menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова §3. Единицы и уровни языковой системы


7. 1. Какие единицы и уровни языковой системы выделяет автор? В каких разделах науки о языке изучаются эти единицы?

Автор выделяет фонему, морфему, слово и предложение. Фонетика изучает фонемы (звуки), морфемика изучает морфемы (части слова: приставку, корень, суффикс, окончание), а разделы науки о языке, такие как морфология и лексикология, изучают слово как единицу, несущую определённое значение, а также словарный состав языка. Синтаксис, в свою очередь, изучает предложение и его структуру.

2. Может ли слово являться единицей разных уровней языковой системы? Аргументируйте свой ответ.

Да, слово может являться единицей разных уровней языковой системы. Это происходит потому, что слово как лингвистическая единица имеет множество характеристик и функций, которые могут быть рассмотрены на разных уровнях анализа.

Фонемный уровень: На этом уровне слово рассматривается как последовательность фонем (звуков), и слова различаются по звуковой структуре. Например, слова "собака" и "космос" различаются в фонетическом отношении, так как имеют разные фонемы.

Морфологический уровень: Здесь слово анализируется с точки зрения его морфологической структуры. Слово может быть разбито на морфемы (префиксы, корни, суффиксы и окончания), и это позволяет понять его грамматические и смысловые характеристики. Например, слово "бегал" состоит из морфем "бег-" (корень) и "-ал" (суффикс), что указывает на форму глагола прошедшего времени.

Лексический уровень: Здесь слово рассматривается как единица с определенным лексическим значением. Лексикология изучает слова как лексические единицы, определяя их значения, синонимы, антонимы и контексты употребления. Например, слова "автомобиль" и "машина" являются синонимами с разными лексическими оттенками.

Синтаксический уровень: Здесь слово рассматривается с точки зрения его роли в предложении и связей с другими словами. В предложении слово может выступать в качестве субъекта, объекта, сказуемого и т.д. Эта роль слова определяется его синтаксической функцией. Например, в предложении "Солнце светит", слово "Солнце" выполняет функцию субъекта.

3. Определите вид односоставных предложений, приведённых автором в качестве примера.

Это назывное предложение.

8. Начертите таблицу в тетради, заполните пустую графу (кроме последней строки) примерами из предложения.

Заполняем таблицу, примеры берем из предложения. Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая  — от  полноты чувств  и мыс-лей и недостатка слов для их выражения.

9. Прочитайте диалог и найдите неверное утверждение, касающееся определения выделенной конструкции. Аргументируйте свой ответ.— Ты меня слышишь?— А?

1. Эту конструкцию можно отнести к фонетическим и графическим единицам: [а] — звук речи, А — буква.

2. Эту конструкцию можно отнести к морфологическим единицам: это служебная часть речи — сочинительный противительный союз.

3. Эту конструкцию можно отнести к лексическим единицам: «а» является словом — эмоциональным междометием.

4. Эту конструкцию можно отнести к единицам синтаксиса. Это не-членимое предложение (реплика в диалоге).

Неверное утверждение: 2. Эту конструкцию можно отнести к морфологическим единицам: это служебная часть речи — сочинительный противительный союз.

Аргументация:
Конструкция "А?" в данном контексте не является сочинительным противительным союзом. Она скорее представляет собой эмоциональное междометие, используемое для выражения удивления, недоумения или запроса повторения сказанного. Таким образом, она относится к лексическим единицам, как вариант междометия, а не к морфологическим единицам или союзам.


Вы просматриваете решебник по русскому языку 10 класс учебник Гусарова §3. Единицы и уровни языковой системы

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: