Упражнение 73 Какие лингвистические термины со вторым компонентом греческого происхождения -ним вы знаете? Дайте им определения. При помощи словаря синонимов или толкового словаря подберите несколько пар синонимов, различающихся оттенками значения. Сформулируйте, в чём состоят эти различия. Чем различаются синонимы: спать — почивать — дрыхнуть? В каких случаях вы могли бы обратиться к словарю синонимов в поисках нужного слова? В текстах каких функциональных стилей активно используются синонимы? Аргументируйте свой ответ. В чём состоит разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами? С. Д. Довлатов в «Записных книжках» иронизировал над фразами незадачливого сочинителя: Вдоль дороги росли кусты барышника...; Он нахлобучил изящное соломенное канапе... Какие слова спутал автор этих фраз? Упражнение 74 Составьте словосочетания с синонимами старый, давний, старинный, ветхий, древний. Во всех ли случаях они взаимозаменяемы? Почему? Подберите к каждому прилагательному существительные, которые могут употребляться только с этим словом. Упражнение 75 Прочитайте текст, выпишите синонимы, в том числе контекстуальные. Соотнесите этот фрагмент сатирического романа В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» с материалом рубрики «Фокус» из изучаемого параграфа. Как вы сами относитесь к синонимам, которые так любил редактор Ермолкин? Упражнение 76 Подберите синонимы к часто используемым в сочинениях словам: автор, герой, сюжет, идея, изображать, мнение, думать. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов. Зачем в сочинениях необходимо использовать синонимы к этим словам? Как это влияет на качество речи? Составьте и запишите небольшой текст, используя эти синонимические ряды. Упражнение 77 Прочитайте отрывок из шуточного рассказа. Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту. На чём построен комический эффект текста? Какую роль играют синонимы в тексте? Найдите все синонимические ряды в тексте. Выберите один из синонимических рядов, выявите общее значение синонимов. Определите оттенки, которые отличают синонимы друг от друга, и типичные случаи их употребления. В случае затруднения обратитесь к словарю. Напишите небольшой юмористический рассказ, используя 3-4 синонимических ряда. Упражнение 78 Подберите как можно больше синонимов к словам, отмечая их стилевую принадлежность. Упражнение 79 Определите, чем вызван комический эффект в приведённом высказывании. Какой приём выразительности, построенный на употреблении синонимов, неумело используется в речи? Упражнение 80 Перепишите пословицы, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, которые противопоставляются друг другу. Все ли они являются антонимами? Мал да дорог В гостях а дома Вместе а врозь Готовь а телегу Начал кончил Не было бы счастья да несчастье Не знаешь потеряешь Не имей а имей По одежке по уму Слово молчание Старый друг новых двух Сытый не разумеет Тише дальше Утро вечера свет тьма Худой мир доброй ссоры Чужую разведу а своей не приложу деревне городе Гора мышь Юность старость Упражнение 81 Используя антонимы, напишите небольшое рассуждение (не более 10 предложений), озаглавленное любой из пословиц из предыдущего упражнения и раскрывающее её смысл. Упражнение 82 Используя словарь, определите смысловые различия паронимов и укажите круг слов, с которыми каждый из них сочетается. Упражнение 83 Составьте словосочетания с каждым из паронимов. Укажите, каким оттенком значения они отличаются друг от друга. Упражнение 84 С каждым из паронимов составьте предложение, доказывающее следующее правило: паронимы, в отличие от синонимов, не взаимозаменяемы, замена одного паронима другим является ошибкой. Похолодать надеть оплатил отразить иммигрировать предоставить вперемешку на проверку На поверку Упражнение 85 Исправьте речевые ошибки в школьных сочинениях, возникающие из-за смешения паронимов. Прокомментируйте выбор паронима в каждом предложении.