menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова §6. Взаимосвязь языка и мышления


16. 1. Существует ли и в чём состоит взаимосвязь языка и мышления? Можно ли обдумать что-либо, мысленно проанализировать ситуацию и т. п., не прибегая к помощи слов? Подумайте, какими категориями мыслят творческие люди: композиторы, художники, архитекторы, конструкторы и т. д. Почему? Аргументируйте свой ответ.

Язык и мышление тесно связаны, и это давно изучается в лингвистике, философии и психологии. Слова и язык являются инструментами для выражения и структурирования мыслей, и они влияют на способ, которым мы организуем и анализируем информацию. Взаимосвязь языка и мышления проявляется в следующих аспектах:

Категоризация и классификация: Язык предоставляет нам категории и термины, которые помогают структурировать мир вокруг нас. Мы используем слова, чтобы определить и классифицировать объекты, явления и идеи. Это помогает нам лучше понимать и анализировать окружающую действительность.

Абстракция и обобщение: Язык позволяет нам создавать абстрактные понятия и обобщения. Мы можем выражать идеи, которые не всегда имеют непосредственные физические аналоги в реальном мире. Например, понятия "демократия", "справедливость" или "свобода" абстрактны, но они могут быть ясно определены и обсуждены благодаря языку.

Планирование и решение проблем: Язык помогает нам формулировать цели, планировать действия и решать проблемы. Мы можем создавать планы и анализировать их с помощью слов, выражая свои намерения и идеи.

Создание искусства и творчество: Когда дело доходит до творчества, язык может быть как помощником, так и препятствием. Но даже в случае художников, музыкантов и других творческих личностей язык остается важным. Он может служить для описания и объяснения творческих идей, а также для вдохновения. Например, музыканты могут использовать слова для выражения эмоций и концепций, связанных с их музыкой.

2. Сделайте синтаксический анализ первого предложения последнего абзаца прочитанного вами параграфа.

"Таким образом" - вводное словосочетание, выражающее следствие или заключение.
"обе точки зрения" - подлежащее в именительном падеже, где "обе" - определительное числительное, а "точки зрения" - сказуемое во множественном числе.
"имеют" - глагол в форме настоящего времени, единственного числа, третьего лица, выражает действие подлежащего.
"под собой" - предложный оборот, где "под" - предлог, "собой" - местоимение в форме творительного падежа, указывающее на объект действия.
"достаточные основания" - дополнение в именительном падеже, где "достаточные" - прилагательное, "основания" - существительное, указывающее на то, что имеется некоторая обоснованность или аргументация.
Предложение представляет собой сложное, состоящее из вводного словосочетания и основной части, где оба элемента представлены в форме подлежащего и дополнения.

17. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

1. Что говорит автор о связи языка и мышления?

Автор Д. С. Лихачёв подчеркивает, что связь между языком и мышлением очень тесная. Он утверждает, что мышление не существует независимо от языка, и что процесс поиска подходящего слова для выражения мысли важен для самого акта мышления. По его мнению, поиск слова - это, фактически, поиск и формулировка мысли. Таким образом, язык играет важную роль в структурировании и выражении мыслей, и он тесно связан с процессом мышления.

2. Определите лексическое значение выделенного слова.

Слово "досконально" является наречием и используется для обозначения того, что что-то было изучено, освоено или выполнено весьма тщательно, до мельчайших деталей. Это слово подчеркивает глубокое знание или исчерпывающее понимание чего-либо.

3. Существует предположение о том, что слово «доскональный» образовалось от слова «кон» в одном из его устаревших значений. Проведите самостоятельное лингвистическое исследование; подтвердите или опровергните эту гипотезу. Оформите свои изыскания в жанре научной мини-статьи.

Научная мини-статья

Тема: Происхождение слова "доскональный"

Введение

Вопросы происхождения и этимологии слов всегда представляли интерес для лингвистов и филологов. В данной статье мы рассмотрим предположение о возможной связи между словами "доскональный" и "кон" в одном из его устаревших значений и проведем лингвистическое исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

Лексическое значение слова "кон"

Древнерусское слово "кон" имело несколько значений, однако наиболее важными для данного исследования являются значения, связанные с началом и концом. Слово "кон" произошло от общеславянского "kenti", что означает "возникать, начинать". Оно также имело значение "граница" (место, где что-то заканчивается и начинается новое), "начало" и "конец". Семантически, это слово связано с такими понятиями, как "закон" (то, что находится за границей, за коном), "исконно" (из конов, из основы, из устоя) и "конец".

Этимология слова "доскональный"

Слово "доскональный" восходит к польскому языку, где оно обозначало "совершенный". Оно произошло от польского "doskonaly", которое, в свою очередь, является производным от "doskonac", что означает "совершить, закончить". Этот корень, таким образом, связан с понятием завершенности и совершенства.

Анализ исследования

Сравнивая лексические значения слова "кон" и этимологию слова "доскональный", мы видим, что эти слова имеют схожие фонетические элементы, но их этимологическое происхождение различается. Слово "кон" связано с началом, концом и границами, в то время как "доскональный" имеет значение "совершенный" и связано с завершенностью действия.

Заключение

На основе лингвистического анализа можно сделать вывод о том, что слова "доскональный" и "кон" фонетически схожи, но не имеют общего этимологического происхождения. Поэтому гипотезу о происхождении слова "доскональный" от слова "кон" в одном из его устаревших значений следует опровергнуть.

Исследование проведено с использованием лингвистических источников и анализа лексических значений слов. Выводы основаны на этимологических данных и семантическом анализе.

18. Прочитайте высказывания русских писателей о языке.

1. Определите суть каждого из приведённых высказываний классиков русской литературы. О каких функциях языка они говорят?

В первом высказывании Л. Толстого говорится о том, что слово является единственным средством умственного общения между людьми. Функция языка, о которой идет речь, - это функция обеспечения возможности точного и соответствующего понимания между собеседниками.

Во втором высказывании А.Н. Толстого подчеркивается, что язык служит орудием мышления, и его неправильное использование ведет к неточному и неверному мышлению. Здесь также рассматривается функция языка как средства для точного и ясного выражения мыслей.

А. Куприн в третьем высказывании обращает внимание на историческую и культурную роль языка. Язык служит исторической памятью народа, и его функция в данном контексте - сохранение и передача культурных и цивилизационных ценностей.

2. Выпишите из первого высказывания словосочетания с разными видами связи: 1) с полным согласованием; 2) с неполным согласованием; 3) с предложным управлением; 4) с беспредложным управлением; 5) с примыканием.

с полным согласованием: "при каждом слове";
с неполным согласованием: "средство общения";
с предложным управлением: "было возможно для того";
с беспредложным управлением: "общения людей";
с примыканием: "несомненно вызвались".

3. В высказывании А. Куприна охарактеризуйте типы сказуемых и способы их морфологического выражения.

В высказывании А. Куприна типы сказуемых и способы их морфологического выражения:
В данном высказывании можно выделить следующие типы сказуемых и способы их морфологического выражения:

Типы сказуемых: является (язык), является (изучение и сбережение русского языка), является (изучение и сбережение русского языка).
Способы морфологического выражения: инфинитив (является), инфинитив (изучение и сбережение), инфинитив (изучение и сбережение).


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 6

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: