23. В каком значении употреблено слово «речь» в предложении: «Речь докладчика была невыразительной»? Конкретизируйте это предложение таким образом, чтобы в нём были выражены разные значения термина «речь»: 1) речевая деятельность; 2) продукт речевой деятельности. Запишите получившиеся высказывания. 24. Как вы считаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением аудио- и видеозаписей, компьютера, Интернета, мобильного телефона? Изложите своё мнение в форме мини-сочинения — письма к другу. 25. Внимательно прочитайте текст. 1. Что говорит автор о взаимосвязи речи и культуры? 2. Определите лексическое значение выделенного слова. В каком падеже употребляется это слово в сочетании с глаголом вернуться? Аргументируйте свой ответ. 26. Прочитайте текст. 1. Объясните, какой форме речи противопоставляется внутренняя речь. Какая из этих двух форм в большей степени выполняет функции мышления? 2. Учёные утверждают, что грамматика внутренней речи строится иначе, чем у внешней речи, отличаясь большей лаконичностью, эллиптическим характером конструкций. Вспомните, когда вы пользуетесь речью «про себя и для себя». Попробуйте записать самоинструкцию для выполнения обычной задачи — проверки письменной работы, например. Согласны вы или нет с высказанным выше мнением о грамматике внутренней речи? 27. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Реплики диалога запишите в строчку; вспомните особенности пунктуационного оформления «чужой» речи при подобном типе записи. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков. 1. Проанализируйте диалог. Как соотносятся в этом отрывке внешняя и внутренняя речь? Почему дедушка не мог понять внука? Что так расстроило главного героя? Восстановите внутреннюю речь мальчика, не включённую автором в текст рассказа. 2. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда внутренняя речь по каким-либо причинам не переходила во внешнюю и окружающие не могли вас понять? Расскажите об этом.