menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 8 СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ПАРОНИМЫ


Упражнение 73

Какие лингвистические термины со вторым компонентом греческого происхождения -ним вы знаете? Дайте им определения.

Синоним (от греч. "syn" — вместе + "onoma" — имя) — слово или выражение, имеющее сходное или близкое значение с другим словом или выражением.

Антоним (от греч. "anti" — против + "onoma" — имя) — слово, противоположное по значению другому слову.

Гомоним (от греч. "homos" — одинаковый + "onoma" — имя) — слово или выражение, совпадающее по звучанию или написанию с другим словом или выражением, но имеющее разное значение.

Омоним (от греч. "homos" — одинаковый + "onoma" — имя) — слово, имеющее несколько различных значений, но совпадающее по звучанию или написанию с другим словом.

При помощи словаря синонимов или толкового словаря подберите несколько пар синонимов, различающихся оттенками значения. Сформулируйте, в чём состоят эти различия.

Синонимы: маленький — небольшой

"Маленький": указывает на небольшой размер, может подразумевать чем-то незначительное, малозначимое.
"Небольшой": также описывает небольшой размер, но может создавать более нейтральное или позитивное впечатление.
Синонимы: грустный — унылый

"Грустный": выражает состояние печали и горя, может быть связан с конкретным событием.
"Унылый": также описывает утрату радости, но может указывать на более долгосрочное и однообразное состояние.
Синонимы: злой — сердитый

"Злой": подразумевает более сильное и негативное эмоциональное состояние, возможно, с элементами агрессии.
"Сердитый": описывает более легкое раздражение или недовольство.
Синонимы: быстро — скоро

"Быстро": указывает на высокую скорость или оперативное действие.
"Скоро": описывает близкое будущее, указывая на момент времени, когда что-то произойдет.

Чем различаются синонимы: спать — почивать — дрыхнуть?

"Спать": общий термин, указывает на состояние сна, без дополнительных оттенков.
"Почивать": более формальный и лиричный вариант, может подразумевать более глубокий и комфортный сон.
"Дрыхнуть": несколько менее глубокий сон, кратковременное дремотное состояние.

В каких случаях вы могли бы обратиться к словарю синонимов в поисках нужного слова?

При поиске разнообразных выражений в тексте для избегания повторений.
При подборе наилучшего слова для передачи нужного оттенка значения в контексте.
При поиске альтернативных формулировок для стилистического разнообразия

В текстах каких функциональных стилей активно используются синонимы? Аргументируйте свой ответ.

В художественной литературе для создания богатой и красочной стилистики.
В поэзии для достижения ритмической и звуковой гармонии.
В рекламных текстах для подчеркивания качеств продукта.

В чём состоит разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?

Языковые синонимы - имеют близкие значения независимо от контекста. Например, "великолепный" и "превосходный".
Контекстуальные синонимы - имеют сходные значения только в определенных контекстах. Например, "банк" (предприятие) и "банк" (место для хранения денег).
Антонимы - имеют противоположные значения. Например, "горячий" и "холодный".

С. Д. Довлатов в «Записных книжках» иронизировал над фразами незадачливого сочинителя: Вдоль дороги росли кусты барышника...; Он нахлобучил изящное соломенное канапе... Какие слова спутал автор этих фраз?

С. Д. Довлатов спутал слова в фразах:

"Вдоль дороги росли кусты боярышник..." (вместо "Барышник").
"Он нахлобучил изысканное соломенное канотье..." (вместо "канапе").

Упражнение 74

Составьте словосочетания с синонимами старый, давний, старинный, ветхий, древний. Во всех ли случаях они взаимозаменяемы? Почему? Подберите к каждому прилагательному существительные, которые могут употребляться только с этим словом.

Старый дом – Давний обычай – Старинная картина – Ветхая одежда – Древний город.
Не во всех случаях синонимы могут быть взаимозаменяемы. Каждое из данных прилагательных имеет свои оттенки значения:
Старый: указывает на возраст, внешний вид или состояние предмета, который существует на данный момент, но не обязательно с давних времен.
Давний: описывает события или явления, которые имели место в отдаленном прошлом.
Старинный: подразумевает древность и относится к предметам или явлениям, которые существовали в прошлом и могут быть ценными с точки зрения истории и культуры.
Ветхий: уделяет внимание состоянию изношенности, негодности или ненадежности предмета.
Древний: выделяет древность объекта, указывая на его долгий срок существования.

