menu


ГДЗ по биологии 11 класс Сивоглазов, Агафонова, Захарова § 21. Организм и среда. Экологические факторы




1. Что изучает наука экология?

Экология изучает взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Она исследует, как живые организмы взаимодействуют с абиотическими (неживыми) и биотическими (живыми) компонентами экосистем, а также как эти взаимодействия влияют на распределение и численность организмов.

2. Какие экологические факторы вам известны?

Экологические факторы делятся на две основные группы:

Абиотические факторы: температура, свет, влажность, состав почвы, ветер, солёность воды и т.д.

Биотические факторы: взаимодействия между организмами, такие как конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм и др.

1. Расскажите о задачах экологии.

Изучение структуры и функционирования экосистем.

Исследование влияния человека на окружающую среду.

Разработка мер по сохранению биоразнообразия.

Прогнозирование последствий изменений в экосистемах.

Разработка стратегий устойчивого использования природных ресурсов.

2. Какие экологические факторы вы знаете?

1. Абиотические факторы – это факторы неживой природы, влияющие на организмы. К ним относятся температура, освещённость, влажность, атмосферное давление, состав почвы, сила ветра и другие природные условия.

2. Биотические факторы – это влияние живых организмов друг на друга. Например, конкуренция за ресурсы, симбиоз (взаимовыгодное сосуществование), хищничество, паразитизм, опыление растений насекомыми.

3. Антропогенные факторы – это влияние деятельности человека на окружающую среду. Они включают загрязнение воздуха и воды, вырубку лесов, строительство городов, изменение климата, создание заповедников и другие формы воздействия человека на природу.

3. Сформулируйте закон минимума Либиха.

Закон минимума Либиха гласит, что рост и выживание организмов ограничиваются тем фактором, который находится в минимальном количестве относительно потребностей организма. Даже если все остальные факторы находятся в избытке, организм не сможет нормально развиваться, если один из факторов находится в недостатке.

4. Поясните, каким образом может проявиться ограничивающее действие фактора среды.

Ограничивающее действие фактора среды проявляется в том, что при выходе его значения за пределы, оптимальные для жизни организма, происходит ухудшение его состояния, снижение численности популяции или даже гибель.

Например:

Температура: если она слишком низкая или высокая, организм может замёрзнуть или перегреться.
Вода: недостаток влаги ограничивает распространение растений в пустынях.
Кислород: при его нехватке рыбы задыхаются в загрязнённых водоёмах.
Пища: дефицит еды ведёт к снижению численности животных.

5. Что такое экологическая ниша? Охарактеризуйте экологическую нишу хорошо известного вам вида.

Экологическая ниша — это роль и место вида в экосистеме, включая его питание, поведение, взаимодействие с другими видами и использование ресурсов. Например, экологическая ниша волка включает его роль как хищника, который регулирует численность травоядных животных, таких как олени. Волк охотится на определённые виды, использует определённые территории для жизни и размножения, и взаимодействует с другими хищниками и жертвами в экосистеме.

1. Объясните происхождение слова «экология».

Слово «экология» происходит от греческих слов «oikos» (дом, жилище) и «logos» (учение, наука). Таким образом, экология буквально означает «наука о доме» или «наука о среде обитания». Термин был введён немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году для обозначения науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой.

2. Может ли жизнедеятельность организмов ограничиваться фактором, находящимся в избытке? Докажите ваше мнение.

Да, жизнедеятельность организмов может ограничиваться фактором, находящимся в избытке. Это связано с законом толерантности Шелфорда, который гласит, что как недостаток, так и избыток какого-либо фактора может негативно влиять на организм. Например, избыток воды может привести к заболачиванию почвы и гибели растений, а избыток света — к ожогам листьев.

3. Объясните, в чём некорректность словосочетания «плохая экология». Какой смысл вкладывают в него люди, его использующие, и что реально обозначает это словосочетание?

Словосочетание «плохая экология» некорректно, так как экология — это наука, а не состояние окружающей среды. Люди, использующие это выражение, обычно имеют в виду загрязнение окружающей среды или ухудшение природных условий. Правильнее говорить «плохая экологическая обстановка» или «загрязнение окружающей среды».

4. В русском языке существует поговорка: «Кашу маслом не испортишь», – которую применяют и к некоторым хозяйственным делам. Противоречит ли эта поговорка закономерностям влияния экологических факторов на организмы? Объясните свою точку зрения.

Эта поговорка противоречит закономерностям влияния экологических факторов на организмы. Согласно закону толерантности, избыток любого фактора, даже полезного, может быть вреден. Например, избыток удобрений может привести к засолению почвы и гибели растений. Таким образом, поговорка не учитывает, что избыток «масла» (ресурса) может негативно сказаться на «каше» (организме или экосистеме).






ГДЗ по биологии 11 класс учебник Сивоглазов, Агафонова, Захарова параграф 21

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):