1. Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.
Хордовые обладают следующими признаками: наличие хорды (на некотором этапе развития), нервная трубка на спинной стороне тела, жаберные щели в глотке (на определённых стадиях развития), замкнутая кровеносная система и вторичный рот.
Млекопитающие характеризуются наличием волосяного покрова, молочных желез, четырёхкамерного сердца, тёплокровностью, живорождением (у большинства видов) и развитием головного мозга.
1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к царству Животные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, подотряду Обезьяны, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).
2.Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человек обладает всеми основными признаками млекопитающих: волосяной покров, молочные железы, четырёхкамерное сердце, теплокровность, сложное поведение, живорождение и вскармливание детёнышей молоком.
3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человекообразные обезьяны и человек имеют сходное строение тела: пятипалые конечности, противопоставленный большой палец, ногти вместо когтей, сложное поведение, развитый головной мозг, схожее строение зубов и способность к выражению эмоций.
4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Человеку свойственны прямохождение, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, развитый мозг с увеличенным лобным отделом, сложная членораздельная речь, выраженная мимика, тонкая кисть руки с ловкими пальцами и способность к абстрактному мышлению.
5. Какое значение в антропогенезе имело увеличение объема мозга?
Рост мозга позволил развить абстрактное мышление, речь, способность к труду и социальному взаимодействию. Благодаря этому человек смог создавать орудия труда, строить сложные общества и адаптироваться к разным условиям.
1. В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Прокомментируйте этот факт.
На ранних стадиях развития сердце человеческого эмбриона имеет только одно предсердие и один желудочек, что напоминает строение сердца рыб. Этот факт подтверждает эволюционное родство человека с другими позвоночными и отражает постепенное усложнение строения сердца в ходе эмбрионального развития, повторяя этапы эволюции.
2. Вспомните из курса зоологии и назовите основные признаки подтипа Позвоночные. Какие ещё два подтипа выделяют в типе хордовых? Кто их представители? Каковы особенности их строения?
Позвоночные обладают хордой, заменяемой позвоночником, развитой нервной системой, замкнутой кровеносной системой и черепом, защищающим головной мозг.
Кроме Позвоночных, в типе Хордовые выделяют два подтипа: Оболочники и Бесчерепные.
Оболочники (асцидии) на стадии личинки имеют хорду, которая затем исчезает, ведут неподвижный образ жизни.
Бесчерепные (ланцетники) сохраняют хорду всю жизнь, обладают примитивным строением и служат моделью для изучения эволюции позвоночных.
3. Некоторые виды млекопитающих активно охраняют и агрессивно защищают свою территорию и территорию своей стаи; для других видов это не характерно. К какой группе относится человек и как это повлияло (и влияет) на развитие человеческого общества?
Человек относится к видам, активно охраняющим территорию, что проявляется в социальной организации, границах государств, законах о собственности. Это сыграло ключевую роль в развитии цивилизации, войн, дипломатии, экономических и политических систем.
4. Распределите характерные особенности, свойственные только человеку, на три группы: признаки, связанные с прямохождением, с трудовой деятельностью и с общественным образом жизни.
Признаки, связанные с прямохождением: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, центр тяжести над тазом, укороченные верхние конечности.
Признаки, связанные с трудовой деятельностью: развитая кисть с ловкими пальцами, способность к изготовлению и использованию орудий, координация движений, абстрактное мышление.
Признаки, связанные с общественным образом жизни: членораздельная речь, сложная социальная структура, культура, передача знаний между поколениями.