 

Каждое из прилагательных может употребляться с разными существительными в зависимости от контекста. Например:

Старый дом: указание на состояние дома.
Давний обычай: описание давних традиций.
Старинная картина: отсылка к древнему произведению искусства.
Ветхая одежда: описание изношенной одежды.
Древний город: подчеркивание древности поселения.

Упражнение 75

Прочитайте текст, выпишите синонимы, в том числе контекстуальные. Соотнесите этот фрагмент сатирического романа В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» с материалом рубрики «Фокус» из изучаемого параграфа. Как вы сами относитесь к синонимам, которые так любил редактор Ермолкин?

Острый - пристально (контекстуально)
Слова - выражения
Живое - необыкновенной (контекстуально)
Дом - здание, строение
Красноармеец - красный воин
Лошади - конское поголовье
Небо - воздушный бассейн, пятый океан
Золото - чёрное золото (уголь и нефть), белое золото (хлопок), голубое золото (газ)
Золото - золото обыкновенное (в конкретном контексте)

Этот фрагмент из романа В. Н. Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" демонстрирует подход Ермолкина к редактированию и изменению текстов в стиле сатиры. Он заменяет обычные слова более красочными и громкими синонимами, создавая в тексте комический эффект. Такой подход усиливает впечатление о "необыкновенной эпохе" и преувеличивает важность событий и явлений.

Синонимы - это важный языковой ресурс, который позволяет улучшить структуру текста, варьировать лексический выбор и создавать интересные стилистические оттенки.

Упражнение 76

Подберите синонимы к часто используемым в сочинениях словам: автор, герой, сюжет, идея, изображать, мнение, думать. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов. Зачем в сочинениях необходимо использовать синонимы к этим словам? Как это влияет на качество речи? Составьте и запишите небольшой текст, используя эти синонимические ряды.

Автор: писатель, композитор.
Герой:  лицо, фигура, протагонист.
Сюжет: сюжетная линия, интрига, события, развитие событий.
Идея: концепция, мысль, представление, концепт.
Изображать: рисовать, показывать, отображать.
Мнение: точка зрения, взгляд, убеждение, представление.
Думать: мыслить, предполагать, считать.

 

Использование синонимов в сочинениях позволяет:
Расширить словарный запас и избежать повторений.
Подчеркнуть разнообразие и богатство языка.
Точнее передать оттенки значения и подхода к обсуждаемым темам.
Пример текста с использованием синонимов:

Писатель – тот, кто на своем творческом полотне выстраивает сложные сюжеты, передающие не только внешние события, но и внутренний мир персонажей. Идея, заложенная в литературное произведение, может быть скрытой, но она пронизывает каждую страницу, каждую мысль героев. Описывая мир вокруг, писатель показывает свою точку зрения, свое мнение о происходящем. Отображая переживания героев, он позволяет читателю размышлять, мыслить и предполагать, считать ли их поступки правильными.

Упражнение 77

Прочитайте отрывок из шуточного рассказа. Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту.

На чём построен комический эффект текста? Какую роль играют синонимы в тексте?

Комический эффект в тексте строится на игре слов и синонимов, которые здесь используются для создания комической ситуации. Персонаж Михайлов, представляющий институт Синонимов, употребляет синонимы с чрезмерной интенсивностью, создавая нелепое переизбыток форм выражения. Этот стиль разговора, переусложнение синонимическими выражениями, искажение их использования и реакция другого персонажа на это создают смешную ситуацию.

Синонимы в тексте играют роль средства создания юмора. Использование синонимов с чрезмерной интенсивностью и разнообразием формы выражения подчёркивает нелепость и надуманность ситуации. Они служат для подчёркивания комической натуры персонажа и его неординарных способов общения.

Найдите все синонимические ряды в тексте. Выберите один из синонимических рядов, выявите общее значение синонимов. Определите оттенки, которые отличают синонимы друг от друга, и типичные случаи их употребления. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Изложу, сущность, существо, содержание.
Торопить, подгонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать.
Хотеть, желать, стремиться, значит, сделать, совершить, произвести, сотворить.
Сказать, объяснить, разъяснить, изъяснить, растолкую.
Дать, вручить, выдать, предоставить.
Ноль, мелочь, пешка, пустое место, пятая спица.

Хотеть, желать, стремиться.
Общее значение синонимов: выражение желания или намерения чего-либо.
Оттенки и типичные случаи употребления: "Хотеть" является наиболее общим и нейтральным, "желать" обычно употребляется для более официального или возвышенного стиля, "стремиться" подчёркивает направленность усилий и активное движение к цели.

