menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова §8. Формы речи и речевое общение


23. В каком значении употреблено слово «речь» в предложении: «Речь докладчика была невыразительной»? Конкретизируйте это предложение таким образом, чтобы в нём были выражены разные значения термина «речь»: 1) речевая деятельность; 2) продукт речевой деятельности. Запишите получившиеся высказывания.

В данном предложении слово "речь" употреблено во втором значении - "продукт речевой деятельности".

Речь докладчика была невыразительной (речевая деятельность).
Продукт речи докладчика был невыразительным (продукт речевой деятельности).

24. Как вы считаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением аудио- и видеозаписей, компьютера, Интернета, мобильного телефона? Изложите своё мнение в форме мини-сочинения — письма к другу.

Дорогой друг,

Надеюсь, у тебя все в порядке. С тобой я всегда готов обсудить интересные темы, и на этот раз я хочу поделиться своими размышлениями о соотношении устной и письменной речи в современном мире.

С появлением аудио- и видеозаписей, компьютеров, интернета и мобильных телефонов, я думаю, что соотношение между устной и письменной речью претерпело заметные изменения. С одной стороны, технологии позволяют нам легко общаться устно через видеосвязь, аудиосообщения и даже голосовые пометки. Это делает коммуникацию более непосредственной и близкой, особенно в условиях дистанционной работы и обучения.

С другой стороны, письменная речь также остается важной, так как мы по-прежнему отправляем электронные письма, сообщения в чатах, публикуем посты в социальных сетях и пишем научные работы. Однако я замечаю, что в некоторых случаях краткость и быстрота устной коммуникации начинают вытеснять глубокие и продуманные письменные выражения.

В целом, я считаю, что соотношение устной и письменной речи сегодня стало более разнообразным. Важно уметь адаптироваться к разным ситуациям и выбирать подходящий вид коммуникации. Возможно, в будущем мы будем видеть еще большие изменения в этой области с развитием технологий, и мне было бы интересно услышать твое мнение об этом.

25. Внимательно прочитайте текст.

1. Что говорит автор о взаимосвязи речи и культуры?

Автор указывает на тесную связь между речью и культурным развитием человека. Он утверждает, что исключительно тот, кто достиг высокого уровня общей культуры, может владеть речью безупречно. Он подчеркивает, что правильное использование языка связано не только с знанием его грамматики, но и с пониманием истории, культурных аспектов и общих представлений о жизни.

2. Определите лексическое значение выделенного слова. В каком падеже употребляется это слово в сочетании с глаголом вернуться? Аргументируйте свой ответ.

Выделенное слово "пенаты" имеет лексическое значение множественного числа и обозначает дом, квартиру или место проживания. В данном контексте оно употребляется в форме родительного падежа и согласуется с предлогом "что", поэтому это слово используется в родительном падеже множественного числа и в сочетании с глаголом "вернуться". Например, "вернуться из пенат". Родительный падеж здесь указывает на принадлежность действия (возвращения) к месту проживания.

26. Прочитайте текст.

1. Объясните, какой форме речи противопоставляется внутренняя речь. Какая из этих двух форм в большей степени выполняет функции мышления?

Рефлексия внешней речи и рефлексия внутренней речи имеют свои особенности:

Рефлексия внешней речи относится к анализу и самооценке произнесенных слов и высказываний после их произнесения. Это может включать в себя оценку правильности и ясности выражения мыслей, а также реакцию аудитории.

Рефлексия внутренней речи связана с анализом собственных мыслей и внутренних размышлений, которые выражаются в уме без произнесения вслух. Она может включать в себя анализ логики и последовательности мыслей, самооценку, самопроконтроль, и поиск решений.

2. Учёные утверждают, что грамматика внутренней речи строится иначе, чем у внешней речи, отличаясь большей лаконичностью, эллиптическим характером конструкций. Вспомните, когда вы пользуетесь речью «про себя и для себя». Попробуйте записать самоинструкцию для выполнения обычной задачи — проверки письменной работы, например. Согласны вы или нет с высказанным выше мнением о грамматике внутренней речи?

Когда я использую внутреннюю речь, это чаще всего происходит в таких ситуациях, как планирование дня, решение задачи, самоорганизация и анализ ситуаций. Вот пример самоинструкции для проверки письменной работы:

Оцениваю, сколько времени у меня есть для проверки работы.
Читаю введение и заголовки, чтобы понять тему и структуру текста.
Просматриваю основные абзацы, обращая внимание на ключевые идеи и аргументы.
Проверяю грамматические и пунктуационные ошибки.
Обращаю внимание на логику и последовательность аргументации.
Проверяю цитаты и источники на правильность и форматирование.
Рассматриваю структуру абзацев и связи между ними.
Оцениваю качество аргументации и ясность выражения мыслей.
Записываю замечания и предложения по исправлению.
Подытоживаю общее впечатление о работе.

27. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Реплики диалога запишите в строчку; вспомните особенности пунктуационного оформления «чужой» речи при подобном типе записи. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.

Мать пожалела меня и сказала, перекрестив

Ну спи бог с тобой я тебя запру снаружи. А на улицу ты вылезешь через подворотню. Там хоть и нешироко, ну да ты у меня ловкий…Уж одно ощущение того, что выспался, есть наслаждение жизнью. …Было у меня смутное ощущение чего-то очень интересного и хорошего, что ждет меня впереди. Сначала я никак не мог вспомнить и понять. Но потом вдруг вспомнил: мне ведь предстоит выйти на улицу, и не каким-нибудь там обычным путем, а через подворотню.

Бегом промчался я сквозь полутемные сени, выскочил на двор – и остолбенел. Ворота были широко открыты, и дедушка подметал возле них.

Дедушка, закрой ворота, мне нужно вылезти на улицу.

Дедушка не понял всей тонкости моей просьбы, а понял только, что «на улицу», поэтому сказал:

Ступай, я тебя не держу.

Нет, ты закрой ворота.

Зачем же их закрывать, если ты хочешь на улицу? Вот она, улица, ступай.

Нет, ты закрой ворота!..

Тут уж терпения моего больше не хватило, и я горько-прегорько заревел.

Чего ты плачешь? Кто тебя обидел? – растерялся дедушка.

Никто… Закрой ворота… Я хочу на улицу.

Так ничего и не поняв, но видя, что я не перестану плакать, пока ворота не будут закрыты, дедушка запахнул сначала одну, потом другую широкую воротину.

Запри их на запор, – сквозь продолжавшийся рев потребовал я от дедушки.

Дедушка странно, что при его нраве он все еще медлил распоясывать свой крученый веревочный поясок, кряхтя, просунул в железные скобы тяжелый, гладкий от времени квадратный брус.

Ну что тебе ещё?

Мне ничего больше было не нужно. Теперь мне оставалось осуществить то, что целое утро казалось таким заманчивым и интересным. Но вот беда, отчего-то расхотелось лезть в подворотню.

Я почувствовал себя глубоко несчастным, глубоко обиженным человеком и заревел еще громче.

1. Проанализируйте диалог. Как соотносятся в этом отрывке внешняя и внутренняя речь? Почему дедушка не мог понять внука? Что так расстроило главного героя? Восстановите внутреннюю речь мальчика, не включённую автором в текст рассказа.

В данном отрывке внешняя речь представлена диалогом между главным героем (мальчиком) и дедушкой, а внутренняя речь мальчика не является частью текста, но можно предположить, что она сильно отличалась от внешней речи и была более эмоциональной. Дедушка не мог понять внука, потому что он не мог разгадать тонкости и смысл просьбы мальчика о закрытии ворот, так как дедушка воспринял ее буквально, как просьбу оставить его на улице. Расстроило главного героя то, что он ожидал сильных эмоций и волнения от процесса выхода на улицу через подворотню, но когда ворота были закрыты, ему не хотелось уже этого делать, и он почувствовал глубокую разочарованность.

2. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда внутренняя речь по каким-либо причинам не переходила во внешнюю и окружающие не могли вас понять? Расскажите об этом.

Да, бывали случаи, когда внутренняя речь и настроения не переходили во внешнюю и окружающие не могли меня понять. Например, когда я чувствовал сильную тревогу или негодование, но старался не выражать это словами или жестами. В таких моментах могло возникать недопонимание и недовольство со стороны окружающих, так как они не могли уловить мои внутренние переживания и эмоции.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 8

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: