menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова §7. Разница между языком и речью


19. Объясните разницу между языком и речью; приведите примеры.

Язык - это абстрактная система знаков, правил и структур, которая используется для общения и передачи информации. Язык устанавливает общие нормы и правила для построения предложений, образования слов, грамматики и синтаксиса. Это набор инструментов, который общество разрабатывает и использует для общения. Пример: русский язык, английский язык, китайский язык и т. д.

Речь - это конкретное проявление языка в действии. Это акт общения, при котором говорящее лицо использует язык для выражения своих мыслей, идей и чувств. Речь - это индивидуальное проявление языка каждого носителя. Каждый человек использует язык (систему знаков) для создания конкретных высказываний в определенный момент времени. Пример: разговор с другом, лекция профессора, выступление на публичном мероприятии.

Выпишите из текста § 7 предложения с составным именным сказуемым; укажите, чем выражена именная часть.

20. Прочитайте текст.

О каких функциях языка говорит автор? Можно ли утверждать, что те же функции присущи и речи? Аргументируйте свой ответ.

Автор говорит о следующих функциях языка:

Средство общения: Язык используется для обмена мыслями и коммуникации между людьми.
Средство сохранения и передачи знаний: Язык позволяет сохранять и передавать знания и опыт из поколения в поколение.
Средство выражения чувств и эмоций: Язык помогает людям выразить свои мысли, чувства и эмоции.
Эти функции присущи и речи, так как речь - это конкретное применение языка в различных ситуациях и для разных целей. Речь используется для общения, передачи знаний и выражения эмоций.

1. Начертите схему подчёркнутого предложения; определите типы придаточных предложений и разновидность подчинения.

"вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме."

Типы придаточных предложений:

Придаточное времени: "когда вы учитесь в школе."
Придаточное места: "где необходимые сведения изложены в языковой форме."
Разновидность подчинения - сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. Каждое из придаточных предложений отвечает на разные вопросы и дополняет главное предложение, что создает параллельную структуру в предложении.

2. Определите ведущий тип речи в данном отрывке. Аргументируйте свой ответ.

В данном отрывке ведущим типом речи является экспозиторный (информативный) тип речи. Автор передает информацию и аргументирует свою точку зрения относительно вопроса о значимости языка.

Аргументация:

Автор вводит основной вопрос - "Зачем нужен язык?" и последовательно аргументирует свой ответ на него.
В тексте присутствуют логические объяснения (во-первых, во-вторых, в-третьих), чтобы структурировать информацию и обосновать свои утверждения.
Автор приводит примеры (например, Архимед и обучение в школе) для иллюстрации своих утверждений.
Текст направлен на передачу информации о роли языка и его функциях, а не на эмоциональное выражение чувств или убеждение аудитории, что характерно для информативного типа речи.

3. Определите лексическое значение выделенного слова. Можно ли утверждать, что слова «потомок» и «потом» являются этимологически родственными? Проведите самостоятельное лингвистическое исследование; подтвердите или опровергните эту гипотезу. Оформите свои изыскания в жанре научной мини-статьи.

Лексическое значение выделенного слова: "потомок" - это наследник, человек, происходящий от какого-либо предка. "Потом" - это слово, обозначающее будущее время или последующий период времени.

Этимологически слова "потомок" и "потом" связаны по происхождению от слова "после". Оба слова обозначают последующее во времени. Однако их значения различаются: "потомок" уточняет, что это конкретное поколение, происходящее от предыдущего, в то время как "потом" указывает на временной характер последующего.

21. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.

Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется силой народного духа в мысль, в картину, в звук небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Вот почему лучшее и даже единственное средство проникнуть в характер народа — усвоить его язык.

1. Сформулируйте главную мысль автора.

Главная мысль автора заключается в том, что язык народа - это ключ к пониманию его характера, духовной жизни и связи с родной природой и историей.

2. Подберите синонимы к выделенному слову, учитывая его значение в контексте.

Синонимы к слову "в устах" в данном контексте могут быть:

в речи
в высказываниях
в словах
в фразах

22. Внимательно прочитайте отрывок из книги «Последняя ступень» русского писателя и публициста Владимира Алексеевича Солоухина (1924–1997).

1. Определите тему текста.

Темой текста является рассмотрение роли языка, культуры и национального самосознания в жизни народа.

2. На какие логико-смысловые части его можно разделить? Как, по мнению автора, выражается национальное самосознание человека, народа в целом? Какой можно сделать вывод о взаимосвязи истории, культуры и языка?

Текст можно разделить на следующие логико-смысловые части:

Автор вводит закон, согласно которому большое количество людей за столом приводит к образованию разговорных групп и подчёркивает важность объединяющего начала.
Автор задаёт вопрос: "Зачем нужен язык?" и приводит три функции языка: средство общения, средство сохранения опыта и выражение мыслей и чувств.
Автор высказывает обеспокоенность относительно того, что происходит, когда язык теряет свою уникальность и становится выхолощенным.
Автор приходит к выводу, что лишение народа его культурного и языкового наследия эквивалентно лишению человека документов и оставлению его без идентичности.

3. При каких условиях, по мнению В. Солоухина, народ может превратиться «просто в население данной страны»? Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из текста.

По мнению В. Солоухина, народ может превратиться "просто в население данной страны" тогда, когда его культурное и языковое наследие утрачиваются, и его идентичность разрушается. Автор иллюстрирует это, приводя пример с потерей способности петь народные песни как одну из проявлений этой утраты.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 7

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: