menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс Гусарова §48. Синонимия



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

149. Найдите слово, имеющее значение «безнадёжная печаль, гнетущая скука».
1) Тоскливость, 2) вялость, 3) уныние, 4) опустошённость.
150. К каждому существительному подберите определение из группы прилагательных-синонимов. Запишите получившиеся словосочетания.
1. Поздравление, разговор, визит, вид, приём, тон: дружеский, дружественный, дружелюбный, тёплый, сердечный, задушевный.
2. Обувь, гость, растение, мода, обычай, язык, товар, книга: импортный, привозной, чужеземный, заграничный, иностранный, зарубежный, заморский.
151. Спишите текст, выбирая из данных в скобках синонимов наиболее точные.
152. Познакомьтесь с классификацией синонимов, объясните, чем различаются разные виды синонимов.
1. Синонимы бывают полными, или абсолютными (лат. absolutus — неограниченный, безусловный), — чаще всего это параллельные научные термины: , а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: 
2. Синонимы, различающиеся оттенками значений, называются идеографическими (греч. idea — понятие и grapho — пишу), или семантическими (греч. semanticos — обозначающий): .
3. Синонимы, имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляемые в разных стилях речи, называются стилистическими: .
4. Синонимы, отличающиеся и оттенками в значении, и стилистически, называются семантико-стилистическими: .
5. Кроме общеязыковых (постоянных) синонимов, которые представлены в словарях, могут быть контекстуальные, окказиональные (лат. occasiona¯lis — случайный), то есть авторские, синонимы — слова, сближающиеся по значению только в данном контексте, обусловленные особенностями языка и стиля автора: .
1. Подберите к каждому виду синонимов соответствующие им примеры.
а) Бегемот — гиппопотам, номинативная — назывная (функция), орфография — правописание;
б) сторожить — стеречь, далёкий — дальний;
в) быстрый — стремительный, думать — размышлять, горячий — жаркий;
г) лицо (нейтр.) — лик (выс.) — морда (сниж.); глаза (нейтр.) — очи (выс.) — гляделки (сниж.);
д) опозорить — опорочить — обесславить (устар., книжн.) — осрамить (разг.) — обгадить (груб., просторечн.);
е) Как обнажаются судов тяжёлых днища, Так жизнь мы видели раздетой догола. Обеды, ужины мы называли пищей, А комната для нас жилплощадью была.
И пусть мы провели свой век в борьбе суровой, В такую пору жить нам довелось, Когда развеялись условностей покровы И всё, что видели, мы видели насквозь.


2. Подумайте, какие синонимы преобладают в текстах разных стилей речи.
153. Спишите, выделяя в каждом ряду синонимов доминанту.
1) Чарующий, пленительный, обаятельный, очаровательный, пре- лестный; 2) болтливый, словоохотливый, говорливый, разговорчивый, трепливый; 3) уплетать, наворачивать, трескать, уписывать, вкушать, жрать, есть, уминать, кушать; 4) резонёрский, поучительный, назидательный, менторский, наставительный, нравоучительный, дидактический; 5) закавыка, тормоз, помеха, препятствие, препона, загвоздка, преграда.
1. Чем различается большая часть данных синонимов: оттенками смысла, стилистической окраской, тем и другим?
2. Выясните лексическое значение выделенных слов.
154. Спишите предложения, подчеркните в них синонимы.
1) Прежде всего это оказался не летний продувной сарайчик, а тёплое, душноватое даже, помещение (В. Солоухин). 2) Стебелёк гладкий, словно стеклянный, полупрозрачный, розоватый, а ближе к земле тёмно-розовый до красного (В. Солоухин). 3) Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но всё же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна (В. Солоухин). 4) Но так же, как у людей, бывают, оказывается, и у семян необыкновенные, приключенческие, прямо-таки фантастические судьбы (В.Солоухин).
1. Уточните, чем различаются синонимы: оттенками смысла, стилистической окраской, одновременно тем и другим, являются контекстуальными.
2. Прочитайте текст, в котором перечисляются основные функции синонимов в тексте. Подберите для каждого случая иллюстрацию из разобранных вами примеров.
3. Напишите сочинение на лингвистическую тему, раскрывая смысл следующего высказывания: «Умение использовать синонимические богатства русского языка является признаком высокого уровня владения речью».
155. Прочитайте отрывки из произведений. Найдите синонимы и определите их роль в предложениях и текстах. Отметьте примеры градации. Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками. Объясните орфограммы на месте пропусков.
1) Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, — что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо (К. Паустовский). 2) Но вскоре этот роман пойдёт и вглубь и вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и мощно, подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов (К. Паустовский). 3) Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку (К. Паустовский). 4) Во время бурь он [дом] трясся от ветра и ударов волн, скрипел, трещал и, казалось, разваливался на глазах. От сквозняков двери с вырванными замками сами по себе медленно и зловеще отворялись и, постояв неподвижно несколько секунд и подумав, вдруг захлопывались с таким звоном, что с потолка сыпалась штукатурка (К. Паустовский). 5) Флобер провёл всю жизнь в мучительной погоне за совершенством слога. Он терял способность оценки, уставал, приходил в отчаяние и явно сушил и мертвил свои вещи, или, как говорил Гоголь, «рисовал, рисовал, да и зарисовывался» (К. Паустовский). 6) Когда бы созвали самых великих художников и сказали им, что существует во всей Вселенной голый серый камень и что нужно украсить его разнообразно и одухотворённо, с тем чтобы красота облагораживала, поднимала, делала лучше и чище, разве могли бы они, эти художники, придумать что-нибудь прекраснее обыкновенного земного цветка?! (В. Солоухин). 7) Установилась полная, космическая, вселенская тишина, даже не тишина, а безмолвие (В. Солоухин). 8) После удачной строки остальные воспринимаются вскользь, поверхностно. Следовательно, эти строки могут быть ослабленными, малозначащими, проходными, связующими, вроде соединительной ткани. Когда слова, что пишутся на бумаге, не обеспечены определённым количеством искреннего, неподдельного чувства, наступает инфляция слова (В. Солоухин).






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 48

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):