menu


ГДЗ по биологии 11 класс Данилов § 27. Экосистемы




Вспомните уровни организации живой материи. Какие организмы называются автотрофами? Гетеротрофами?

Уровни организации живой материи включают молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный.

Автотрофы — это организмы, которые способны синтезировать органические вещества из неорганических, используя энергию света (фотоавтотрофы, как растения) или химических реакций (хемоавтотрофы, как некоторые бактерии). Гетеротрофы — это организмы, которые получают органические вещества, поглощая другие живые организмы или их продукты. Примером являются животные, грибы и большинство бактерий.

Что такое экосистема? В чём различие понятий «биоценоз» и «биогеоценоз»?

Экосистема — это совокупность живых организмов (биоценоз) и их взаимодействие с абиотической средой (биотоп). Экосистема включает взаимодействие живых существ с окружающей средой, влияя на поток энергии и круговорот веществ.

Биоценоз — это сообщество всех живых организмов в определённой территории, а биогеоценоз включает в себя не только биоценоз, но и абиотическую среду (землю, воздух, воду), с которой эти организмы взаимодействуют. То есть биогеоценоз включает все компоненты экосистемы, включая и неживую природу.

1. Как соотносятся между собой биоценозы и экосистемы? Чем отличаются эти понятия?

Биоценоз и экосистема связаны, но имеют различия. Биоценоз — это сообщество всех живых организмов в определённой территории, а экосистема включает как биоценоз, так и абиотическую среду (почву, воздух, воду). То есть экосистема охватывает все компоненты, включая живые и неживые элементы, а биоценоз включает только живую часть.

2. На какие группы делятся живые организмы в зависимости от роли, которую они выполняют, участвуя в круговороте веществ?

Живые организмы в зависимости от роли в круговороте веществ делятся на три группы:

Продуценты (автотрофы) — организмы, которые производят органические вещества, используя неорганические (растения, растения в водоёмах, фотосинтезирующие микроорганизмы).
Консументы (гетеротрофы) — организмы, которые потребляют готовые органические вещества (животные, грибы).
Редуценты (деструкторы) — организмы, разлагающие органические вещества до простых неорганических соединений (бактерии, грибы).

3. Перечислите состав основных продуцентов, консументов и редуцентов в озере, на лугу.

В озере:

Продуценты: водоросли, фитопланктон, водные растения.
Консументы: зоопланктон, рыбы, водные животные.
Редуценты: бактерии, грибы, детритофаги.
На лугу:

Продуценты: травы, цветущие растения.
Консументы: насекомые, травоядные животные (коровы, лошади).
Редуценты: бактерии, грибы, разлагающие организмы.

4. Может ли один и тот же вид входить в разные цепи питания? Приведите примеры.

Да, один и тот же вид может входить в разные цепи питания. Например, лягушка может быть как консументом 1-го порядка (питается насекомыми), так и консументом 2-го порядка (питается другими животными, такими как червяки или мелкие рыбки).

5. Какие трофические уровни в цепях питания может занимать человек?

Человек может занимать различные трофические уровни в цепях питания:

Консумент 1-го порядка (травоядный, например, при употреблении растительной пищи).
Консумент 2-го и 3-го порядка (плотоядный, при употреблении мясной пищи).
В некоторых случаях человек может быть редуцентом, например, в процессе разложения органических отходов или переработки материалов.

6. Что иллюстрирует пирамида биологической продукции?

Пирамида биологической продукции иллюстрирует распределение энергии на разных трофических уровнях экосистемы. В основании пирамиды находятся продуценты (организмы, производящие органическое вещество), а на верхних уровнях — консументы и редуценты. Пирамида показывает, сколько энергии передается от одного уровня к другому и как продукция снижается с каждым следующим уровнем.

7. В чём суть правила 10%?

Суть правила 10% заключается в том, что при переходе энергии от одного трофического уровня к следующему, только около 10% энергии сохраняется и передается, а остальная часть теряется в виде тепла, через дыхание, движение и другие жизненные процессы. Это объясняет, почему количество организмов уменьшается с каждым последующим трофическим уровнем.

8. В каких случаях экологическая пирамида оказывается перевёрнутой (неправильной)?

Экологическая пирамида может быть перевёрнутой в случае, когда биомасса или энергия на более высоких трофических уровнях превышает таковую на низших. Это обычно наблюдается в некоторых водных экосистемах, где фитопланктон (продуценты) имеет маленькую биомассу, но активно воспроизводится, а зоопланктон (консументы) может значительно превышать его в количестве.

9. Какие факторы служат главными ограничителями биологической продукции в разных районах Земли?

Главными факторами, ограничивающими биологическую продукцию в разных районах Земли, являются доступность солнечного света, вода, температура, питательные вещества (например, азот и фосфор) и условия среды (влажность, тип почвы, наличие кислорода). В разных экосистемах эти факторы могут иметь разное влияние на продуктивность.

1. Почему у пищевой сети нет конца и начала, а в пищевых цепях есть? С чего начинаются пищевые цепи?

Пищевая сеть не имеет конца и начала, потому что она представляет собой сложную систему взаимодействий между различными видами, которые питаются друг другом в разных направлениях. В пищевой сети множество связей и несколько путей, по которым энергия и вещества могут передаваться от одного организма к другому. В отличие от сети, пищевые цепи имеют чёткое начало и конец, так как они отображают строго упорядоченную последовательность "продуцент — консумент — консумент", с определёнными трофическими уровнями. Пищевые цепи начинаются с продуцентов — растений или других организмов, которые производят органическое вещество, и затем следуют потребители, начиная с первичных консументов (травоядных).

2. Почему человек выращивает в основном растительноядных животных? Каких плотоядных животных разводят люди?

Человек выращивает в основном растительноядных животных, потому что их разведение более выгодно с точки зрения производства пищи и ресурсов. Растительноядные животные эффективнее преобразуют растительное кормовое вещество в мясо, молоко или другие продукты, что делает их более продуктивными в сельском хозяйстве. Плотоядных животных разводят в меньших количествах, потому что они требуют больше корма, а также занимают более высокие трофические уровни в пищевой цепи, что делает их разведение менее экономически выгодным. Однако некоторых плотоядных животных, таких как собаки для охоты или пушные звери (например, соболей), разводят для специфических целей или производства товаров.






ГДЗ по биологии 11 класс учебник Данилов параграф 27

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):