menu


ГДЗ по русскому языку 10 класс Гусарова §48. Синонимия




149. Найдите слово, имеющее значение «безнадёжная печаль, гнетущая скука».

1) Тоскливость, 2) вялость, 3) уныние, 4) опустошённость.

3) уныние

150. К каждому существительному подберите определение из группы прилагательных-синонимов. Запишите получившиеся словосочетания.

1. Поздравление, разговор, визит, вид, приём, тон: дружеский, дружественный, дружелюбный, тёплый, сердечный, задушевный.

2. Обувь, гость, растение, мода, обычай, язык, товар, книга: импортный, привозной, чужеземный, заграничный, иностранный, зарубежный, заморский.

Задушевный разговор, сердечное поздравление, дружелюбный тон, дружеский вид, теплый приём, дружественный визит.
Заграничный гость, иностранный язык, зарубежная мода, импортная обувь, импортный товар, привозная книга, заморский обычай, чужеземное растение.

151. Спишите текст, выбирая из данных в скобках синонимов наиболее точные.

I. Шумел листопад. Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, — и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.
II.    На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая атласная кожица. Берёза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в её одиночестве среди неприглядного осеннего поля.
(М. Бубеннов)

152. Познакомьтесь с классификацией синонимов, объясните, чем различаются разные виды синонимов.

1. Синонимы бывают полными, или абсолютными (лат. absolutus — неограниченный, безусловный), — чаще всего это параллельные научные термины: , а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: 

2. Синонимы, различающиеся оттенками значений, называются идеографическими (греч. idea — понятие и grapho — пишу), или семантическими (греч. semanticos — обозначающий): .

3. Синонимы, имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляемые в разных стилях речи, называются стилистическими: .

4. Синонимы, отличающиеся и оттенками в значении, и стилистически, называются семантико-стилистическими: .

5. Кроме общеязыковых (постоянных) синонимов, которые представлены в словарях, могут быть контекстуальные, окказиональные (лат. occasiona¯lis — случайный), то есть авторские, синонимы — слова, сближающиеся по значению только в данном контексте, обусловленные особенностями языка и стиля автора: .

Полные или абсолютные синонимы обозначают слова, которые имеют одинаковое значение и могут заменять друг друга без изменений смысла. Чаще всего это встречается среди научных терминов, например, "гипотенуза" и "катет гипотенузный" в математику, или однокорневые слова с разными аффиксами, такие как "взойти" и "подняться".

Идеографические, или семантические синонимы, различаются оттенками значений. Они обозначают одно и то же явление, но подчеркивают разные его особенности. Например, слова "дом" и "жилище" обозначают место проживания, но имеют различные акценты в значении: "дом" более конкретный, "жилище" — более обобщённое.

Стилистические синонимы различаются экспрессивно-эмоциональной окраской и стилем употребления. Такие слова применяются в разных стилях речи. Например, "ребенок" (нейтральное слово) и "малыш" (эмоционально окрашенное слово).

Семантико-стилистические синонимы имеют отличия как в значении, так и в стилистическом использовании. Например, слова "говорить" и "болтать": первое — нейтральное, второе — разговорное и имеет дополнительные смысловые оттенки, связанные с частотой или бессодержательностью речи.

Контекстуальные или окказиональные синонимы сближаются по значению только в определенном контексте и могут быть уникальными для стиля или языка автора. Например, в литературном произведении писатель может использовать слова "буря" и "шторм" как синонимы для передачи драматизма ситуации, хотя они имеют разные оттенки значения в общем языке.

1. Подберите к каждому виду синонимов соответствующие им примеры.

а) Бегемот — гиппопотам, номинативная — назывная (функция), орфография — правописание;

б) сторожить — стеречь, далёкий — дальний;

в) быстрый — стремительный, думать — размышлять, горячий — жаркий;

г) лицо (нейтр.) — лик (выс.) — морда (сниж.); глаза (нейтр.) — очи (выс.) — гляделки (сниж.);

д) опозорить — опорочить — обесславить (устар., книжн.) — осрамить (разг.) — обгадить (груб., просторечн.);

е) Как обнажаются судов тяжёлых днища, Так жизнь мы видели раздетой догола. Обеды, ужины мы называли пищей, А комната для нас жилплощадью была.

И пусть мы провели свой век в борьбе суровой, В такую пору жить нам довелось, Когда развеялись условностей покровы И всё, что видели, мы видели насквозь.

