180. Выпишите словосочетания, являющиеся точно воспроизведёнными фразеологизмами.
Смотреть вооружённым глазом; слёзы на глазах выступают; делать круглые глаза; смотреть на оба глаза; глаза разбежались; не в лоб, а в глаз; как бельмо на глазу; глаза выползают на лоб; выплакать все глаза; бросаться на глаза; глаза на влажном месте; в глазах рябится; проплакать во все глаза; строить глазками; во все глаза проглядела.
Делать круглые глаза, глаза разбежались, выплакать все глаза, строить глазками
181. Определите стилистическую окраску фразеологизмов. Спишите, распределяя их на свойственные книжным стилям речи и свойственные разговорному стилю. Отметьте эмоционально-экспрессивную окраску; объясните их смысл.
Сонное царство, как ветром сдуло, троянский конь, всё в ажуре, дубина стоеросовая, витать в облаках, олух царя небесного, превозмогать себя, содрать три шкуры, проходить красной нитью, получить строгача, свой в доску, почивать на лаврах, как угорелый, поднять на щит, брать за жабры, из огня да в полымя, верёвки вить, заключи-тельный аккорд, пялить глаза, поставить на вид, заварить кашу, про-лить свет, ящик Пандоры, на всю катушку, как обухом по голове.
Фразеологизмы, употребляющиеся в книжной речи:
Троянский конь — Это образное выражение описывает подарок или жест, который кажется дружелюбным, но на самом деле скрывает угрозу или негативные последствия (экспрессивный).
Витать в облаках — Это описывает состояние, когда человек уходит в мир мечтаний и фантазий, отрываясь от реальности и предаваясь бесплодным мечтам (экспрессивный).
Превозмогать себя — Это выражение означает совершение невероятных усилий для достижения чего-либо значительного (экспрессивный).
Проходить красной нитью — Этот фразеологизм указывает на то, что определенная идея или мотив являются центральными и важными в каком-либо произведении (экспрессивный).
Почивать на лаврах — Это описывает состояние, когда человек достигает выдающихся результатов в какой-либо области (экспрессивный).
Поднять на щит — Это выражение означает возвысить, превознести (экспрессивный).
Заключительный аккорд — Это завершающая часть чего-либо, завершение события или проекта (нейтральный).
Поставить на вид — Это выражение выставить что-то на показ, публично продемонстрировать (экспрессивный).
Пролить свет — Это значит раскрывать информацию или секрет (экспрессивный).
Ящик Пандоры — Этот фразеологизм символически описывает источник множества проблем и неприятностей (экспрессивный).
Фразеологизмы, употребляющиеся в разговорной речи:
Сонное царство — Это описывает состояние глубокого сна или покоя (экспрессивный).
Как ветром сдуло — Это выражение описывает быстрое и непредсказуемое исчезновение чего-либо (экспрессивный).
Всё в ажуре — Это означает, что всё идеально и безупречно (экспрессивный).
Дубина стоеросовая — Это выражение для описания неуклюжего и грубого человека (экспрессивный).
Олух царя небесного — Этот фразеологизм описывает глупца или человека с низким интеллектом (экспрессивный).
Содрать три шкуры — Это означает вымогать слишком много, требовать слишком многое (экспрессивный).
Получить строгача — Это выразительное выражение для получения строгого выговора или критики (экспрессивный).
Свой в доску — Это выражение обозначает полное беспомощное состояние (экспрессивный).
Как угорелый — Это описывает что-то очень интенсивное (экспрессивный).
Брать за жабры — Это выражение означает брать под контроль, управлять (экспрессивный).
Из огня да в полымя — Этот фразеологизм описывает переход состояния из одной опасной ситуации в другую, ухудшение положения (экспрессивный).
Верёвки вить — Это выражение описывает давление на кого-либо (экспрессивный).
Пялить глаза — Это описывает интенсивное и пристальное внимание к кому-либо или чему-либо (экспрессивный).
Заварить кашу — Этот фразеологизм образно описывает непонятную и запутанную ситуацию (экспрессивный).
На всю катушку — Это описывает максимальное участие с полной отдачей, на максимум (экспрессивный).
Как обухом по голове — Это выражение описывает неожиданное или трудное для принятия действие (экспрессивный).
182. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
I. Случалось ли вам идти когда-нибудь осенью поздно вечером по отдаленным петербургским улицам? II. Погода всегда имеет сильное влияние на расположение духа, и вам как-то невольно становится грустно. Постепенно одна за другою приходят на ум давно забытые горести; одно печальное, неотрадное наполняет душу, и невыразимая тоска овладевает всем существом вашим... III. Вы входите в глухой, темный переулок; сердце ваше сжимается еще сильнее прежнего. Высокие заборы исчезают в темноте; полуразвалившиеся лачужки без признака жизни, все пусто, ни живой души, разве пробежит мокрая собачонка, фыркая и чутко обнюхивая, в тщетной надежде напасть на след потерянного хозяина... Вдруг посреди безмолвия и тишины раздается шарманка; звуки "Лучинушки" касаются слуха вашего, и фигура шарманщика быстро проходит мимо. IV. Вы как будто ожили, сердце ваше сильно забилось, грусть мгновенно исчезает, и вы бодро достигаете дома. Но не скоро унылые звуки "Лучинушки" перестанут носиться над вами
1. Выпишите из абзацев II и III фразеологические обороты. Определите сферу их употребления и стилистическую окрашенность.
"входите в глухой, темный переулок" - выражение сферы городской жизни, обозначающее вхождение в труднодоступное, мрачное место. "бодро достигаете дома" - оборот сферы быта, обозначающий энергичное, решительное движение к дому.
2. Найдите слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску. Объясните их роль в тексте.
"грустно," "печальное," "неотрадное," "невыразимая тоска" - выражают печаль и тоску. "живой души" - подчеркивает отсутствие жизни и движения. "в тщетной надежде" - добавляет элемент безнадежности.
3. Отметьте изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи.
Тропы: Метафора: "грустно," "невыразимая тоска" - передают эмоциональное состояние через образы. Олицетворение: "глухой, темный переулок" - придают черты человеческого характера безжизненному объекту. Фигуры речи: Эпитет: "мокрая собачонка" - придаёт дополнительные характеристики собаке. Антитеза: "сильно забилось, грусть мгновенно исчезает" - выделяет контраст между состояниями.
4. Определите ведущий тип речи в данном отрывке. Аргументируйте свой ответ.
В данном отрывке преобладает описание. Автор передает чувства и впечатления, используя образы, описания и эмоциональные слова. Однако, также присутствует элемент повествования, особенно в части с описанием "Лучинушки" и последующих действий.