menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова §1. Язык как знаковая система


1. 1. Языковой знак можно условно сравнить с орехом: его скорлупа (то есть план выражения) позволит нам безошибочно отличить кедровый орех от фундука или арахиса. Находящееся внутри ядро — начинки (то есть план содержания) различны по вкусу, что тоже исключает возможность путаницы. Проанализируйте выделенные слова в приведённом ниже предложении. Имеют ли они различия? В чём?

В данном предложении выделены слова "ворон", которые являются однокоренными словами, но имеют различия в контексте использования:

"Грозный ворон" - в этом случае "ворон" употреблено в значении "птица".

"ворон в округе" - в данном контексте "ворон" также означает "птиц", но используется во множественном числе и описывает множество птиц в округе.

Таким образом, слова "ворон" в данном предложении различаются контекстом использования и числом (единственное число или множественное число), но остаются однокоренными.

2. Многие учёные считают самостоятельными языковыми знаками (разной степени сложности) текст, высказывание, предложение, слово. Морфему же (приставку, корень, суффикс, окончание) считают несамостоятельным знаком, хотя и признают, что она является минимальной единицей знаковой системы языка. Объясните, почему морфема не может считаться самостоятельным знаком. Всегда ли морфема в слове материально выражена?

Морфема не считается самостоятельным языковым знаком, так как она не может существовать и функционировать отдельно от слова или текста. Морфема - это минимальная значимая единица языка, которая не несет смысла сама по себе и получает смысл только в контексте слова или высказывания.

Морфемы могут быть материально выражены, то есть представлены буквами или фонемами в слове. Однако существуют и нематериальные морфемы, такие как аффиксы (приставки, суффиксы, окончания), которые изменяют форму или значение слова, но сами не произносятся как отдельные единицы. Например, в слове "читал" суффикс "-ал" указывает на прошедшее время, но сам по себе не имеет фонетического выражения.

Морфемы важны для понимания структуры слов и их изменений в языке, но они всегда связаны с конкретными словами и не существуют в изоляции. Морфемы придают словам грамматические и семантические характеристики, но их значение и функция полностью проявляются только в контексте языковой речи.

3. Выпишите из приведённого выше текста первое предложение второго абзаца; выделите в нём все языковые знаки; аргументируйте свой ответ.

Язык не составляет исключения из общего правила.

Слово "Язык" - существительное, обозначает объект.

Слово "не" - частица, в данном случае, служит отрицанием.

Слово "составляет" - глагол, обозначает действие.

Слово "исключения" - существительное, обозначает объект.

Слово "из" - предлог, указывает на отношения между объектами.

Слово "общего" - прилагательное, обозначает признак объекта.

Слово "правила" - существительное, обозначает объект.

Эти языковые знаки используются для формирования предложения и передачи смысла.

2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.

Наливалось дерево языка. Вначале было слово, не имеющее формы. Человек свято и греховно сотворил форму для слова, создав кириллицу, рисунок, скульптуру.

Мне снится, как мне снится золотое дерево языка! Оно растет сквозь меня, всасывая мои соки, оно прорастает сквозь мою жизнь, шумит кроной надо мной.

Крона языка — моя навязчивая идея. Мне хочется на какой-нибудь площади поставить монумент языку. Это будет памятником ушедшим великим словам — «не лепо ли ны бяшет, братие», — это будет вечный огонь живого слова. Там сольются поэзия и архитектура. Как колокола, будут раскачиваться золотые «А», сережками будут звенеть «С», фыркнет филином «Ф», будут наливаться винные гроздья «О» — крона должна быть золотой, слегка качаться от нагреваемого воздуха, от света, человеческого дыхания.

Различные ассоциации и образы, творческая фантазия автора, безусловно, имеют право на существование. Однако какую содержательную неточность допустил автор в первом абзаце текста? Поясните.

1. Почему буквы алфавита ассоциируются у автора с определёнными понятиями? Аргументируйте свой ответ.

2. Какие функции языка нашли отражение в этом тексте?

3. Укажите предложения, в которых подлежащие выражены словосочетаниями.

Содержательной неточностью в первом абзаце текста является употребление слова "навячивая" вместо "навязчивая". Это опечатка, которая меняет смысл слова. Правильное слово "навязчивая" означает "которая навязывается", в то время как "навячивая" - это орфографическая ошибка.

Буквы алфавита ассоциируются у автора с определенными понятиями, вероятно, из-за их звукового сходства или символической значимости. Например, "золотые «А»" может ассоциироваться с богатством и ценностью, "сережками будут звенеть «С»" может подразумевать звучность и звук, а "фыркнет филином «Ф»" может ассоциироваться с природой и животным миром. Эти ассоциации могут быть частью образов и метафор, используемых автором для описания языка как чего-то ценного и живого.

Функции языка, которые нашли отражение в этом тексте:

Экспрессивная функция (выразительная): текст наполнен эмоциональной окраской, автор выражает свои чувства и восприятие в отношении языка и его звуков.
Коммуникативная функция: автор общается с читателями, передавая свои мысли и образы через текст.
Поэтическая функция: текст содержит поэтические образы и метафоры, создавая художественное восприятие языка.
Символическая функция: буквы алфавита и язык в целом служат символами, обозначающими разные концепции и ассоциации.
Предложения, в которых подлежащие выражены словосочетаниями:

"Мне хочется на какой-нибудь площади поставить монумент языку."
"Это будет памятником ушедшим великим словам — «не лепо ли ны бяшет, братие»."

3. Прочитайте высказывание о языке.

Язык, безусловно, далеко не единственное средство передачи информации, которую можно сообщить и с помощью других средств общения: жестов, мимики, рисунка, музыки, танца, азбуки Морзе, морской флажковой сигнализации, различных систем символов и знаков. Это могут быть химические, физические, математические символы, дорожные знаки, знаки воинских отличий и т. д. Однако именно язык является среди них основным, ведущим, как наиболее совершенное, универсальное и полифункциональное средство общения.

1. Можно ли считать перечисленные автором средства общения языками? Что лежит в их основе? Аргументируйте свой ответ.

Нет, перечисленные автором средства общения (жесты, мимика, рисунок, музыка, танец, азбука Морзе, морская флажковая сигнализация, химические, физические, математические символы, дорожные знаки, знаки воинских отличий и др.) не являются языками в строгом смысле этого слова. В их основе лежат различные системы символов и знаков, которые могут использоваться для передачи информации, но они не обладают всеми характеристиками настоящих языков, такими как грамматическая структура, способность к абстрактному мышлению, обширная лексика и т. д. Однако они являются средствами коммуникации.

2. Какие языки называются искусственными? С чем, на ваш взгляд, связано их появление?

Искусственные языки создаются человеком и не являются естественно возникшими языками. Они могут быть созданы для различных целей, таких как международное общение (например, эсперанто), научные исследования (например, логические языки программирования), фантазия и искусство (например, языки для вымышленных миров в литературе и кино). Появление искусственных языков связано с потребностью в универсальных средствах общения или с желанием создать что-то новое и оригинальное.

3. Определите лексическое значение выделенного слова.

Лексическое значение выделенного слова "универсальный" указывает на способность чего-либо быть применимым или подходящим для различных целей, областей или ситуаций. Это означает, что что-то универсальное может использоваться в широком спектре контекстов или для решения разнообразных задач.

4. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.

Цветочные словари разных авторов (среди которых были шведский король Карл XII и российская императрица Екатерина II) публиковались в течение всего сентиментального столетия. Этой «наукой» увлекались на Востоке и в Европе.

Правда, значение цветов в разных странах и в разных литературных источниках могло разниться, поэтому и в расшифровке посланий иногда возникала путаница. Василёк, к примеру, мог означать искренность отношений или жестокость.

Зато королева цветов – роза – у всех народов и во все времена считалась символом красоты и любви. Особенно красная.

Гвоздики могут иметь самое разное значение: всё зависит от цвета. Розовые гвоздики – знак бесконечной благодарности, как правило, их дарят матерям. Красные говорят о победе, успехе, уважении. Такие цветы принято преподносить на юбилеи. Букет из белых гвоздик – пожелание удачи во всех начинаниях. Жёлтых – просьба о внимании и сочувствии . Несколько полосатых гвоздик означают окончательный отказ. А вот гербера выражает симпатию. Это лучший подарок для друзей, коллег, да и возлюбленных.

