211. Прочитайте вслух слова с выделенными буквами. Укажите, какие звуки вы произносите на месте выделенных букв. 212. Сравните звуки по месту и способу образования: что у них общего, чем различаются. 213. Используя таблицы к пунктам I и II, заполните общую таблицу, в которой можно одновременно отобразить классификацию основных типов согласных звуков современного русского языка по способу и месту образования. Каждой клетке таблицы соответствует следующее расположение: слева — глухие звуки, справа — звонкие; вверху — твёрдые, внизу — мягкие. 214. Сравните каждую пару слов. Чем они различаются? Охарактеризуйте звуки в начале слов по следующим критериям: а) способ образования; б) место образования (по активному и пассивному органам артикуляции); в) соотношение тона и шума (звонкость/глухость звука). 215. Сравните каждую пару слов: находятся ли затранскрибированные звуки в одинаковых позициях? Охарактеризуйте эти звуки по следующим критериям: а) способ образования; б) место образования (по активному и пассивному органам артикуляции); в) соотношение тона и шума (звонкость/глухость звука). 216. Спишите слова, распределяя их на группы: а) все согласные звуки глухие; б) все согласные звуки звонкие; в) встречаются звонкие и глухие согласные звуки. 217. Спишите. Затранскрибируйте звуки, обозначенные выделенными буквами, по образцу. [с] [к] сапог 218. Прочитайте пары слов. Какие из них различаются только твёрдым/мягким согласным? Запишите пары слов, восстанавливая их буквенную форму, в три группы: а) твёрдые и мягкие согласные различаются в конце слова; б) твёрдые и мягкие согласные различаются перед гласными; в) твёрдые и мягкие согласные различаются перед заднеязычными согласными. 219. Выпишите пары слов, с помощью которых можно доказать, что в сильной позиции по твёрдости/мягкости находятся: а) переднеязычные перед мягкими заднеязычными; б) [л] — [л’] перед мягкими согласными. Образец: а) ре[тк’]ий — ре[т’к’]и б) О[л’г’]и — Во[лг’]и 220. Прочитайте слова. В каких словах звук [ч’] — мягкий и глухой? Перед каким звуком употребляется твёрдый звук [ч]? Может ли в этой позиции быть мягкий [ч’]? В какой позиции употребляется звук [д’ж’]? 221. Прочитайте слова, сравнивая произношение твёрдых и мягких согласных. Какое из этих произношений для вас более привычно? 222. Спишите слова, распределяя их на группы: а) все согласные звуки твёрдые; б) все согласные звуки мягкие; в) встречаются твёрдые и мягкие согласные звуки. 223. Спишите. Затранскрибируйте звуки, обозначенные выделенными буквами.