а) Бегемот — гиппопотам, номинативная — назывная (функция), орфография — правописание.
Пример: В словаре можно найти два синонима, обозначающих одно и то же животное: бегемот и гиппопотам. В лингвистике, говоря о функциях слов, часто используются термины "номинативная" и "назывная". Также "орфография" и "правописание" обозначают один и тот же процесс записи слов.

б) Сторожить — стеречь, далёкий — дальний.
Пример: Он стоял на страже и сторожил важный объект. Также он стерёг драгоценности в своем доме. В поэзии часто используются слова "далёкий" и "дальний", оба обозначают что-то отдалённое во времени или пространстве.

в) Быстрый — стремительный, думать — размышлять, горячий — жаркий.
Пример: Стремительный поток реки мчался вперёд, а быстрый бегунок стремительно подходил к финишу. Когда он размышлял, мысли были ясными, а думать пришлось долго и упорно. Горячий чай был очень приятным, а жаркий день невыносимым.

г) Лицо (нейтр.) — лик (выс.) — морда (сниж.); глаза (нейтр.) — очи (выс.) — гляделки (сниж.).
Пример: Его лицо было наполнено болью (нейтральное). Лик святого на картине выглядел величественно (высокое). Он скривил морду, как зверь (сниженное). Его глаза светились счастьем (нейтральное), а старушка смотрела на мир своими очами (высокое). Мальчик любил делать забавные гляделки (сниженное).

д) Опозорить — опорочить — обесславить (устар., книжн.) — осрамить (разг.) — обгадить (груб., просторечн.).
Пример: Его поведение опозорило всю семью. Он опорочил имя своего отца. Было бы стыдно обесславить этот род. Он осрамил себя в глазах всех окружающих. В руках у него оказалась бумага, которая обгадила репутацию.

е) Пример с текстом:

"Как обнажаются судов тяжёлых днища, Так жизнь мы видели раздетой догола. Обеды, ужины мы называли пищей, А комната для нас жилплощадью была. И пусть мы провели свой век в борьбе суровой, В такую пору жить нам довелось, Когда развеялись условностей покровы И всё, что видели, мы видели насквозь."

2. Подумайте, какие синонимы преобладают в текстах разных стилей речи.

В текстах разных стилей речи преобладают различные синонимы. Например, в книжном стиле чаще используются высокие синонимы, такие как "лик" вместо "лицо", "обесславить" вместо "опозорить". В разговорной речи более характерны слова с пониженной или просторечной окраской, такие как "морда" вместо "лицо", "обгадить" вместо "опозорить". В научном стиле предпочтение отдается точным и нейтральным синонимам, в то время как в поэзии могут использоваться как возвышенные, так и сниженные формы, в зависимости от цели автора.

153. Спишите, выделяя в каждом ряду синонимов доминанту.

1) Чарующий, пленительный, обаятельный, очаровательный, пре- лестный; 2) болтливый, словоохотливый, говорливый, разговорчивый, трепливый; 3) уплетать, наворачивать, трескать, уписывать, вкушать, жрать, есть, уминать, кушать; 4) резонёрский, поучительный, назидательный, менторский, наставительный, нравоучительный, дидактический; 5) закавыка, тормоз, помеха, препятствие, препона, загвоздка, преграда.

1. Чем различается большая часть данных синонимов: оттенками смысла, стилистической окраской, тем и другим?

Прелестный — это слово будет доминантой, так как оно в наибольшей степени отражает положительный смысл, включающий в себя и пленительность, и обаятельность, и чарующесть.

Разговорчивый — это слово наиболее точно передает смысл избыточного, непрерывного разговора, часто с негативной окраской, в отличие от остальных синонимов, которые могут быть нейтральными.

Есть — это слово является базовым и нейтральным, в то время как все остальные синонимы представляют собой разные оттенки действия, от более образных ("уписывать", "трескать") до жаргонизмов ("жрать").

Поучительный — это слово будет доминантой, потому что оно охватывает смысл и назидательности, и нравоучительности, а также подходит для использования в самых разных контекстах.

Препятствие — это слово обозначает препятствие, которое чаще всего мешает достижению цели, и имеет универсальное значение в контексте препятствий, в отличие от "закавыки" или "тормоза", которые имеют более узкое, специфическое значение.

2. Выясните лексическое значение выделенных слов.

Резонёрский — относится к поведению или стилю речи, характеризующемуся склонностью к излишнему рассуждению, часто с целью самопозиционирования или объяснения очевидных вещей.

Дидактический — относится к обучению, педагогической практике. Это слово подчеркивает направленность на обучение, передачу знаний, разъяснение материала.