Напишите небольшой юмористический рассказ, используя 3-4 синонимических ряда.

В небольшом городке Лексиконе жил главный чудак — Игорь Значко, известный своей непередаваемой склонностью к синонимам. Все в городе собрались на праздник — турнир по скандинавской ходьбе. Игорь, пришедший поддержать спортсменов, вдруг воскликнул: "Ах, какое могучее желание наши атлеты испытывают! Какие стремления, какие устремления! Ведь эти сильные духом люди не просто идут, они мчатся, двигаются, а тут — впереди уже финиш! Победа близка, она на расстоянии вытянутой руки, на виду, в поле зрения! Такие усилия, такое напряжение, такое настойчивое действие!" Горожане переглядывались, но радовались — ведь этот забавный и оригинальный горожанин всегда приносил веселые моменты в их жизни.

Упражнение 78

Подберите как можно больше синонимов к словам, отмечая их стилевую принадлежность.

Говорить: болтать, чирикать, беседовать, рассказывать, выражать, произносить, молвить, глаголать, шептать.
Жить: находиться, существовать, обживать.
Смеяться: хохотать, скалить зубы, гоготать, хихикать.
Умереть: покинуть этот мир, отойти в иной мир, уйти в вечность.
Радоваться: радеть, восторгаться, ликовать, тешиться.
Грустить: унывать, скучать, тосковать, жалеть, сокрушаться.
Красиво: прекрасно, великолепно, обворожительно, гармонично.
Быстро: скоро, оперативно, резво, стремительно.
Хорошо: отлично, прекрасно, благополучно, достойно.
Плохо: неудачно, негативно, несовершенно, неподходяще.
Медленно: плавно, неторопливо, вяло.
Аккуратно: осторожно, тщательно, педантично.
Серьёзно: торжественно, глубокомысленно, официально.
Умный: интеллектуальный, разумный, сообразительный, образованный.
Глупый: несмышлёный, тупой, бестолковый, болванчик.
Ловкий: искусный, проворный, мастеровитый, гибкий.
Понятный: понятливый, понимающий, доступный.
Лицо: внешность.
Глаза: очи, зрачки.
Голова: череп, мозги, ум.
Друг: союзник, партнёр.
Муж: жених, сожитель, половинка.
Родители: папа и мама, родословные.

Упражнение 79

Определите, чем вызван комический эффект в приведённом высказывании. Какой приём выразительности, построенный на употреблении синонимов, неумело используется в речи?

В данном высказывании комический эффект вызван неумелым и преувеличенным использованием синонимов. Адвокат описывает речь плохого оратора, который, вместо того чтобы избегать повторов и лишних подробностей, использует множество синонимов, усугубляя структурную раздутость и многократное повторение одного и того же смысла.

Приём выразительности, который неумело используется в данной речи, - это переусложнение выражения. Вместо ясного и лаконичного изложения идей, оратор применяет избыточные синонимы, что делает высказывание громоздким, тяжеловесным и нелепым. В результате этого преувеличения комический эффект возникает из-за несоответствия между выразительными средствами и целью передачи информации.

Упражнение 80

Перепишите пословицы, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, которые противопоставляются друг другу. Все ли они являются антонимами?

Переписываем пословицы, расставляем знаки препинания и вставляем пропущенные буквы.

Выделим слова которые противопоставляются друг другу

Мал золотник, да дорог.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Начал за здравие, кончил за упокой.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Не знаешь где найдешь, где потеряешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

По одежке встречают, по уму провожают.

Слово серебро, молчание золото.

Старый друг лучше новых двух.

Сытый голодного не разумеет.

Тише едешь, дальше будешь.

Утро вечера мудренее.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Чужую буду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе.

Гора родила мышь.

Юность май цветущий, старость листопад.

Упражнение 81

Используя антонимы, напишите небольшое рассуждение (не более 10 предложений), озаглавленное любой из пословиц из предыдущего упражнения и раскрывающее её смысл.

Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе.

Эта пословица глубоко заслуживает наше внимание, ведь она напоминает нам о важности прогресса и стремления к успеху, даже если начинаешь с малого. В конечном счете, лидерство в небольшой деревне может оказаться значительно более значимым и влиятельным, чем скромная позиция в большом городе. Важно помнить, что не всегда масштаб определяет силу и значимость – главное, это рости и развиваться в том месте, где ты начинаешь.

