menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс Гусарова §51. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

160. Выпишите из текста диалектные слова вместе с их общеупотребительными синонимами.
Писатель Д. Мамин-Сибиряк рассказывает о недоумении ставшего петербургским чиновником жителя Сибири, когда приехавший земляк произнёс перед ним следующую фразу на уже забытом чиновником родном «сибирском» диалекте: «Лонись мы с братаном сундулей тенигусом хлыном хлыняли», и объяснил, что это на чисто русском (только «сибирском») языке означает: «Вчера мы с двоюродным братом неторопливо ехали в отлогую гору верхом, сидя вдвоём на одной лошади».
В этой фразе, конечно, «областные» словечки подобраны с чрезмерной щедростью. Но вы и сами понимаете, что получится, если мы будем книги, предназначенные для чтения в любой части нашей великой страны, уснащать то «псковскими» (вроде «мяклыша» — белой бабочки), то «лужскими» (наподобие глаголов «гнетить» — жечь или «до-стогнать» — догнать) местными словами. Их поймут под Псковом и в Луге, но перед ними встанут в недоумении рязанцы или тверяки...
Вместо того чтобы служить средством общения между людьми всех областей, язык наших книг станет серией загадок для каждого человека.
(Л. Успенский)

Книга  Л.В.  Успенского  «Слово  о  словах»,  отрывок  из  которой и приведён, написана более 50 лет назад. Как вы  считаете, являются ли  диалектизмы  угрозой  для  современного  русского  литературного языка? Почему?
161. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Этот клуб зар…дился в трактирчике…низке на Негли(н,нн)ом про-езде рядом с Трубной площад…ю где по воскресеньям бывал собачий рынок и птичий базар. Трактир так и звали Собачий рынок.Охотники и любители птиц наполняли площадь где стояли корзины с курами голубями индюками гусями. На подставках в…сели клетки со (все) возможными певчими птицами. Тут (же) прод…вались корм для птиц рыб…ловные пр…надлежности удоч…ки аквариумы с деш…вы-ми золотыми рыбками и всех пород голуби.Большой угол зан…мал собачий рынок. Каких-каких собак …десь (н…) было! И борзые и хортые и псовые и гончары всех сортов и до-ги и бульдоги и всякая м…хнатая и голая мелкота (за) пазухами у про-давцов.И около каждой собач…ей породы была своя публика.Яркой группой были борзятники, окружавшие своры борзых со-бак псовых хортых и паратых гончих доезжачие в чекменях и поддёв-ках с чека(н,нн)ыми по…сами с охотнич…им рогом через плечо с арап-ником и лихо заломле(н,нн)ыми шапками.Они осматр…вают собак спорят. Разговор их н… всякий поймёт со стороны. Так и сыпл…тся слова...Пазонки чёрные мяса выжлец переярок щипцы прибылой отрыж.Вот кажет…ся знакомое слово щипцы а это оказ…вает…ся морда у борзой так называет…ся.По зимам охотники с…е(ж,з)жались в Москву на собач…ю выст…- вку отовсюду и уже обязательно бывали на Трубе. С рынка они шли в Эрмитаж обедать и закан…чивать день или вернее сказать ноч… у Яра с ц…ганскими хорами…Ружейные охотники москвичи спл…чё(н,нн)ой к…мпанией отпр…в-лялись в трактир Собачий рынок извес…ный всем охотникам под этим названием хотя офиц…ально он назывался по фамили… вл…дельца.
1. Найдите в тексте слова, относящиеся к профессиональной лексике псовых охотников.
2. Выясните лексическое значение непонятных вам профессионализмов.
3. С какой целью автор ввёл в повествование малоупотребительные слова?
162. Внимательно прочитайте текст.
По-видимому, эту барышню долго и основательно пугали. Добрые люди наговорили ей ужасов про дефективных детей. Перед этим она прочла не одну и не две книжки про беспризорников, которые сплошь убийцы и поджигатели, которые разъезжают по белому свету в собачьих ящиках, ночуют в каких-то котлах и разговаривают между собой исключительно на жаргоне.
Барышня подготовилась.
…Барышня покраснела, потупилась, закомкала платочек и вдруг закричала:
– Ну, вы, шпана, не шебуршите!
От неожиданности мы смолкли.
Барышня сдвинула брови, подняла кулачок и сказала:
– Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!..
– Что? – закричал Японец. – Как? Что такое?
Он вытаращил глаза, схватился за голову и закатился мелким, пронзительным смехом. Японец дал тон. За ним покатился в безудержном хохоте весь класс. Стены задрожали от этого смеха.
Барышня громко сказала:
– Вы так и знайте, меня на глот не возьмете. Я тоже фартовая.
Она усмехнулась, харкнула и сплюнула на пол. Молодецки пошатываясь, она зашагала по классу.
– Шухер, – сказала она, – хватит вам наконец филонить. Ты что лупетки выкатил? – обратилась она к Японцу.
Тот, не ответив, еще оглушительнее захрюкал…
Советы добрых людей не пропали даром. Барышня решила не поддаваться «на глот» и вести себя с дефективными по-дефективному. Сказать по правде, на нас уже действовала ее система, и мы вели себя несколько тише.
– В стирки лакшите? – спросила она.
– Лакшим, – ответили мы.
– Клёво, – сказала она.
Мы не знали, что значит «лакшить в стирки».
– По-сецки поете? – спросила она.
– Поем, – ответили мы. И тоже не знали, что значит «по-сецки».
– И в печку мотаем, – сказал Японец. – И в ширму загибаем. И на халяву канаем.
– Ага! – сказала барышня. – Клёво!
Она была необычайно довольна и счастлива, что сумела найти общий язык с необузданными беспризорниками. Она ходила по классу, как дрессировщик ходит по клетке с тиграми. Тигры сидели смирнехонько и ждали, что она будет делать дальше.
Дальше, на следующий вечер, она принесла какой-то коричневый ящичек и поставила его на стол.
– Давайте займёмся делом, – сказала она.
– Клёво! – ответили мы хором.
Барышня посвистала чего-то, потерла лоб, почесала затылок и спросила:
– Кто из вас умеет читать?
Мы не обиделись.
– Я немножко умею, – сказал Янкель.
– Прекрасно, – сказала воспитательница. – Канай ко мне.
Янкель подошел к учительскому столу. Халдейка открыла ящик и стала вынимать оттуда какие-то верёвочки, карточки и деревянные кубики.
– Ты знаешь, какая это буква? – спросила барышня, взяв со стола кубик с буквою «А».
– Знаю, – ответил Янкель. – Как же… Отлично знаю… Это «Гы».
Мы дружно захохотали.
Внезапно открылась дверь, и в класс вошел Викниксор. Как видно, он долго стоял у дверей и слушал.
– Товарищ Миронова, – сказал он. – Прошу вас собрать ваши вещи и пройти в канцелярию.
Барышня торопливо сложила свои верёвочки, кубики и картонки в ящик и с ящиком под мышкой покинула класс.
Из школы она навсегда исчезла.
(По Л. Пантелееву)
1. Найдите в тексте слова, относящиеся к жаргонной лексике. С какой целью автор употребил их в тексте?
2. Выясните лексическое значение выделенного слова. Ответьте письменно, почему свою «учительницу-воспитательницу» ученики называли именно так.
163. Внимательно прочитайте текст.
Причины возникновения жаргонных слов и жаргона различны. Иногда жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого, чаще всего иронически-фамильярного отношения к реалиям действительности и к словам, эти реалии обозначающим. Этот элемент коллективной языковой игры отличает молодёжный жаргон, жаргон музыкантов, жаргон спортсменов и любителей спорта. Жаргоны и жаргонные слова являются ещё и средством языкового обособления, а также языковой конспирации. Такую разновидность жаргона называют арго (фр. argot — замкнутый, недеятельный), а слова, входящие в его состав, арготизмами. Таким был язык русских офеней — бродячих торговцев, которые, одурачивая покупателей, специально использовали слова, непонятные человеку иной среды: шивар — товар, маз — торговец, офеня, свой человек, юсы — деньги, хруст — рубль и т. п.
Тем же целям — отличить своего от чужого и сделать непонятным для непосвящённого человека смысл высказывания — служат и многие слова и выражения уголовного мира: валобаны — деньги, деш-дуй — двенадцать, женить — обокрасть, балерина — отмычка и т. п.
Формирование жаргонной лексики происходит разными путями.
Жаргонная лексика может заимствоваться из других языков: фан, фэн (поклонник музыкальной группы или спортивной команды), шузы (обувь, ботинки, туфли) — англицизмы. Подобные слова осваиваются языком в соответствии с русской грамматикой.
Жаргонизмы возникают и в результате переосмысления значения общенародного слова: кидать — обманывать, выхватывать деньги, пытаясь скрыться, обуть — не выполнить данное деловому партнёру обещание, примочки — шутки, подковырки и т. п.
Жаргонизмы образуются также по словообразовательным моделям русского языка: лажануться — совершить ошибку, глупость, промах (от жаргонного слова лажа — ерунда, чушь, безделица; ложь, подделка); халявщик — бездельник, халтурщик, нахлебник; человек, привыкший брать чужое (от жаргонного халява — что-то нетрудное, пустяковое, доставшееся без труда; подделка, лёгкая работа) и т. п.

