Вспомните.
1. Что изучает наука палеонтология?
Палеонтология изучает вымершие организмы и их остатки (окаменелости), а также историю развития жизни на Земле.
2. Какие эры и периоды в истории Земли вам известны?
Архей: (очень древняя эра, ранняя жизнь) Протерозой: (древняя жизнь, появление первых многоклеточных) Палеозой: (древняя жизнь) Кембрийский период Ордовикский период Силурийский период Девонский период Каменноугольный (карбоновый) период Пермский период Мезозой: (средняя жизнь) Триасовый период Юрский период Меловой период Кайнозой: (новая жизнь) Палеоген Неоген Антропоген (четвертичный)
Вопросы для повторения и задания.
1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?
История Земли делится на эры и периоды по принципу крупных геологических событий и изменений в составе и разнообразии живых организмов. Границы между эрами и периодами часто соответствуют массовым вымираниям или значительным изменениям климата.
2. Когда возникли первые живые организмы?
Первые живые организмы возникли в архее, предположительно около 3,5 миллиардов лет назад.
3. Какими организмами был представлен живой мир в криптозое (докембрии)?
Живой мир криптозоя (докембрия) был представлен в основном прокариотами (бактериями и археями), а позже появились и простейшие одноклеточные эукариоты.
4. Почему в пермский период палеозойский эры вымерло большое количество видов амфибий?
Массовое вымирание амфибий в пермский период связано с резкими изменениями климата, возможно, в результате крупного извержения вулканов, что привело к изменению состава атмосферы и водных экосистем.
5. В каком направлении шла эволюция растений на суше?
Эволюция растений на суше шла в направлении: от простых, споровых растений к более сложным, семенным, с появлением совершенных механизмов размножения и приспособлений к различным условиям существования.
6. Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.
В палеозойскую эру произошло бурное развитие животного мира: от простых беспозвоночных к рыбам, амфибиям и первым рептилиям. В конце палеозоя появились наземные позвоночные.
7. Расскажите об особенностях эволюции в мезозойскую эру.
Мезозойская эра – “век рептилий”. Динозавры достигли большого разнообразия и распространения. Появились птицы и цветковые растения.
8. Какое влияние оказывали обширные оледенения на развитие растений и животных в кайнозойскую эру?
Обширные оледенения кайнозойской эры привели к снижению биоразнообразия, вымиранию многих видов растений и животных, и формированию новых адаптаций к холодным условиям (например, густая шерсть у млекопитающих).
9. Как вы можете объяснить сходство фауны и флоры Евразии и Северной Америки?
Сходство фауны и флоры Евразии и Северной Америки объясняется общей историей их развития, включая период, когда эти материки были соединены сушей (до дрейфа континентов).
Подумайте и выполните.
1. Какие эволюционные преимущества получили растения, перейдя к семенному размножению?
Эволюционные преимущества семенного размножения растений:
Защита зародыша: семя защищает зародыш от неблагоприятных условий. Запас питательных веществ: семя содержит запас питательных веществ для развития зародыша. Распространение на большие расстояния: семена могут распространяться ветром, водой или животными. Выживание в неблагоприятных условиях: семена могут переносить длительные периоды засухи или низких температур.
2. Какая взаимосвязь существует между развитием тропических лесов и увеличением разнообразия насекомых в палеогене?
Развитие тропических лесов в палеогене привело к увеличению разнообразия насекомых, так как тропические леса обеспечивают большое количество пищи и убежищ для насекомых. Увеличение количества насекомых, в свою очередь, стимулировало эволюцию растений и других организмов. Это пример коэволюции.