Упражнение 82

Используя словарь, определите смысловые различия паронимов и укажите круг слов, с которыми каждый из них сочетается.
Паронимы - это слова, которые по звучанию схожи, но имеют разное значение. Они могут вызвать путаницу в письменности и речи из-за своей схожести. Вот смысловые различия паронимов и круг слов, с которыми они сочетаются:

Главный — основной, руководящий.
Сочетается с: роль, вопрос, момент, задача, принцип.

Заглавный — относящийся к заглавию, к началу.
Сочетается с: буква, страница, текст, заголовок.

Актёр — исполнитель роли на сцене.
Сочетается с: театр, роль, пьеса, спектакль, костюм.

Артист — творческий исполнитель, художник.
Сочетается с: цирк, шоу, выступление, искусство.

Абонент — абонирующий, использующий услуги связи.
Сочетается с: телефон, связь, номер, услуга.

Абонемент — документ для пользования услугами или посещения мероприятий.
Сочетается с: театр, клуб, библиотека, месяц.

Корни — часть растения, подземные части.
Сочетается с: растение, дерево, земля, почва.

Коренья — множественное число от "корень".
Сочетается с: растение, дерево, земля, почва.

Адресант — отправитель сообщения.
Сочетается с: письмо, сообщение, адрес, получатель.

Адресат — получатель сообщения.
Сочетается с: письмо, сообщение, адрес, отправитель.

Импорт — ввоз товаров из других стран.
Сочетается с: товар, страна, экономика, таможня.

Экспорт — вывоз товаров за пределы страны.
Сочетается с: товар, страна, экономика, рынок.

Благоустройство — улучшение окружающей среды.
Сочетается с: город, район, парк, инфраструктура.

Благоустроенность — степень благоустроенности.
Сочетается с: территория, место, объект, условия.

Дипломник — студент, защищающий дипломную работу.
Сочетается с: университет, работа, защита, выпуск.

Дипломант — лицо, награжденное дипломом, званием.
Сочетается с: награда, звание, медаль, достижение.

Дипломат — представитель государства, занимающийся международными отношениями.
Сочетается с: страна, переговоры, мир, политика.

Поступок — действие, поступок.
Сочетается с: человек, поведение, мораль, оценка.

Проступок — мелкое правонарушение.
Сочетается с: закон, наказание, ответственность, мораль.

Диктант — письменное задание для проверки знаний.
Сочетается с: урок, школа, образование, правила.

Диктат — авторитарное волеизъявление, установление правил.
Сочетается с: режим, власть, политика, меры.

Исток — начало, начало реки.
Сочетается с: река, поток, направление, происхождение.

Источник — место, откуда исходит что-либо.
Сочетается с: информация, знания, вода, энергия.

Советник — советчик, консультант.
Сочетается с: решение, совет, консультация, справка.

Советчик — человек, дающий советы.
Сочетается с: решение, совет, консультация, справка.

Экономика — общая деятельность в области производства и обмена товарами и услугами.
Сочетается с: страна, финансы, рынок, инфляция.

Экономия — сбережение, уменьшение затрат.
Сочетается с: деньги, ресурсы, энергия, бюджет.

Поиски — поиск, искание.
Сочетается с: информация, объект, решение, следы.

Происки — злонамеренные действия, заговоры.
Сочетается с: заговор, интрига, подстава, месть.

Невежа — грубый, необразованный человек.
Сочетается с: поведение, образование, манеры, выражение.

Невежда — человек, не знающий, неграмотный.
Сочетается с: знание, образование, уровень, культура.

Оклик — призыв, зов.
Сочетается с: имя, фамилия, внимание, ответ.

Отклик — реакция на призыв, ответ.
Сочетается с: звук, реакция, сообщение, мнение.

Упражнение 83

Составьте словосочетания с каждым из паронимов. Укажите, каким оттенком значения они отличаются друг от друга.

Экономный выбор — сделанный с умом и экономией ресурсов.
Экономичный автомобиль — расходующий топливо с минимальными затратами.
Экономический аспект — связанный с финансовыми и экономическими вопросами.
Оттенок различия: в первом случае упор на сбережение, во втором — на эффективное использование, в третьем — на связь с экономикой.

Эффектный наряд — привлекательный, выделяющийся.
Эффективный метод — способ, дающий хороший результат.
Оттенок различия: в первом случае акцент на внешнем впечатлении, во втором — на достижении цели.