Менторский — относится к поведению наставника, который наставляет, даёт советы, зачастую в достаточно строгой форме, как правило, с определенной долей властности и опеки.

154. Спишите предложения, подчеркните в них синонимы.

1) Прежде всего это оказался не летний продувной сарайчик, а тёплое, душноватое даже, помещение (В. Солоухин). 2) Стебелёк гладкий, словно стеклянный, полупрозрачный, розоватый, а ближе к земле тёмно-розовый до красного (В. Солоухин). 3) Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но всё же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна (В. Солоухин). 4) Но так же, как у людей, бывают, оказывается, и у семян необыкновенные, приключенческие, прямо-таки фантастические судьбы (В.Солоухин).

1. Уточните, чем различаются синонимы: оттенками смысла, стилистической окраской, одновременно тем и другим, являются контекстуальными.

Тёплое, душноватое — различаются оттенками смысла. «Тёплое» создает ощущение комфорта, а «душноватое» указывает на неприятное чувство нехватки воздуха или свежести, что добавляет дополнительное значение.

Розоватый, тёмно-розовый, красный — здесь тоже различие в оттенках смысла. «Розоватый» — это светлый оттенок, «тёмно-розовый» — более насыщенный, а «красный» — уже другой цвет, более яркий и интенсивный, что меняет восприятие объекта.

Одуванчик, цветок — эти синонимы контекстуальны. «Одуванчик» более конкретен и указывает на определённый вид растения, тогда как «цветок» — это более общее слово, которое можно использовать для любого растения, цветущего.

Пора, день — также контекстуальные синонимы. В зависимости от ситуации слово «пора» может обозначать определенный период времени, а «день» — это конкретный отрезок времени в сутки. В контексте «пора» может указывать на начало сезона или фазу развития, а «день» — на точный день или промежуток времени.

Необыкновенные, приключенческие, фантастические —  это синонимы с различиями в оттенках смысла. «Необыкновенные» указывает на что-то редкое и выходящее за пределы обычного, «приключенческие» подразумевает связь с событиями, полными приключений, а «фантастические» передает нечто воображаемое, нереальное.

2. Прочитайте текст, в котором перечисляются основные функции синонимов в тексте. Подберите для каждого случая иллюстрацию из разобранных вами примеров.

Уточнение или оттенки смысла — синонимы могут использоваться для более точного выражения мыслей, добавляя определенные оттенки значений. Например, в случае «тёплое» и «душноватое» различие в их оттенках помогает показать, что помещение не просто тёплое, а ещё и слегка душное, что уточняет атмосферу этого места.

Создание образности и эмоциональной окраски — синонимы могут быть использованы для того, чтобы передать более яркое или более глубокое восприятие. Пример с «необыкновенные», «приключенческие», «фантастические» показывает, как каждый из этих синонимов добавляет свой элемент в описание судьбы семян, что помогает создать более яркий и многогранный образ.

Универсальность и контекстуальность — синонимы позволяют выбирать более подходящее слово в зависимости от контекста, чтобы передать точный смысл. Например, «одуванчик» и «цветок» — это контекстуальные синонимы. В одном контексте более уместно использовать слово «цветок», а в другом — «одуванчик», чтобы точнее передать суть описания.

Диверсификация и повторение — синонимы могут быть использованы для избегания повторов, что делает текст более разнообразным. Например, синонимы «пора» и «день» дают возможность варьировать описание времени, не прибегая к одинаковым словам, и добавляют тексту динамичности.

3. Напишите сочинение на лингвистическую тему, раскрывая смысл следующего высказывания: «Умение использовать синонимические богатства русского языка является признаком высокого уровня владения речью».

«Умение использовать синонимические богатства русского языка является признаком высокого уровня владения речью».

Русский язык обладает богатейшими средствами выразительности, и синонимы занимают особое место среди них. Это слова, которые могут быть заменены друг другом, но при этом каждый из них обладает своими нюансами и оттенками смысла. Знание и умелое использование синонимов позволяет говорящему или пишущему достигать точности и выразительности, делая речь более живой и многогранной.

Синонимы играют важную роль в создании разнообразных стилей речи, в том числе в литературе, в публичных выступлениях, в повседневной жизни. Например, в литературных произведениях автор может использовать синонимы для создания более яркого образа или для подчеркивания различных аспектов описываемого объекта. В публицистике и ораторском искусстве выбор синонимов помогает сделать речь убедительной и убедительно донести до аудитории необходимую мысль.

