1. 1. Языковой знак можно условно сравнить с орехом: его скорлупа (то есть план выражения) позволит нам безошибочно отличить кедровый орех от фундука или арахиса. Находящееся внутри ядро — начинки (то есть план содержания) различны по вкусу, что тоже исключает возможность путаницы. Проанализируйте выделенные слова в приведённом ниже предложении. Имеют ли они различия? В чём? 2. Многие учёные считают самостоятельными языковыми знаками (разной степени сложности) текст, высказывание, предложение, слово. Морфему же (приставку, корень, суффикс, окончание) считают несамостоятельным знаком, хотя и признают, что она является минимальной единицей знаковой системы языка. Объясните, почему морфема не может считаться самостоятельным знаком. Всегда ли морфема в слове материально выражена? 3. Выпишите из приведённого выше текста первое предложение второго абзаца; выделите в нём все языковые знаки; аргументируйте свой ответ. 2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков. Различные ассоциации и образы, творческая фантазия автора, безусловно, имеют право на существование. Однако какую содержательную неточность допустил автор в первом абзаце текста? Поясните. 1. Почему буквы алфавита ассоциируются у автора с определёнными понятиями? Аргументируйте свой ответ. 2. Какие функции языка нашли отражение в этом тексте? 3. Укажите предложения, в которых подлежащие выражены словосочетаниями. 3. Прочитайте высказывание о языке. Язык, безусловно, далеко не единственное средство передачи информации, которую можно сообщить и с помощью других средств общения: жестов, мимики, рисунка, музыки, танца, азбуки Морзе, морской флажковой сигнализации, различных систем символов и знаков. Это могут быть химические, физические, математические символы, дорожные знаки, знаки воинских отличий и т. д. Однако именно язык является среди них основным, ведущим, как наиболее совершенное, универсальное и полифункциональное средство общения. 1. Можно ли считать перечисленные автором средства общения языками? Что лежит в их основе? Аргументируйте свой ответ. 2. Какие языки называются искусственными? С чем, на ваш взгляд, связано их появление? 3. Определите лексическое значение выделенного слова. 4. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков. 1. Можно ли утверждать, что существует «язык цветов»? Докажите. 2. К какому стилю речи относится данный текст? Подтвердите ваше мнение анализом языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических.