menu


ГДЗ по русскому языку 10 класс Гусарова §44. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова




136. Прочитайте текст.

В русском языке выделяют несколько типов однозначных слов: 

1.    Имена собственные, так как они являются названиями единичных предметов, например: Пётр, Васильев, Санкт-Петербург, Лобня.

2.    Недавно возникшие слова, так как для развития многозначности необходимо частое использование слов в речи, а новые слова не сразу получают всеобщее признание и распространение: брифинг, менеджмент, фьючерс, ипотечный.

3.    Слова, обозначающие предметы специального употребления: бидон, бирюза, бисер, а также слова с узкопредметным значением: бинокль, автобус, чемодан.

4.    Терминологические наименования: предикативность, местоимение, фонема. Если термином становится слово общелитературного употребления, то терминологическое значение обособляется и закрепляется как единственное, специальное: слово зияние имеет значение раскрытие, обнаруживающее глубину, провал-, зияние бездны. Но у слова зияние специальное лингвистическое значение: в языкознании зияние — это стечение двух и более гласных в слове или на стыке двух слов: аэроплан, поэт, аудитория.

1.    Подберите свои примеры для каждого типа однозначных слов.

2.    Запишите главную мысль текста в виде тезиса.

3.    Установите, есть ли однозначные слова в первом предложении.

Примеры для каждого типа однозначных слов:

Имена собственные: Анна, Сидоров, Москва, Енисей.

Недавно возникшие слова: стартап, лайк, блогер, вейп.

Слова специального употребления или с узкопредметным значением: тензометр, сапфир, кроссовер, микроскоп.

Терминологические наименования: лексема, синтаксис, аллофон.

Главная мысль текста: Однозначные слова в русском языке могут быть выделены по разным категориям, включая имена собственные, новые слова, предметы специального употребления и термины.

В первом предложении нет однозначных слов, так как все используемые слова имеют общие, многозначные значения, например, "русский", "язык" и "слово" могут употребляться в различных контекстах.

137. Найдите в предложениях многозначные слова. Составьте с ними предложения таким образом, чтобы в них были реализованы все значения слов.

1) Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем комедия… (И.Гончаров). 2) Мы здесь беспокоимся о ядре, а коллектив уже вы-делил ядро, вы даже не заметили. Хорошее ядро размножается делением (А. Макаренко). 3) Отец мой, век свой доживая, был на второй жене женат (М. Лермонтов). 4) «Зачем тебе зажигалка, — сказал он насмешливо, — когда свой фонарь под глазом» (А. Алексин). 5) Кисть твоя волшебная разгадала язык цветов (А. Фет).

Комедия

Комедия — это жанр театра, который вызывает смех и развлечение. Например: "Я люблю смотреть комедии, особенно те, которые создают яркие образы персонажей."

Комедия как социальный комментарий: "Эта комедия показывает комические аспекты человеческой жизни и пороков общества."

 

Ядро

Ядро в научном смысле: "В центре Земли находится металлическое ядро, состоящее из железа и никеля."

Ядро как основа чего-то: "В этом проекте ядро идеи — это уважение к окружающей среде."

 

Жена

Жена как супруга: "Моя мама — лучшая жена, которую я знаю."

Жена как образ женщины в разных контекстах: "Жена в классической литературе часто изображается как хранительница домашнего очага."

 

Фонарь

Фонарь как источник света: "На улице темно, и я включил фонарь, чтобы видеть дорогу."

Фонарь как переносной светильник: "Мы брали с собой фонарь в поход, чтобы осветить ночные прогулки."

 

Кисть

Кисть как инструмент для рисования: "Художник использовал кисть, чтобы добавить детали к своей картине."

Кисть как часть тела: "Она с нежностью погладила кисть своей руки, когда подумала о своих воспоминаниях."

138. Прочитайте текст и объясните различие между группами метафор.

Метафоры по степени распространённости и выразительности, стилистической роли в речи можно разбить на группы.

Общеязыковые сухие метафоры — стёртые, привычные, их образность не ощущается: ветка дерева — железнодорожная ветка.

Общеязыковые образные метафоры — не прямые, а иносказательные, картинные обозначения предметов, явлений, признаков, действий; это слова-характеристики, используемые в письменной и устно-обиходной речи: море огней.

Общепоэтические образные (фигуральные) метафоры — отличаются от образных общеязыковых тем, что более характерны для поэзии и художественной прозы: весна в значении молодость: Куда, куда вы удалились, // Весны моей златые дни? (А. Пушкин).

Авторские, или индивидуальные, метафоры — слова, употреблённые в необычном, нетрадиционном значении: синее лезвие чужого взгляда (М. Шолохов).

Определите, к какой группе метафор относятся следующие примеры.

Часы идут — люди идут, корень дерева — корень слова; ручьи слёз; лес рук; вдетая во мглу берёза (Н. Матвеева)-, В зеркало залива // Сонный лес глядит (И. Никитин).

Различие между группами метафор можно объяснить следующим образом:

Общеязыковые сухие метафоры: Эти метафоры потеряли свою образность и воспринимаются как привычные выражения. Примеры: "часы идут" (как обычный способ сказать, что время проходит) и "корень дерева" (в контексте грамматики — основа слова).

Общеязыковые образные метафоры: Они являются иносказательными и используются в повседневной речи для создания более выразительных образов. Например, "ручьи слёз" представляют слёзы как маленькие ручьи, что добавляет эмоциональную окраску.

Общепоэтические образные метафоры: Эти метафоры чаще встречаются в поэзии и художественной прозе. Они более яркие и выразительные, чем общеязыковые метафоры. Пример: "лес рук" — это метафора, которая визуализирует людей, поднявших руки, как лес, что создает живописный образ.

Авторские метафоры: Они уникальны и создаются отдельными авторами, вводя слова в нетрадиционное значение. Пример: "вдетая во мглу берёза" (поэт Н. Матвеева) использует берёзу как символ чего-то, что теряется в тумане или неясности, создавая индивидуальный образ.

"Часы идут" и "корень дерева" относятся к общеязыковым сухим метафорам, поскольку они используются в привычном значении и не вызывают ярких образов.

"Ручьи слёз" и "лес рук" являются общеязыковыми образными метафорами, так как они используют образность для передачи эмоций.

"В зеркало залива // Сонный лес глядит" относится к общепоэтическим образным метафорам, поскольку это более яркий и выразительный образ, характерный для поэзии.

139. Найдите в предложениях слова, употреблённые в переносном значении; определите способ переноса лексического значения: метафору, метонимию, синекдоху. Выпишите слова с пропусками и скобками вместе с главными для них или зависимыми от них словами; определите вид подчинительной связи.

1) Навстречу шла румя(н,нн)ая, плотная, счастливая физиономия с пышными бронзовыми бровями (Б. Ямпольский). 2) Пр…ручением животных люди зан…мались на з…ре человеческой культуры (Н.Пржевальский). 3) Кто ловит душу, кто пять тысяч душ... (М. Лермонтов). 4) Бор видал и железные шеломы княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рва(н,нн)ые шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновских французишек (Е. За-мятин). 5) Паровоз, отдуваясь, выпустил белоснежные бакенбарды (И. Ильф, Е. Петров). 6) Без упрашиваний гость лишнего стакана не выпьет… (И. Бунин). 7) Ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках (В.Астафьев). 8) Слабое женское сословие, густо об-лепившее подоко(н,нн)ики, очень негодовало на дворника, но от окон не отходило (И. Ильф, Е. Петров). 9) Но ты знаешь, что карандаш мне никогда не давался (В. Одоевский). 10) С тех пор и поныне не на-шлось, видимо, иного средства поправлять свои дела, кроме меча, грабежа и лукавства (А.Н. Толстой). 11) В ноябре Гагры стояли тихи-ми, безлюдными, но они были полны света, осе(н,нн)его тепла, а в маленьких садиках, в тесноте (н…) крупных деревьев, вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов (В. Гроссман). 12) Обве…н вещею дремотой, полураздетый лес грустит (Ф. Тютчев).

"Румяная, плотная, счастливая физиономия с пышными бронзовыми бровями" — метафора. «Физиономия» здесь подразумевает не лицо как объект, а скорее состояние или настроение человека. Также метафора в выражении «бронзовыми бровями» — образ осенней природы, где «брови» ассоциируются с ветвями или листопадом.

Подчинительная связь: согласование в словосочетании «румяная физиономия» (прилагательное «румяная» согласуется с существительным «физиономия» по роду, числу и падежу).

«Приручением животных люди занимались на заре человеческой культуры» — метафора. «Заря» в данном контексте не буквально восход солнца, а начало, зарождение человеческой цивилизации.

Подчинительная связь: управление в словосочетании «занимались приручением» (глагол управляет существительным в творительном падеже).

«Кто ловит душу, кто пять тысяч душ» — синекдоха. Здесь «душа» используется вместо «человек», что является частым литературным приемом, обозначающим людей через их внутреннюю сущность.

Подчинительная связь: управление в словосочетании «ловит душу» (глагол управляет существительным в винительном падеже).

«Бор видал... железные шеломы княжьих дружин...» — метонимия. «Шеломы» (шлемы) и другие предметы одежды символизируют людей, которым они принадлежат.

Подчинительная связь: согласование в словосочетании «железные шеломы» (прилагательное согласуется с существительным).

«Паровоз выпустил белоснежные бакенбарды» — метафора. «Бакенбарды» — образ, передающий клубы пара, выходящие из паровоза.

Подчинительная связь: управление в словосочетании «выпустил бакенбарды» (глагол управляет существительным в винительном падеже).

«Гость лишнего стакана не выпьет» — метонимия. «Стакан» используется для обозначения выпивки, вместо слова «выпивка» употреблено само вместилище.

Подчинительная связь: управление в словосочетании «выпьет стакана» (глагол управляет существительным в родительном падеже).

«Ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках» — метафора. «Ресницы» и «зрачки» относятся к лепесткам и сердцевине ромашки, но описаны как части человеческого глаза.

Подчинительная связь: согласование в словосочетании «белые ресницы» (прилагательное согласуется с существительным).

«Слабое женское сословие, густо облепившее подоконники...» — метонимия. «Сословие» подразумевает группу людей, женщин, которые собрались у подоконников.

Подчинительная связь: согласование в словосочетании «женское сословие» (прилагательное согласуется с существительным).

«Карандаш мне никогда не давался» — метонимия. «Карандаш» в данном контексте представляет собой письменные навыки или способность рисовать.

Подчинительная связь: управление в словосочетании «не давался карандаш» (глагол управляет существительным в именительном падеже).

«Кроме меча, грабежа и лукавства» — синекдоха. «Меч» здесь символизирует военные действия и насилие.

Подчинительная связь: управление в словосочетании «поправлять мечом» (глагол управляет существительным в творительном падеже).

«В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными...» — метафора. «Стояли тихими» описывает состояние города через образ молчания, которое присуще живым существам.

Подчинительная связь: согласование в словосочетании «тихими Гагры» (прилагательное согласуется с существительным).

«Полураздетый лес грустит» — метафора. «Лес грустит» — это оживление природного объекта, наделение его человеческими чувствами.

Подчинительная связь: согласование в словосочетании «полураздетый лес» (прилагательное согласуется с существительным).

140. Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении. Какие тропы и фигуры речи использует автор и с какой целью?

У меня под горой народился маленький нежный ручей. Я это чувствую, я слышу издалека. Не пойти ли теперь да взглянуть на него? Под горой, среди хрусткого и зернистого снега, среди мёртвых, иссушенных временем и морозами листьев травы — сверкание и шелест.

Тут крошечный беспомощный младенец. Он дышит чуть приметным, совсем ещё наивным, но уже тревожным сном. Он медленно колышется от сонного дыхания и — светится. Тут солнце влажной доброю ладонью накрывает новорождённое его теченьице. Тут, среди мокрого и счастливого снега весны.

К вечеру опустится морозец. Он закуёт послушные и звонкие овраги, колеи, пригорки. Ну как же тут уснуть? И среди ночи придётся мне спуститься под гору, к ручью.

Он прикорнул здесь в своей ложбинке. Подёрнут инеем. Он боязливым робким сном забылся до рассвета.

Тут надо взять его в ладони. Да отнести домой, там уложить, как маленького чуткого котёнка, и греть его дыханием. До рассвета. Ты сам заснёшь над ним и не заметишь, как встанет солнце. А твой младенец убежал, его уже нет по всей избе. Он снова там звенит сквозь утро под горой и на какой-то тоненькой струне играет.

И так до самого заката. То здесь, то там звенит, сверкает, хлопает в ладоши, хихикает…А к вечеру над озером вспыхнет месяц, когда опять морозец опустится. Ручей притихнет на какую-то минуту. Спустишься под гору опять накрыть его дыханием либо ладошкой, а вон он сидит — на берегу. В голубеньких сапожках, глаза блестят, улыбка светится. Протянул беспечно руку, выломил из воздуха янтарный рожок месяца и, как на дудке, на месяце наигрывает. Только пальчики, как перламутры, сия-ют, когда перебирает ими, разгуливая по мелодии своим непоседливым и простодушным дыханием.

Олицетворение: "Народился маленький нежный ручей" и "Он дышит" — ручей наделяется человеческими качествами, что создает образ живого существа. Это помогает читателю почувствовать теплоту и нежность к природным явлениям.

Метафора: "Среди мёртвых ... листьев" — данное выражение углубляет образ, придавая ему эмоциональную насыщенность.

Литота: "Крошечный беспомощный младенец" и "новорожденное его теченьице" — здесь акцентируется малый размер ручья, что усиливает ощущение его хрупкости.

Сравнение: "Как маленького чуткого котёнка" — делает образ более наглядным и близким для восприятия.

Риторический вопрос: "Ну как же тут уснуть?" — побуждает читателя задуматься о эмоциональном состоянии героя.

Парцелляция: "До рассвета" — используется для акцентирования времени, создавая напряжение и ожидание.

Сравнительные обороты: "В голубеньких сапожках, глаза блестят, улыбка светится" — добавляют живости и делают картину более яркой.






ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 44

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):