menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс Чердаков, Дунев § 8 СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ПАРОНИМЫ



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

Упражнение 73
Какие лингвистические термины со вторым компонентом греческого происхождения -ним вы знаете? Дайте им определения.
При помощи словаря синонимов или толкового словаря подберите несколько пар синонимов, различающихся оттенками значения. Сформулируйте, в чём состоят эти различия.
Чем различаются синонимы: спать — почивать — дрыхнуть?
В каких случаях вы могли бы обратиться к словарю синонимов в поисках нужного слова?
В текстах каких функциональных стилей активно используются синонимы? Аргументируйте свой ответ.
В чём состоит разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?
С. Д. Довлатов в «Записных книжках» иронизировал над фразами незадачливого сочинителя: Вдоль дороги росли кусты барышника...; Он нахлобучил изящное соломенное канапе... Какие слова спутал автор этих фраз?
Упражнение 74
Составьте словосочетания с синонимами старый, давний, старинный, ветхий, древний. Во всех ли случаях они взаимозаменяемы? Почему? Подберите к каждому прилагательному существительные, которые могут употребляться только с этим словом.
Упражнение 75
Прочитайте текст, выпишите синонимы, в том числе контекстуальные. Соотнесите этот фрагмент сатирического романа В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» с материалом рубрики «Фокус» из изучаемого параграфа. Как вы сами относитесь к синонимам, которые так любил редактор Ермолкин?
Упражнение 76
Подберите синонимы к часто используемым в сочинениях словам: автор, герой, сюжет, идея, изображать, мнение, думать. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов. Зачем в сочинениях необходимо использовать синонимы к этим словам? Как это влияет на качество речи? Составьте и запишите небольшой текст, используя эти синонимические ряды.
Упражнение 77
Прочитайте отрывок из шуточного рассказа. Ответьте на вопросы и выполните задания 
к тексту.
На чём построен комический эффект текста? Какую роль играют синонимы в тексте?
Найдите все синонимические ряды в тексте. Выберите один из синонимических рядов, выявите общее значение синонимов. Определите оттенки, которые отличают синонимы друг от друга, и типичные случаи их употребления. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Напишите небольшой юмористический рассказ, используя 3-4 синонимических ряда.
Упражнение 78
Подберите как можно больше синонимов к словам, отмечая их стилевую принадлежность.
Упражнение 79
Определите, чем вызван комический эффект в приведённом высказывании. Какой приём выразительности, построенный на употреблении синонимов, неумело используется в речи?
Упражнение 80
Перепишите пословицы, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. 
Найдите слова, которые противопоставляются друг другу. Все ли они являются антонимами?
Мал
да
дорог
В гостях
а
дома
Вместе
а
врозь
Готовь
а
телегу
Начал
кончил
Не было бы счастья
да
несчастье
Не знаешь
потеряешь
Не имей
а имей
По одежке
по уму
Слово
молчание
Старый друг
новых двух
Сытый
не разумеет
Тише
дальше
Утро
вечера
свет
тьма
Худой мир
доброй ссоры
Чужую
разведу
а
своей
не приложу
деревне
городе
Гора
мышь
Юность
старость
Упражнение 81
Используя антонимы, напишите небольшое рассуждение (не более 10 
предложений), озаглавленное любой из пословиц из предыдущего упражнения и раскрывающее её смысл.
Упражнение 82
Используя словарь, определите смысловые различия паронимов и укажите круг слов, с которыми каждый из них сочетается.
Упражнение 83
Составьте словосочетания с каждым из паронимов. Укажите, каким оттенком значения они отличаются друг от друга.
Упражнение 84
С каждым из паронимов составьте предложение, доказывающее следующее правило: паронимы, в отличие от синонимов, не взаимозаменяемы, замена одного паронима другим является ошибкой.
Похолодать
надеть
оплатил
отразить
иммигрировать
предоставить
вперемешку
на проверку
На поверку
Упражнение 85
Исправьте речевые ошибки в школьных сочинениях, возникающие из-за смешения паронимов. Прокомментируйте выбор паронима в каждом предложении.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 8

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):