1. Определите тему текста. Выделите в нём главную и второстепенную информацию. Составьте тезисы текста.
2. Определите стиль текста и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
3. Какие проблемы вызывает проникновение жаргонной лексики в литературный язык? Раскройте смысл высказывания известного российского лингвиста В. Н. Телии: «Жаргоны никогда ещё не способствовали подлинно национальному развитию языка». Проиллюстрируйте ответ цитатами из текстов данного и предыдущего упражнений.
164. Внимательно прочитайте текст.
Писатель должен чувствовать возраст каждого слова. Он может свободно пользоваться словами и словечками, недавно и ненадолго вошедшими в нашу устную речь, если умеет отличать эту мелкую разменную монету от слов и оборотов речи, входящих в золотой фонд языка.
Каждое поколение вносит в словарь свои находки — подлинные или мнимые. Одни слова язык усыновляет, другие отвергает. Но и в тех словах, которые накрепко вросли в словарь, литератору следует разбираться точно и тонко. Он должен уметь улавливать характерные речевые новообразования и в то же время ценить старинные слова, вышедшие из повседневного обихода, но сохранившие до сих пор свою силу.
Пушкин смолоду воевал с архаистами, писал на них эпиграммы и пародии, но это не мешало ему пользоваться славянизмами:
...Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны...
Старинные слова, как бы отдохнувшие от повседневного употребления, придают иной раз языку необыкновенную мощь и праздничность.
Каждое слово — старое и новое — должно знать в литературе своё место. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Более того, в нём таится чудесная возможность обращаться к нашей памяти, воображению, к самым разным ощущениям и чувствам, вызывая в нашем представлении живую реальность.
Мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, ёмкий, умный язык.
(По С. Маршаку)

1. Определите тему текста.
2. Какие проблемы поднимает автор? Как, по его мнению, писатель должен использовать русский язык? Что следует сохранять в языке, а от чего его нужно оберегать? Проиллюстрируйте ответ цитатами из текста.
3. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 51

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):