Вспомните
1. Что такое популяция?
Популяция — это группа организмов одного вида, обитающих на одной территории, которые могут свободно скрещиваться друг с другом.
2. Почему организмы большинства видов живут в природе группами?
Организмы живут группами, так как это повышает шансы на выживание. Групповая жизнь облегчает поиск пищи, защиту от хищников и возможность размножения.
Вопросы для повторения и задания.
1. Какими параметрами характеризуется каждая популяция?
Численность — количество особей. Плотность — число особей на единицу площади. Возрастная структура — распределение особей по возрастам. Половая структура — соотношение самцов и самок. Рождаемость и смертность — скорость прироста и потерь численности. Миграция — перемещение особей.
2. Объясните, почему нельзя изучить все признаки и свойства популяции или вида на примере одной особи.
Изучить все признаки популяции на одной особи невозможно, так как индивидуальные характеристики не отражают все свойства популяции, например, возрастную или половую структуру, а также взаимодействия между особями.
3. При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины?
Численность популяции может быстро расти при наличии благоприятных условий: обилие ресурсов, отсутствие хищников, низкая смертность и высокая рождаемость.
4. От чего зависит возрастная структура популяции? Почему разновозрастные популяции менее чувствительны к внезапным изменениям условий?
Возрастная структура зависит от соотношения молодых и старых особей в популяции. Разновозрастные популяции менее чувствительны к изменениям среды, так как разные возрастные группы могут по-разному реагировать на изменения условий.
5. У каких популяций не определяется половая структура?
Половая структура не определяется у популяций, размножающихся бесполым путём, например, у многих бактерий, водорослей или некоторых растений.
Подумайте и выполните.
1. Приведите примеры популяций растений и животных, которые вы встречали в природе. От чего зависит численность особей в этих популяциях?
Пример популяции: дубовый лес (популяция дубов), стая волков. Численность этих популяций зависит от ресурсов (пища, вода), наличия хищников, климата и человеческой деятельности.
2. Объясните, почему весенняя гибель большинства взрослых особей землероек-бурозубок повлечёт за собой резкий и продолжительный спад численности популяции, в то время как полное уничтожение весной вылетевших майских жуков к подобному результату не приведёт.
Гибель взрослых землероек приведёт к снижению численности, так как у них короткий жизненный цикл и они размножаются весной. У майских жуков цикл длиннее, и популяция может восстановиться за счёт личинок, переживших зиму.
3. В теории и практике лесоразведения существует два подхода. Оцените их. Первый – создание одновозрастных культур рядами, по типу пшеничного поля. Второй – создание разновозрастных культур со сложным пространственным расположением. Первый метод – менее трудоёмкий. Какой из них выбрали бы вы и почему?
Разновозрастные культуры леса устойчивее к болезням и экстремальным условиям, так как в случае гибели одной группы, другая может восстановить популяцию. Одновозрастные леса легче выращивать, но они более уязвимы.
4. Решите задачу. В одном из степных заповедников на площади в 200 га насчитывалось 296 особей сурков: 95 новорождённых, 39 годовалых, 40 двухлетних, 122 трехлетних и старше. Спустя два года на участке было 390 особей, и среди них 98 новорождённых, 66 годовалых, 62 двухгодовалых, остальные – старше. Изменилась ли возрастная структура популяции?
В задаче можно увидеть, что возрастная структура популяции изменилась: численность новорождённых уменьшилась, но увеличилась доля взрослых особей.