menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс Гусарова §44. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова



Вопросы расмотренные в данном параграфе:


136. Прочитайте текст.
В русском языке выделяют несколько типов однозначных слов: 
1.    Имена собственные, так как они являются названиями единичных предметов, например: Пётр, Васильев, Санкт-Петербург, Лобня.
2.    Недавно возникшие слова, так как для развития многозначности необходимо частое использование слов в речи, а новые слова не сразу получают всеобщее признание и распространение: брифинг, менеджмент, фьючерс, ипотечный.
3.    Слова, обозначающие предметы специального употребления: бидон, бирюза, бисер, а также слова с узкопредметным значением: бинокль, автобус, чемодан.
4.    Терминологические наименования: предикативность, местоимение, фонема. Если термином становится слово общелитературного употребления, то терминологическое значение обособляется и закрепляется как единственное, специальное: слово зияние имеет значение раскрытие, обнаруживающее глубину, провал-, зияние бездны. Но у слова зияние специальное лингвистическое значение: в языкознании зияние — это стечение двух и более гласных в слове или на стыке двух слов: аэроплан, поэт, аудитория.
1.    Подберите свои примеры для каждого типа однозначных слов.
2.    Запишите главную мысль текста в виде тезиса.
3.    Установите, есть ли однозначные слова в первом предложении.
137. Найдите в предложениях многозначные слова. Составьте с ними предложения таким образом, чтобы в них были реализованы все значения слов.
1) Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем комедия… (И.Гончаров). 2) Мы здесь беспокоимся о ядре, а коллектив уже вы-делил ядро, вы даже не заметили. Хорошее ядро размножается делением (А. Макаренко). 3) Отец мой, век свой доживая, был на второй жене женат (М. Лермонтов). 4) «Зачем тебе зажигалка, — сказал он насмешливо, — когда свой фонарь под глазом» (А. Алексин). 5) Кисть твоя волшебная разгадала язык цветов (А. Фет).
138. Прочитайте текст и объясните различие между группами метафор.
Метафоры по степени распространённости и выразительности, стилистической роли в речи можно разбить на группы.
Общеязыковые сухие метафоры — стёртые, привычные, их образность не ощущается: ветка дерева — железнодорожная ветка.
Общеязыковые образные метафоры — не прямые, а иносказательные, картинные обозначения предметов, явлений, признаков, действий; это слова-характеристики, используемые в письменной и устно-обиходной речи: море огней.
Общепоэтические образные (фигуральные) метафоры — отличаются от образных общеязыковых тем, что более характерны для поэзии и художественной прозы: весна в значении молодость: Куда, куда вы удалились, // Весны моей златые дни? (А. Пушкин).
Авторские, или индивидуальные, метафоры — слова, употреблённые в необычном, нетрадиционном значении: синее лезвие чужого взгляда (М. Шолохов).
Определите, к какой группе метафор относятся следующие примеры.
Часы идут — люди идут, корень дерева — корень слова; ручьи слёз; лес рук; вдетая во мглу берёза (Н. Матвеева)-, В зеркало залива // Сонный лес глядит (И. Никитин).
139. Найдите в предложениях слова, употреблённые в переносном значении; определите способ переноса лексического значения: метафору, метонимию, синекдоху. Выпишите слова с пропусками и скобками вместе с главными для них или зависимыми от них словами; определите вид подчинительной связи.
1) Навстречу шла румя(н,нн)ая, плотная, счастливая физиономия с пышными бронзовыми бровями (Б. Ямпольский). 2) Пр…ручением животных люди зан…мались на з…ре человеческой культуры (Н.Пржевальский). 3) Кто ловит душу, кто пять тысяч душ... (М. Лермонтов). 4) Бор видал и железные шеломы княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рва(н,нн)ые шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновских французишек (Е. За-мятин). 5) Паровоз, отдуваясь, выпустил белоснежные бакенбарды (И. Ильф, Е. Петров). 6) Без упрашиваний гость лишнего стакана не выпьет… (И. Бунин). 7) Ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках (В.Астафьев). 8) Слабое женское сословие, густо об-лепившее подоко(н,нн)ики, очень негодовало на дворника, но от окон не отходило (И. Ильф, Е. Петров). 9) Но ты знаешь, что карандаш мне никогда не давался (В. Одоевский). 10) С тех пор и поныне не на-шлось, видимо, иного средства поправлять свои дела, кроме меча, грабежа и лукавства (А.Н. Толстой). 11) В ноябре Гагры стояли тихи-ми, безлюдными, но они были полны света, осе(н,нн)его тепла, а в маленьких садиках, в тесноте (н…) крупных деревьев, вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов (В. Гроссман). 12) Обве…н вещею дремотой, полураздетый лес грустит (Ф. Тютчев).
140. Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении. Какие тропы и фигуры речи использует автор и с какой целью?
У меня под горой народился маленький нежный ручей. Я это чувствую, я слышу издалека. Не пойти ли теперь да взглянуть на него? Под горой, среди хрусткого и зернистого снега, среди мёртвых, иссушенных временем и морозами листьев травы — сверкание и шелест.
Тут крошечный беспомощный младенец. Он дышит чуть приметным, совсем ещё наивным, но уже тревожным сном. Он медленно колышется от сонного дыхания и — светится. Тут солнце влажной доброю ладонью накрывает новорождённое его теченьице. Тут, среди мокрого и счастливого снега весны.
К вечеру опустится морозец. Он закуёт послушные и звонкие овраги, колеи, пригорки. Ну как же тут уснуть? И среди ночи придётся мне спуститься под гору, к ручью.
Он прикорнул здесь в своей ложбинке. Подёрнут инеем. Он боязливым робким сном забылся до рассвета.
Тут надо взять его в ладони. Да отнести домой, там уложить, как маленького чуткого котёнка, и греть его дыханием. До рассвета. Ты сам заснёшь над ним и не заметишь, как встанет солнце. А твой младенец убежал, его уже нет по всей избе. Он снова там звенит сквозь утро под горой и на какой-то тоненькой струне играет.
И так до самого заката. То здесь, то там звенит, сверкает, хлопает в ладоши, хихикает…А к вечеру над озером вспыхнет месяц, когда опять морозец опустится. Ручей притихнет на какую-то минуту. Спустишься под гору опять накрыть его дыханием либо ладошкой, а вон он сидит — на берегу. В голубеньких сапожках, глаза блестят, улыбка светится. Протянул беспечно руку, выломил из воздуха янтарный рожок месяца и, как на дудке, на месяце наигрывает. Только пальчики, как перламутры, сия-ют, когда перебирает ими, разгуливая по мелодии своим непоседливым и простодушным дыханием.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 44

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):