Синонимы, кроме того, позволяют избежать повторов в тексте, делая его более плавным и гармоничным. Умение правильно подбирать синонимы зависит от глубины знаний языка, чувства стиля и понимания контекста. Когда человек свободно ориентируется в богатстве синонимов, его речь приобретает уверенность, четкость и выразительность. Это и является признаком высокого уровня владения языком.

155. Прочитайте отрывки из произведений. Найдите синонимы и определите их роль в предложениях и текстах. Отметьте примеры градации. Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками. Объясните орфограммы на месте пропусков.

1) Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, — что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо (К. Паустовский). 2) Но вскоре этот роман пойдёт и вглубь и вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и мощно, подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов (К. Паустовский). 3) Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку (К. Паустовский). 4) Во время бурь он [дом] трясся от ветра и ударов волн, скрипел, трещал и, казалось, разваливался на глазах. От сквозняков двери с вырванными замками сами по себе медленно и зловеще отворялись и, постояв неподвижно несколько секунд и подумав, вдруг захлопывались с таким звоном, что с потолка сыпалась штукатурка (К. Паустовский). 5) Флобер провёл всю жизнь в мучительной погоне за совершенством слога. Он терял способность оценки, уставал, приходил в отчаяние и явно сушил и мертвил свои вещи, или, как говорил Гоголь, «рисовал, рисовал, да и зарисовывался» (К. Паустовский). 6) Когда бы созвали самых великих художников и сказали им, что существует во всей Вселенной голый серый камень и что нужно украсить его разнообразно и одухотворённо, с тем чтобы красота облагораживала, поднимала, делала лучше и чище, разве могли бы они, эти художники, придумать что-нибудь прекраснее обыкновенного земного цветка?! (В. Солоухин). 7) Установилась полная, космическая, вселенская тишина, даже не тишина, а безмолвие (В. Солоухин). 8) После удачной строки остальные воспринимаются вскользь, поверхностно. Следовательно, эти строки могут быть ослабленными, малозначащими, проходными, связующими, вроде соединительной ткани. Когда слова, что пишутся на бумаге, не обеспечены определённым количеством искреннего, неподдельного чувства, наступает инфляция слова (В. Солоухин).

В первых примерах синонимы «оттого» и «потому» выполняют функцию избегания повтора, при этом оба слова обозначают причину, но имеют немного разные оттенки. «Оттого» часто используется в контексте того, что является результатом, причиной или основанием, в то время как «потому» может более нейтрально указывать на причину.

«Свободно» и «мощно» — это синонимы, которые сопоставляются, чтобы подчеркнуть разные, но взаимодополняющие стороны того, как будет развиваться роман. «Свободно» указывает на динамичность и нездержанность, а «мощно» подчеркивает силу и значимость этого процесса.

В примере с семенами «двигаться», «разворачиваться» и «ввинчиваться» являются синонимами, которые показывают постепенную трансформацию движения, уточняя его характер. Эти слова обозначают разные этапы и направления изменения положения семени.

В предложении о доме синонимы «скрипел», «трещал», «разваливался» образуют градацию, где каждый последующий синоним усиливает значение предыдущего. «Скрипел» — это легкий шум, «трещал» — более громкий и разрушительный звук, а «разваливался» усиливает картину, показывая разрушение.

В описании работы Флобера синонимы «сушил» и «мертвил» помогают подчеркнуть разные аспекты мучительного процесса работы писателя: «сушил» указывает на истощение, а «мертвил» — на обезличивание и утрату живости.

В описании красоты синонимы «облагораживала», «поднимала» подчеркивают разные, но схожие идеи: первое слово связано с улучшением внутреннего состояния, а второе — с возвышением внешнего облика.

В тексте о тишине «полная», «космическая», «вселенская» образуют градацию, где каждый последующий синоним усиливает тишину, начиная с обычной и заканчивая универсальной и абсолютной тишиной. «Тишина» и «безмолвие» — синонимы, где «безмолвие» точнее выражает идею полного отсутствия звуков.

В тексте о строках и их восприятии синонимы «вскользь», «поверхностно» подчеркивают легкость восприятия текста, где оба слова указывают на то, что строки воспринимаются не глубоко. «Ослабленные», «малозначащие», «проходные», «связывающие» — синонимы, которые показывают разную степень значимости и ценности строк в тексте, создавая образ низшей степени их важности. «Искренний» и «неподдельный» показывают степень настоящности чувства, выражая его подлинность.






ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 48

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):