Хризантема сложное растение. Его значение во многом зависит от цвета лепестков. Красные хризантемы обещают дружбу, белые говорят об искренности, жёлтые выражают благодарность. На Востоке хризантема долгое время считалась олицетворением лести. Но в Китае этот цветок ассоциируется с осенью и урожаем. Хризантема является одним из четырёх китайских «благородных символов» (наряду с бамбуком, сливой и орхидеей).

Цветочные послания остались в далёком прошлом. А жаль!.. Не все эмоции можно выразить словами.

Цветочные – В данном случае, мягкий знак не пишется в сочетании "ЧН", так как звук [Ч] всегда остается мягким.

Словари – В этом слове корень "словар-" является непроверяемым. Мы можем связать его с другими словами, такими как "слово" или "словарник", которые имеют схожую этимологию.

Шведский – Здесь проверочное слово "шведы" помогает определить, как пишется данное слово.

Императрица – Мы можем использовать проверочное слово "империя" для правильной орфографии.

Публиковались – Проверочное слово "публично" может помочь нам понять, как правильно пишется это слово.

В течение – Этот предлог, когда используется в значении длительности, всегда пишется раздельно.

Сентиментального – Это слово является словарным.

Столетия – В этом слове между корнями "ст-" и "-лет-" находится соединительная гласная "О". Важно помнить, что в таких случаях "А" не бывает.

Увлекались – Для правильной орфографии слова можно использовать проверочное слово "увлечься".

Значение – Мы можем воспользоваться проверочным словом "значит".

Источниках – Здесь мягкий знак не пишется в сочетании "ЧН", так как звук [Ч] всегда мягкий.

Разниться – Проверочное слово "разный" позволяет нам правильно написать это слово.

Поэтому – Это союз и пишется слитно. Его можно заменить на "следовательно", и вопросы не задаются.

Расшифровке – Префикс "рас-" оканчивается на глухую "С", так как после него следует корень, начинающийся с глухой "Ш".

Возникала – Проверочное слово "возник" помогает правильно написать это слово.

Путаница – Это существительное, образованное от прилагательного "путаный". В прилагательной форме пишется "Н", поэтому и в существительной орфография сохраняется.

Означать – Проверочное слово "значит" может помочь в написании этого слова.

Искренность – Это существительное, произошедшее от прилагательного "искренний". В прилагательной форме "НН" сохраняется, и это правило применяется и к существительной форме.

Жестокость – Словарное слово.

Зато – Этот союз пишется слитно и может быть заменен на "НО". Вопросы не задаются.

Королева – Словарное слово.

Времена – У существительных на "-МЯ" (например, "время") суффикс "-ен-" пишется без изменений.

Считалась – Здесь происходит чередование корней "чит\чет", и в данном случае пишется "-чит-", так как после него следует суффикс "-а-".

Особенно – Это наречие, образованное от прилагательного "особенный". "НН" в этом случае сохраняется.

Гвоздики – Словарное слово.

Зависит – Это слово относится к словам второго спряжения (хотя инфинитив "зависеть"), и поэтому в окончании пишется "И".

Бесконечной – Префикс "бес-" оканчивается на глухую "С", так как за ним следует корень, начинающийся с глухой "К". В сочетании "ЧН" мягкий знак не пишется, так как звук [Ч] всегда мягкий.

Благодарности – Для правильного написания этого слова можно использовать проверочное слово "благо".

Матерям – В слове "мать" в косвенных падежах (кроме винительного) суффикс "-ер".

О победе – Это существительное, принадлежащее к первому склонению, женского рода, единственного числа в предложной форме. Мы можем проверить орфографию, сравнивая это слово с другим словом того же склонения с ударной гласной в окончании: о чём? о водЕ.

Об успехе – Это существительное, принадлежащее ко второму склонению, мужского рода, единственного числа в предложной форме. Мы можем проверить орфографию, сравнивая это слово с другим словом того же склонения с ударной гласной в окончании: о ком? о коне.

Об уважении – В существительных склонения на "-ие" в предложной форме пишется "И".

Принято – Это страдательное причастие, прошедшее время, образованное от глагола "принять". Гласная "Я" сохраняется.

Преподносить – Префикс "пре-" эквивалентен "пере-" (преподнести – передать из рук в руки, подарить).

Юбилеи – Словарное слово.

Пожелание – Словарное слово.

Начинаниях – Проверочное слово "начин" указывает на начало.

Жёлтых – Проверочное слово "жЕлтеть".

Просьба о внимании – Проверочное слово "проСить". Слово "внимание" в предложениях, подобных этому, пишется с буквой "И".

Сочувствии – Словарное слово; "сочувствие" в предложениях с буквой "И".

Несколько – Это неопределенное местоимение и пишется раздельно. После "Ц" пишется "И" (например, "несколько раз").

Полосатых – Проверочное слово "пОлосы".

Окончательный – В этом слове, в сочетании "НЧ", мягкий знак не пишется, так как звук [Ч] всегда остается мягким.

Выражает – Словарное слово.

Коллег – Словарное слово.

Возлюбленных – В суффиксе причастия пишется "НН". Это слово образовано от глагола совершенного вида "возлюбить" (что сделать).

Хризантема – Словарное слово.

Растение – Здесь происходит чередование корней "раст(рощ)/рос". Правильная форма – с "А".

Лепестков – Словарное слово.

Олицетворением – Проверочное слово "лИца". Здесь чередуются корни "твар/твор", и без ударения пишется "О".

Ассоциируется – Словарное слово.

С урожаем – Словарное слово.

Является – Глагол I спряжения (являться, не на ИТЬ), поэтому пишется "Е". Что делает? Является.

Благородных – Проверочное слово "блАго".

Наряду – Это наречие и пишется слитно (как "наряду"). Нельзя заменить на "НО", и вопросы не задаются.

Орхидеей – Словарное слово.

Не все эмоции – В данном случае, словосочетание с местоимениями (кроме неопределенных и отрицательных) пишется раздельно. После "Ц" пишется "И" (например, "не все эмоции").

1. Можно ли утверждать, что существует «язык цветов»? Докажите.

Существует ли "язык цветов"? Вопрос этот интересует многих исследователей и любителей цветов. Однако, ответ на него не так прост, как может показаться.

Для начала, следует отметить, что концепция "языка цветов" не имеет однозначного определения. В разных культурах и эпохах разные цвета могли олицетворять различные значения и чувства. Например, в западной культуре красные цветы могут символизировать страсть или любовь, в то время как в некоторых азиатских странах они ассоциируются с смертью. Это говорит о том, что "язык цветов" не является универсальным и может меняться в зависимости от контекста и культурных особенностей.

Тем не менее, существуют общепринятые ассоциации цветов, которые используются в коммуникации. Например, белые цветы часто ассоциируются с чистотой и невинностью, а синие – с спокойствием и гармонией. Эти ассоциации могут быть использованы в подарках или оформлении, чтобы выразить определенные чувства или послание.

Кроме того, в некоторых случаях цвета могут использоваться для обозначения определенных сигналов или предупреждений, например, в дорожных знаках или сигналах светофора.

Таким образом, можно сказать, что существует определенный набор ассоциаций цветов, который может использоваться в коммуникации и для выражения чувств. Однако, утверждать, что существует универсальный и строго определенный "язык цветов", было бы упрощением, учитывая разнообразие культурных контекстов и исторических изменений в интерпретации цветовых символов.

2. К какому стилю речи относится данный текст? Подтвердите ваше мнение анализом языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических.

Данный текст можно отнести к научно-публицистическому стилю речи. Этот стиль характеризуется использованием академической и специализированной лексики, а также объективным, информативным характером изложения.

Анализ языковых средств подтверждает это:

Употребление специализированной лексики, такой как "цветочные словари," "расшифровке посланий," "символом красоты и любви," "благодарности," "симпатию," "олицетворением," "благородных символов."

Употребление научных и терминологических терминов, например, "сентиментальное столетие," "ассоциации цветов," "контекста и культурных особенностей."

Использование морфологических средств для обозначения значений, например, "красные гвоздики," "белые гвоздики," "жёлтые хризантемы."

Представление информации с объективным подходом, основанное на исторических фактах и культурных особенностях.

Синтаксическая структура текста включает сложные предложения, что также характерно для научно-публицистического стиля.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 1

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: