидуальные предприниматели, включая: • Авторы и издатели книг, журналов, статей, блогов и других текстовых материалов. • Бизнес-тренеры, консультанты и коучи, предоставляющие услуги по развитию бизнеса и личных навыков. • Разработчики программного обеспечения, создающие приложения, веб-сайты, мобильные приложения и другие технические продукты. • Агентства маркетинговых услуг, предоставляющие услуги по созданию и продвижению веб-сайтов, контент-маркетингу, социальным медиа и другим маркетинговым стратегиям. • Провайдеры образовательных услуг, предлагающие онлайн-курсы, тренинги и другие образовательные программы. Покупателями информационных продуктов и услуг могут быть различные организации и индивидуальные пользователи, включая: • Предприниматели, ищущие информацию и инструменты для развития своего бизнеса. • Менеджеры и профессионалы, желающие повысить свои профессиональные навыки.
13. Подготовьте и проиллюстрируйте мультимедийными материалами сообщение на одну из следующих тем. 1) Мир ИТ-профессий. 2) «Поход» за покупками в онлайн-магазин. 3) «Умный дом» — будущее или реальность?
Укажите адреса сайтов, где вы нашли информацию по выбранной вами теме. На основании чего вы считаете возможным доверять этой информации?
14. Знаете ли вы о том, что ещё 50 лет тому назад выпускнику среднего или высшего учебного заведения было достаточно полученных им знаний для успешной профессиональной деятельности практически на протяжении всей жизни? Согласны ли вы с тем, что в наше время это не так? Будьте готовы обосновать свою точку зрения.
15. Опишите идеальный электронный учебник, с которым было бы интересно работать современному школьнику.
16. Какие образовательные ресурсы называются открытыми?
17. Назовите ключевые события, определяющие развитие информационного общества в России.
18. Назовите основные направления государственной программы «Информационное общество (2011-2020)».
19. Выясните, что представляет собой индекс готовности регионов России к информационному обществу (eregion.ru). Что учитывается при его расчёте? Назовите пять регионов-лидеров в рейтинге по готовности к информационному обществу. Какое место в этом рейтинге занимает ваш регион?
20. Проанализируйте адреса сайтов, имеющиеся в разделе 17.4 этого параграфа. Почему информацию на этих сайтах можно считать достоверной?