Водный ресурс — связанный с водой.
Водяной элемент — свойственный воде.
Водянистый суп — с большим количеством жидкости.
Оттенок различия: в первом случае упор на принадлежность к воде, во втором — на свойства, характерные для воды, в третьем — на избыточное количество жидкости.

Болотный участок — расположенный в болоте.
Болотистая территория — имеющий много болот.
Оттенок различия: оба слова обозначают принадлежность к болоту, но первое скорее указывает на конкретное местоположение, второе — на характеристику.

Годовалый ребенок — имеющий один год.
Годовой отчет — составленный за год.
Годичный цикл — повторяющийся раз в год.
Оттенок различия: в первом случае упор на возраст, во втором — на период, в третьем — на повторение через год.

Деловой встреча — связанная с работой.
Дельный совет — содержащий полезные рекомендации.
Деловитый человек — предприимчивый, активный.
Оттенок различия: в первом случае упор на работу, во втором — на полезность, в третьем — на качество характера.

Нетерпимый к чужому мнению — не выносящий других точек зрения.
Нестерпимый запах — невыносимый, сильный.
Оттенок различия: оба слова связаны с чувствами, но в первом случае — с позицией, во втором — с интенсивностью.

Военный конфликт — связанный с войной.
Воинский подвиг — связанный с боевыми действиями.
Войсковой состав — связанный с определенной воинской частью.
Оттенок различия: в первом случае упор на войну, во втором — на боевые действия, в третьем — на организацию войск.

Тактичный человек — умеющий обходиться с другими.
Тактический ход — связанный с планом действий.
Оттенок различия: оба слова связаны с планированием и взаимодействием, но в первом случае — с общением, во втором — с планом.

Гуманный подход — человеческий, добрый.
Гуманитарный факультет — связанный с гуманитарными науками.
Оттенок различия: в первом случае упор на человечность, во втором — на предметную область.

Гордый человек — самоуверенный, достойный уважения.
Горделивый человек — высокомерный, заносчивый.
Оттенок различия: оба слова связаны с чувствами гордости, но в первом случае — с позитивной оценкой, во втором — с негативной.

Великий ученый — имеющий выдающиеся заслуги.
Величественный вид — внушающий величие и уважение.
Оттенок различия: в первом случае упор на заслуги, во втором — на внешний вид.

Безответный вопрос — оставшийся без ответа.
Безответственный человек — несерьезный, нерадивый.
Оттенок различия: в первом случае упор на отсутствие ответа, во втором — на несерьезность.

Удачный эксперимент — успешный, удачно завершившийся.
Удачливый человек — способный добиваться успеха.
Оттенок различия: оба слова связаны с успехом, но в первом случае — с событием, во втором — с личностью.

Соседний дом — находящийся рядом.
Соседский совет — общий с соседями.
Оттенок различия: оба слова связаны с близостью, но в первом случае — с расположением, во втором — с общностью.

Мелкий камешек — маленький по размеру.
Мелочный спор — связанный с мелкими деталями.
Оттенок различия: оба слова связаны с небольшим размером, но в первом случае — с объектом, во втором — с характеристикой.

Скрытый смысл — невидимый, непонятный.
Скрытный человек — обладающий секретами.
Оттенок различия: в первом случае упор на непонимание, во втором — на тайное поведение.

Опасный район — представляющий опасность.
Опасливый человек — боящийся опасности.
Оттенок различия: оба слова связаны с опасностью, но в первом случае — с характеристикой, во втором — с поведением.

Логичный вывод — основанный на логике.
Логический аргумент — связанный с логикой.
Оттенок различия: оба слова связаны с логикой, но в первом случае — с результатом, во втором — с характеристикой.

Упражнение 84

С каждым из паронимов составьте предложение, доказывающее следующее правило: паронимы, в отличие от синонимов, не взаимозаменяемы, замена одного паронима другим является ошибкой.

Похолодать в это время года не удивительно.

Мне нужно надеть пальто, чтобы не замерзнуть.

Я оплатил счет за обед.

Она решила отразить свои мысли в дневнике.

Он решил иммигрировать в другую страну.

Она сказала, что хочет предоставить свой отчет по проекту.

Он нарочно вел себя так, будто ничего не заметил.

Они добавили специи вперемешку с овощами.

Мы отправили документы на проверку.

На поверку оказалось, что прибор работает некорректно.

Упражнение 85

Исправьте речевые ошибки в школьных сочинениях, возникающие из-за смешения паронимов. Прокомментируйте выбор паронима в каждом предложении.

Исправляем ошибки, подставляем нужное слово.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 8

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: