28. Внимательно прочитайте текст.
Какие формы речи представлены в этом отрывке? К какой разновидности монологической речи можно отнести монолог Гаева? Аргументируйте свой ответ.
В этом отрывке представлены две формы речи: диалог и монолог. Диалог состоит из кратких реплик Варии, Любови Андреевны, Гаева и Пищика. Монолог Гаева, обращённый к шкафу, относится к разновидности торжественно-патетической речи. Его слова напыщенны, он использует высокий стиль, обращается к неодушевлённому предмету, словно к человеку, восхваляя его как символ идеалов и веры в лучшее будущее. Это делает монолог своего рода ораторским, хотя по содержанию он выглядит несколько комичным из-за преувеличенной значимости шкафа.
29. Внимательно прочитайте текст.
1. Как вы считаете, почему героям рассказа не удалось объяснить итальянцам, что такое блин? Только ли разница в культурных традициях и особенности национальной кухни помешали героям понять друг друга? Аргументируйте свой ответ, проанализировав характер доводов и пояснений.
Героям рассказа не удалось объяснить итальянцам, что такое блин, в первую очередь из-за разницы в культурных традициях и особенностей национальной кухни. Однако основная причина в том, что они сами не знали, как точно и просто объяснить это понятие. Их доводы были путанными и непоследовательными: сначала они пытались описать вкус, затем привели неясные для итальянцев ассоциации со сметаной, икрой и масленицей. К тому же они усложняли ситуацию, вместо того чтобы привести доступное сравнение или аналогию, понятную для собеседников. Не последнюю роль сыграло и то, что каждый русский персонаж предлагал своё объяснение, что только запутывало итальянцев.
2. Выясните лексическое значение выделенного слова.
Слово "вершок" — это старинная русская мера длины, которая равна приблизительно 4,4 см. Один вершок составлял 1/16 часть аршина (71,12 см).
3. Составьте собственный диалог, в котором значение слова блин было бы понятно собеседнику-иностранцу.
— Блин — это такое русское блюдо, представляющее собой тонкую лепешку, сделанную из теста, похожего на то, которое используют для приготовления пиццы, только без начинки.
— А как его готовят?
— Тесто жарят на сковороде, и получается что-то вроде тонкой пиццы или крепа, только обычно подают его с разными добавками: например, с маслом, сметаной или икрой.
— Понятно! То есть это как ваш вариант крепа или палачинты?
— Да, можно сказать и так.
30. Внимательно прочитайте текст.
1. Выберите наиболее значимые, с вашей точки зрения, факты биографии В.И. Даля.
2. Сверните информационный текст до нескольких предложений, представив его в виде краткого выступления, рассчитанного на восприятие учащихся 5 класса. Запишите получившийся текст.
Владимир Иванович Даль — выдающийся русский писатель, лексикограф и учёный. Он родился в 1801 году, служил на флоте, затем стал врачом, участвовал в Русско-турецкой войне, спасая раненых. Даль дружил с Пушкиным и помогал ему в работе над историческими материалами. Он посвятил свою жизнь сбору и изучению русского языка, создав знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором собрано около 200 тысяч слов. Этот труд сделал его имя бессмертным в науке и культуре России.